Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нагрузка и отдых как компоненты тренировочного процесса. Виды нагрузки.






В системе спортивной подготовки спортсменов нагрузка является наиболее важным звеном, т. к. именно она связывает в единое целое используемые спортсменом средства и методы тренировки с теми реакциями организма, которые они вызывают. Тренировочная нагрузка это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Соревновательная нагрузка это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности. В настоящее время существует огромное количество классификаций тренировочных нагрузок, в которых за основу взяты различные критерии оценки: моторная специфика видов спорта; энергетика и мощность мышечной работы; педагогические задачи, решаемые в процессе тренировки; влияние на восстановительные процессы и эффект последующей работы; взаимодействие работы различной преимущественной направленности. Нагрузки, применяемые в спорте, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности на способствующие развитию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психологической подготовленности или тактического мастерства; по координационной сложности на выполняемые в стереотипных условиях, которые не требуют значительной мобилизации координационных способностей, и выполняемые в условиях соревнований, требующих высокой координационной сложности; по психической напряженности на более напряженные и менее напряженные. Кроме того, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений, тренировочных занятий, дней, нагрузки микро-, мезо- и макроциклов. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на: развивающие; поддерживающие (стабилизирующие); восстановительные. К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80 %. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48 96 и 24 48 ч. К поддерживающим нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50 60 % по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч. К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25 30 % по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 часов. Величину тренировочных и соревновательных нагрузок можно охарактеризовать с «внешней» и «внутренней» стороны. «Внешняя» сторона нагрузки определяется двумя показателями: объемом; интенсивностью. Объем это общее количество физической работы, выполненной во время занятия (или серии занятий). Интенсивность –это количество работы, выполненное в единицу времени, показателями которой являются темп движений, скорость передвижения в видах спорта циклического характера, развиваемая мощность при выполнении упражнений, время преодоления дистанции, плотность проведения технико-тактических действий в спортивных играх, поединках, схватках в единоборствах. Принято выделять следующие типы нагрузок по величине (критерий в данном случае = показателю ЧСС): 130–140 уд/мин малая; 140 160 уд/мин умеренная; 160 180 уд/мин большая; 180 190 уд/мин субмаксимальная; свыше 190 уд./мин. максимальная. Интенсивность определяется по показателям вегетативных систем организма, в частности, ЧСС (чем выше интенсивность нагрузки, тем больше ЧСС). «Внутренняя» сторона нагрузки может быть представлена реакцией организма спортсмена на выполняемую тренировочную или соревновательную нагрузку, данными о характере и продолжительности периода восстановления. Соотношение интенсивности нагрузки и объема работы изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности (объема работы) от нескольких секунд до 2 3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Значение и задачи физического воспитания детей старшего школьного возраста. Методические особенности физического воспитания детей старшего школьного возраста (средства физического воспитания, формы организаций занятий).

Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. Задачи физического воспитания.1) содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности; 2) приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; 3) дальнейшее развитие двигательных способностей; 4) формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии; 5) закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта; 6) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания; 7) дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции. Особенности методики физического воспитания. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психиче­ские особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, к дозировке физической нагрузки. Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек. При организации занятий с юношами надо помнить, что им предстоит служба в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и двигательные способности. Средствами физического воспитания в этот период являются: Гимнастические и акробатические упражнения: 1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 2) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши – с набивными мячами 3–5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки – с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки); 4) опорные прыжки через гимнастического коня; 5) акробатические упражнения: юноши – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки – сед углом, стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад; 6) ритмическая гимнастика; 7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентарь. Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного – увеличивается. В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности. Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

 

63. Методы спортивной тренировки. В спортивной тренировке под «методом» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. Методы спортивной тренировки можно условно разделить на три группы: словесные; наглядные; практические. К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение, умелое использование указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений. Наглядные методы, используемые в спортивной практике, имеют большое разнообразие и оказывают значительное влияние на процесс тренировки. К ним следует отнести: правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и элементов в исполнении тренера или квалифицированного спортсмена; применение вспомогательных средств демонстрации (фильмы, тактических схем, электронные игры); методы ориентирования (световые, звуковые и механические лидирующие устройства). Среди практических методов в спортивной тренировке выделяют три большие группы: 1)метод строго регламентированного упражнения. 2)игровой метод.3) соревновательный метод. Методы строго регламентированного упражнения, которые направлены на углубленное совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, и основаны на строгой регламентации нагрузки и отдыха, что позволяет наиболее точно программировать результат выполнения тренировочного задания. При этом можно задавать способ выполнения упражнения, дистанцию, скорость движения, темп, частоту движений и т. п. В спортивной практике в группе строго регламентированного упражнения выделяют две разновидности методов: 1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники; 2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств. Среди методов, направленных преимущественно на освоение техники, следует выделять: методы разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивные); методы разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивные). В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов: непрерывных и интервальных. Непрерывные методы направленные преимущественно на развитие двигательных качеств подразделяются на: равномерный, поточный, непрерывно-переменный, круговой. Среди интервальных методов выделяются следующие: повторный, повторно-интервальный, повторно-переменный, круговой, повторно-интервально-прогрессирующий. Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением упражнений в течение длительного времени с постоянной интенсивностью 25 75 % от максимума (в циклических видах бег, лыжные гонки, плавание; в ациклических непрерывное выполнение одного и того упражнения или комбинации), для этого используются аэробные возможности организма. Поточный метод характеризуется многократным выполнением одинаковых по структуре действий без интервалов отдыха между повторениями (подтягивания, отжимания, прыжки через скакалку и т. п.). Непрерывно-переменный метод характеризуется тем, что происходит выполнение непрерывной работы с переменной интенсивностью, при этом меняются скорость, темп, ритм, интенсивность работы. Повторный метод – характеризуется многократным повторением упражнений (соблюдая требуемую форму и характер) через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит полное восстановление. Интенсивность работы максимальная (100 % от максимальных возможностей). Упражнения выполняются сериями, но не более 6 в занятии. Повторно-интервальный метод – характеризуется многократным повторением одних и тех же упражнений, при этом интервалы отдыха могут, как сокращаться, так, и увеличиваться. Повторно-переменный метод– характеризуется выполнением серии упражнений различной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными или произвольными паузами отдыха. Повторно-интервально-прогрессирующий метод – характеризуется повторением упражнений с постоянным сокращением интервалов отдыха до минимума и увеличением нагрузки до максимума. Круговой метод (или круговая тренировка) – это особая организационно-методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Соревновательный метод – это способ активизации деятельности занимающихся в условиях тренировочного занятия с установкой на достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении, главной особенностью которого является введение характерных для спорта элементов соперничества при соблюдении правил соревнований. Главная характерная черта этого метода единоборство, соперничество, сопоставление сил. Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности занимающихся в виде игры, т. е. созданием условной ситуации, в которой взаимодействие между участниками определяется некоторыми правилами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.