Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки






Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии. Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека. К таким факторам относят следующие: — особенности информационного обеспечения деятельности; — характер основных рабочих движений; — особые внешние условия деятельности. Построение и основы методики ППФП. ППФП строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Содержание ОФП в учебных заведениях определено государственными программами по физическому воспитанию. Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели: — типичные трудовые действия, операции; — типичные ошибки; — основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза; — двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность; — характер психической и психофизической нагрузки; — климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия; — профессиональные вредности и заболевания; — ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки; — ключевые профессионально значимые психофизические функции; — ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.

71. Принципы спортивной тренировки.

В педагогической литературе слово «принцип» определяет такие значения как «основа», «исходное положение», «требование». Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности, которые должен соблюдать и которыми должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных соревнований. Процесс спортивной тренировки строится на основе общих и специфических принципов физического воспитания. К общим принципам относятся общедидактические принципы, такие как: сознательности и активности, индивидуализации, наглядности, доступности, которые применительно к специфике спортивной тренировки порождают особые принципы, отражающие частные закономерности этого процесса. В группу специфических принципов входят: направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки, постепенности и прогрессирования, волнообразности изменения нагрузки, цикличности, непрерывность тренировочного процесса и углубленной специализации тренировочного процесса. На основе принципа сознательности у спортсмена формируется целеустремленность, когда перед ним ставится цель достижение высшего спортивного разряда или результата. Он реализуется в формировании сознательного отношения спортсмена к цели спортивной тренировки и к своей тренировочной работе. Принцип активности определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Необходимо помнить, что все многообразие процесса подготовки спортсмен осуществляет сам, когда он обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, без которых не мыслимо достижение спортивных высот. Принцип индивидуализации – выражается в выборе вида спорта с учетом одаренности самого человека, методики тренировки, которая максимально отвечает особенностям спортсмена, его индивидуальному стилю деятельности и тактики выступлений. Принцип наглядности. Суть этого принципа состоит в создании представления об изучаемом движении на основе конкретных образов. Его реализация осуществляется с помощью различных видов наглядности: непосредственный (натуральный) показ и опосредованный (демонстрация и методы ориентирования. Здесь огромное значение имеют наглядные примеры образцового поведения тренера и лучших спортсменов, их высокая моральная устойчивость, дисциплинированность, трудолюбие. Принцип доступности – предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудности в процессе обучения и воспитания. Суть принципа состоит в необходимости строить тренировочный процесс в соответствии с возможностями спортсменов, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, сложности двигательных действий, величины нагрузки, условий внешней среды, оборудования, инвентаря. Принцип направленности к высшим достижениям. Данный принцип основывается на том, что сущностью самого спорта является стремление к наивысшим спортивным результатам, и данном случае он стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки. В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строится с учетом ближней и дальней перспективы. Принцип единства общей и специальной подготовки. В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Принцип постепенности и прогрессирования заключается в постепенном наращивании нагрузок до максимального предела. Он предусматривает постановку и выполнение новых, более сложных заданий, в которых постепенно нарастает трудность, а также общий объем и интенсивность нагрузки. Принцип волнообразности изменения нагрузки. Волнообразный характер нагрузки основан на закономерностях процессов утомления и восстановления, которые требуют чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в различных циклах тренировочного процесса. Прямолинейно-восходящий вариант характеризуется постепенным повышением и объема, и интенсивности нагрузки одновременно, параллельно. Целесообразно в первые годы тренировки применять равномерные приросты объема до 30–45 % в год, а интенсивности – до 15–20 %. Скачкообразный («пилообразный») вариант. В этом случае нагрузка резко возрастает до максимума, доступного на данном этапе тренировки, а затем также резко снижается до определенного уровня. Данный вариант динамики нагрузки предъявляет максимальные требования к функциональным и адаптационным возможностям организма и является важным фактором, стимулирующим развитие тренированности. Ступенчатый вариант. Здесь рост нагрузок чередуется с относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий, что облегчает ход приспособительных процессов к

71.2

тренировочной работе. В момент перехода от одной ступени к другой нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике. Такой вариант позволяет осваивать более значительные нагрузки. Волнообразный вариант характеризуется постепенным повышением нагрузок с крутым нарастанием и последующим снижением их, затем эта «волна» воспроизводится вновь на более высоком уровне. Волнообразные колебания присущи как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, хотя максимальные значения тех и других параметров обычно не совпадают. Принцип цикличности тренировочного процесса заключается в систематическом повторении (относительно законченном кругообороте) структурных его единиц (тренировочных заданий и занятий средних, малых и больших циклов). Принцип непрерывности тренировочного процесса (или систематичности) выражается в непрерывности тренировочного процесса и предлагает построение спортивной тренировки как круглогодичного и многолетнего процесса при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятий спортом. Количество тренировочных занятий, их содержание, характер нагрузок должны обеспечивать неуклонный рост мастерства спортсменов. Принцип углубленной спортивной специализации. Данный принцип базируется на одной из закономерностей современного спорта, а именно невозможности добиться одновременно одинаково высоких результатов не только в различных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.