Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)






Данилевский Н. Я. выразил свое понимание истории в его знаменитом труде «Россия и Европа» (1871). Противопоставляя себя славянофилам, которые считали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения, он отрицает обещечеловеческую задачу в истории и признает славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Д., так же как и немецкий историк Генрих Рюккерт, выделяет культурно-исторические типы (до него об этом писал Риккерт, потом – Шпенглер). Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип. Всего их 10: египетский, китайский, древнесимитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский).

Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культ.-ист. тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. Начала цивилизации одного культ.-ист. типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает её для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему цивилизаций, которые «удобряют» почву искомой цивилизиции. Данилевский, как и Рюккерт (хотя в несколько ином распределении), признает четыре общих разряда культ.-ист. деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.

Некоторые из исторических типо в сосредоточивали свои силы на одной из этих сфер деятельности (так евреи — на религии, греки — на культуре), другие — проявляли себя сразу в двух или трёх направлениях; но только России и славянству, по верованию Д., дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную» культуру.

Признавая человечество за пустую абстракцию, Д. видит в культ.-ист. типе высшее и окончательное для нас выражение социального единства. Данилевский утверждает, что в процессе дальнейшего развития европейской истории Австро-Венгрия распадется. На ее месте возникнет всеславянская федерация, которая будет включать в себя и другие расовые образования: Грецию, Румынию и Венгрию.

Восточная проблема будет разрешена в результате борьбы между романо-германским и славянским миром. Столицей всеславянского союза станет Константинополь. На первых страницах своей книги особое внимание Данилевский уделяет враждебному отношению Западной Европы к России. Он опровергает мнение о том, что Россия является ненасытным завоевателем, и показывает, что она никогда не совершила ни национального убийства, ни национального увечья.

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900)

С. расхождиться с трад. христианством, в соответствии с которым, Бог не может являться источником зла: у С. Бог порождает как добро, так и зло. Цель " Всеединого" - превращение в абсолютное " Всеединство"; для этого оно порождает реальный мир. Причина - София - Мудрость Бога, которая составляет не только причину, но и цель творения. " Всеединство " - взаимопроникнутость, разделенность и тождественность мир. бытия - проходит несколько этапов и возвращается к собственной идеальной сущности Абсолютному (=Богу), но уже в развернутом, в более совершенном виде.

Соловьев представил иную трактовку " русской идеи", нежели Достоевский. По его убеждению, Россия вовсе не обладает какой-то особенной от всего человечества судьбой. Соловьев утверждал, что смысл " русской идеи" заключается в христианском преображении мира на началах добра, истины и красоты. А для этого русский народ должен отказаться от своей национальности и от своей исторической миссии, как носителя будущего религиозно-общественного возрождения всего христианского мира. Отсюда следует и призыв Соловьева к восточно-западному (православно-католическому) единству в рамках соловьевского же учения о всемирной теократии. «Русское» равно " христианскому", а так как христианство не признает деления по национальному признаку (" ни эллина, ни иудея"), то и русские должны забыть о своих национальных проблемах. Критерием исторического прогресса является нравственный идеал, укорененный в абсолютно-сущем. Внимание С. было сконцентрировано на эволюции форм и интстутов, с которыми он связвал повышение уровня нравственных норм. Важнейшим органом «общественного тела» является, является государство, которое выступает по отношению к обществу как собирательный орган, обеспечивающие минимум добра и порядка, не допускающих торжества зла.

Соловьев настаивает на мирной политики, способствующе «мирному сближению народов». С точки зрения нравственности, государство есть «собирательно-орагнизованная жалость» по отношению к слабым и обездоленным, гарантия защизенности каждой личности.

В отличие от Данилевского, С. признает, что субъектом ист. процесса является все человечество (богочеловечество) как действительный, хотя и собирательный организм, отдельные части которого выполняют каждый свою особую миссию. В историии, писал С., всегда действуют три силы, олицетворяемые тремя типами культуры: мусульманской, западно-европейской и славянской (восточно-европейской). От народа требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, ребуется «равнодушие ко все этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира» («положительная действительность» - термин, заимствованный, конечно, у Конта, но с обратным знаком, - по отношению к «высшему миру»). Через органичный синтез всех трех сил и реализуется сокровенный смысл истории, благодаря чему создается цельность общечеловеческого организма и обеспечиваетя эволюция «нормальной жизни».

В 70-80-х гг. С. верит именно славянство возьмет на себя роль третей силы, через которую осуществляется Промысел Божий. К концу жизни С. полностью разочаровывается в мессианском предназначениии России (причины: полное безучастие Российского общества к положению народа в период голода 1891 г, отствие гражданства). Действия Антихриста, по выражению Трбецкого, пародируют то, о чем мечтал С. На впрос, поставленный в «Трех разговорах» - может ли божественное соедениться с человечским – С. дает отрицательный ответ.

Николай Александрович Бердяев.

Центральное место в философской системе Бердяева занимает философская антропология - учение о свободе человека и его духовности, которая разворачивается как историческая драма борьбы природного и духовного начал в человеке и его истории. Вслед за Вл. Соловьевым Бердяев исходит из того, что Бог и человек возникли одновременно и местом их встречи стало духовное поприще. Так произошло творение мира, средоточием которого изначально был человек. Но одновременно в результате этого миротворения и безличное божество стало Богом.

В результате испытания свободой человек был выброшен во вне, объективирован, искажен. Признаки объективированного мира:

1) отчуждение объекта от субъекта;

2) поглощенность личного общим, безлично-универсальным;

3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы;

4)приспособление к массовости, к среднему человеку.

Личность постоянно ведет вековечную тяжбу с обществом за сохранение своей свободы, своего “я”. Любая форма общественного миросозерцания - либеральная, демократическая, теократическая, монархическая, социалистическая - оказывается по своей сути и по конечному результату тиранической в отношении личности. Антиномия личности и обществв возможна лишь в Царстве Божием.

В истории раскрываетсмя сущность бытия и духовная сущность самого человека. Б. различает три времени: время космическое, историческое и экзистенциальное (" метаисторическое"). Время космическое равномерно и имеет метрическое измерение. Время историческое меньше космического и измеряется векам. Каждое событие в нем неповторимо. Время неоднородно и зависит от напряженности переживаний, здесь нет различия между прошлым и будущим, концом и началом, но совершается вечная мистерия духа. История происходит в своем историческом времени, но не может в нем кончиться. История причастна ко времени космическому, но по отношению к нему она оказывается лишь подчиненной частью природного процесса, для которого ее существование не имеет никакого смысла. Экзистенциальное время внедряется в историческое время через прорывы метаисторического начала в творчестве. Именно вследствие этого в истории происходят развитие, обогащение, возврат " к чистым истокам".

Философия истории возможна через пророчество, открытие ее смысла. Но в философия истории есть пророчество не только о будущем, но и о прошлом, так как и о нем она судит с позиций идеала будущего (не знаю, что это значит).

Человек втягивается в историю, подчиняется ее року и одновременно сопротивляется истории, противопоставляя ей ценность личности, своей индивидуальной судьбы. Однако в пределах земной истории этот конфликт неразрешим. Но история направляется метаисторическим смыслом, двигаясь к Царству Божьему, откровенно обозначившемуся явлением Христа.

История не имеет смысла в себе, а имеет метаисторический смысл, постольку неизбежен конец истории и суд над ней, представленный в мифологеме апокалипсиса. Вопреки догматическому истолкованию апокалипсиса как “страшного суда”, Бердяев, исходя из своих персоналистических установок, полагает, что это будет суд во имя человеческой личности и конца бесчеловечной истории. Это будет своего рода персоналистическая революция во имя реализации полноты жизни человеческой личности.

Бердяев про Россию:

Россия - страна безграничной свободы духа, страна искания Божьей и социальной правды, страна странничества и мученичества за идею. Эта черта свойственна не только народу, но и русской интеллигенции, за которой закрепилась слава идеализма, “отщепенства”. Россия страна бытовой свободы и в этом смысле самая не буржуазная страна в мире. В ней нет всеусредняющего духа мещанства. Россия не приспособлена к материальному и духовному благополучию, в ней нет дара создания средней культуры. в то же время, это «страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна лишенная прав личности и не защищающая достоинства личности», - пи шет Бердяев.

В основе исторической судьбы России заложен и движет ею сокрытый смысл истории, выводящий ее из ограниченного во времени и пространстве провинциального мира исторических задач на простор космического мышления. Развивая идеи Н.Ф. Федорова, Бердяев предрекает, что Россия, преодолев соблазны земной истории, дойдет до осознания идеи космической общественности. Он должна выступить “с благой вестью о наступлении Царства Божьего” с верой в осуществление иного мира на основе радикального преображения этого мира.

Карсавин: Свою философию Карсавин создает на основе концепции абсолюта, понимая его как всеединство и следуя в этом отношении за Вл. Соловьевым.

В работе " Философия истории" Карсавин развивает свои идеи в отношении исторического бытия. Он полагает, что «высочайшая цель исторического мышления состоит в том, чтобы осмыслить весь космос, все сотворенное единство как единый развивающийся субъект». Историческое бытие состоит из субъектов, не влияющих друг на друга (как у Данилевского), но пронизывают друг друга, развиваясь при этом свободно, так как в любом субъекте содержится в зародышевой форме все содержание.

Историческое развитие не подчинено концепции причинности, так как причинность - это проявление внешнего влияния, а развитие состоит в качественном диалектическом изменении, происходящем внутри " целого", а не посредством дополнения целого чем-то извне.Так, воздействие двух народов друг на друга в ходе своего развития происходит в силу того, что они составляют аспекты высшего субъекта, который включает их в себя.

Особо Карсавин подчеркивает влияние природы на социальную жизнь. Он полагает, что это не внешнее влияние. Влияние природы происходит в силу того, что она, как и все материальные элементы существования, отражена в сознании и преобразована в социально-психический элемент, она составляет часть интеллекта.Для Карсавина история человечества представляет собой " эмпирическое становление и гибель земной христианской церкви". Отсюда Карсавин делает вывод, что историческая наука должна иметь религиозный характер и быть православной. Церковь является телом Христовым, а государством выступает как необходимая самоорганизация греховного мира. Государство, стремящееся к истинам и идеалам церкви, является христианским государством. Церковь и государство, по мнению Карсавина, должны быть соединены, но необходимо определить границы деятельности церкви и государства. Задача церкви в том, что поддерживать государство, осуждать зло и поощрять добро, задача же государства в том, чтобы обеспечивать независимость церкви в своей собственной деятельности: воспитательной, миссионерской и др. Однако церковь не должна использовать государство для преследования еретиков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.