Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства спортивной тренировки






Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивным достижениям. Весь комплекс средств спортивной тренировки подразделяют на три большие группы: естественные силы природы; гигиенические факторы; тренировочные (или физические) упражнения.

Естественные силы природы (солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье, условия жары и повышенной влажности), в данном случае, используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т. е. для закаливания и укрепления здоровья, для развития общих и специальных физических и психических качеств спортсмена, а также как средства позволяющие усиливать действия физических упражнений.

К гигиеническим факторам предъявляются повышенные требования: допустимые нормы влажности воздуха и освещенности спортзала, его акустика и чистота, приток свежего воздуха, система уборки, специальная одежда во время тренировок, обязательное использование душа после тренировочных занятий и т. д.

Тренировочные (или физические) упражнения являются основным средством спортивной тренировки в тех видах спорта, которые представляют собой активную двигательную деятельность и подразделяются на общеподготовительные упражнения; специально-подготовительные упражнения; соревновательные упражнения. Тренировочные (или физические) упражнения являются основным средством спортивной тренировки в тех видах спорта, которые представляют собой активную двигательную деятельность. Подразделяются на три группы: общеподготовительные упражнения; специально-подготовительные упражнения; соревновательные упражнения. Общеподготовительные упражнения – это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств, а также формированию разнообразных умений и навыков. Они служат средствами общей подготовки спортсмена и нужны для создания предпосылок успешного формирования соревновательного потенциала, что уменьшает монотонность занятий и служит целям активного отдыха. Специально-подготовительные упражнения это те упражнения, с помощью которых осваиваются соревновательные упражнения и развиваются качества, необходимые на спортивных состязаниях. Они обязательно имеют сходство с соревновательными упражнениями по структуре, по отдельным фазам, по зонам мощности, по форме или характеру проявляемых способностей. Подразделяются специально-подготовительные упражнения на три группы: 1) подводящие упражнения с их помощью осваиваются форма или техника движений одной или нескольких фаз соревновательного упражнения; 2) развивающие упражнения позволяющие развивать физические и психические способности, необходимые на соревнованиях в избранном виде спорта; 3) комбинированные упражнения направленные на одновременное развитие качеств и техники движений.

Соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия, которые составляют предмет спортивной специализации, являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются в полном соответствии с правилами состязаний по данному виду спорта. Подразделяются на две группы:

1) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивных состязаний, в полном соответствии с правила соревнований и по выполнению которых в ходе состязаний определяется спортивный результат; 2) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них продолжительностью выполнения, допустимыми вариантами действий, характером соперничества.

 

Значения и задачи физического воспитания студентов. Содержание программы физического воспитания студентов.

Значения и задачи физического воспитания студентов Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной час­тью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязатель­ным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и фи­зических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних и высших учеб­ных заведений является формирование физической культуры будущего ква­лифицированного специалиста. Задачи физического воспитания: 1 формирование знаний о роли физической культуры в развитии личности, в под­готовке ее к профессиональной деятельности; 2освоение научно-практических основ физической культуры и здо­рового стиля жизни; 3 формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; 4 овладение системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо­собностей; 5 обеспечение профессионально-прикладной физической подготовлен­ности студентов к будущей профессии; 6 приобретение опыта использования физкультурно-спортивной дея­тельности для достижения профессионально значимых целей.

Содержание программы физического воспитания студентов. Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств. Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел.). Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

67. Основные стороны спортивной тренировки (определение: тренировка, спортивная тренировка, тренированность, подготовка спортсмена, подготовленность, спортивная форма).

Тренировка: 1) систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. 2) Планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности. Спортивная тренировка – это процесс систематического выполнения упражнений с целью повышения их эффективности и увеличения работоспособности соответствующих органов и систем спортсмена.

Тренированность – это преимущественно процессы биологического характера, связанные с адаптационными перестройками в организме спортсмена. Тренированность на общую и специальную. Различают общую и специальную тренированность.

Общая тренированность – это степень приспособленности организма спортсмена к комплексу различных видов деятельности. Она формируется, прежде всего, под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и, укрепляющих его здоровье.

Специальная тренированность – это степень приспособленности организма спортсмена к специфическим требованиям избранного вида спорта, приобретенная вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности.

Подготовка спортсмена это направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям.

Подготовленность (понятие более емкое, чем тренированность) – это комплексный результат физической (определенная степень развития физических качеств), технической (уровень совершенствования двигательных навыков), тактической (степень развития тактического мышления) и психологической подготовленности (уровень совершенствования моральных и волевых качеств). Но надо иметь в виду, что подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень.

Спортивная форма – состояние наивысшей готовности спортсмена к достижениям, характерное для данного этапа спортивного совершенствования.

 

68. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста. Содержание и организационно - методические основы занятий физическими упражнениями лиц молодого и зрелого возраста.

Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым. В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется вы­сокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов. В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, ча­стота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижа­ются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению элас­тичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов по­звоночного столба, снижению подвижности в суставах. После 30 лет начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их ла­бильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движе­ний. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости. Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во вто­рой. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволю­ционные периоды развития. Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помо­щью рациональной двигательной деятельности. Содержание и организационно - методические основы занятий физическими упражнениями лиц молодого и зрелого возраста. В зрелом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах, различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию. Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.