Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы отбора музыкального материала для вокально-хоровых упражнений






Очень спорным в вокальной педагогике до сего времени является вопрос о музыкальном материале, на котором должны строится вокальные упражнения и формироваться навыки.

В певческой практике широкое применение получил музыкальный материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио, трезвучие), а также такой материал, как попевки. Существует и мнение, что вокально-техническими навыками можно овладеть на разучиваемом репертуаре, не прибегая к специальным техническим упражнениям.

Кроме того, в певческой практике имеет распространение и такой способ подбора материала для выработки технических навыков, когда педагоги, стремясь внести образное содержание в использовании гамм, отрезков звукоряда, трезвучий, произвольно подставляют к ним различные слова и даже фразы.

Что же в способах подбора материала для упражнений следует считать правильным, передовым, а что - ошибочным, непригодным?

Песня, представляющая с собой синтез музыкального и поэтического искусства, передает определенное содержание, художественный образ. Используя песни в качестве музыкального материала для упражнений, мы воспитываем слух и голос обучающихся на художественно оформленном, осмысленном образном материале. При этом эмоциональные переживания, вызываемые конкретным содержанием произведения, ускоряет развитее исполнительских навыков и ставит эти навыки в непосредственную связь с соответствующими конкретными художественными задачами. Техническая задача при этом связана с передачей художественного образа.

Однако построить систему упражнений только на песенном материале не представляется возможным, ибо песня часто заключает в себе множество художественно-технических трудностей, для преодолевания которых учащейся должен иметь известную певческую подготовку, должен владеть целым комплексом вокальных навыков.

Действительно, использование гамм, трезвучий, мажорного и минорного лада не лишено основания:

1) трезвучие и движение по отдельным отрезкам звукоряда представляет наиболее типичные и часто встречающиеся в мелодические обороты в песнях.

Поэтому, учащиеся должны уметь правильно и чисто петь мажорные и минорные звукоряды, их отдельные отрезки и ступени. Упражнения на этом музыкальном материале развивая ладовое чувство, способствуют лучшему освоению песенного репертуара.

2) постепенное движение голоса и пения трезвучий (особенно в нисходящем направлении) удобно в вокальном отношении.

Известно, что большие скачки, требующие резкой перестройке голосового аппарата, не удобны и трудны.

3) данный музыкальный материал, являющийся обычно более элементарным по сравнению с песней, дает возможность четко выделять, фиксировать ту или иную техническую задачу и сосредотачивать на ней внимание учащихся.

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок, в качестве которых используются народные песни, небольшие музыкальные фразы из произведений классиков, а также из лучших песен советских композиторов. Попевки, так же как гаммы и трезвучия, дают возможность выделить определенную задачу, поработать над определенным техническим приемом. Кроме того, эти попевки-упражнения имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно- образном материале.

Таким образом, при отборе музыкального материала для вокальных упражнений мы руководствуемся следующим:

1) основным музыкальным материалом в вокальном воспитании следует считать художественный певческий репертуар;

2) в целях выработки прочных навыков используются в качестве музыкального материала так же гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д. как материалом обычно менее сложный, дающий возможность более рельефной фиксации определенной задачи;

3) в качестве упражнений используются попевки, подобранные в определенной системе;

4) произвольная подстановка текста к гаммам, трезвучиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.