Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизический и социальный аспекты человеческого существования






Конспект главы из Губина на эту тему. Там довольно много «воды» и сентиментальных разглагольствований на тему «трагедии бытия» и т.п., которые я опустил. Излагаю самое основное. Мои комментарии - в квадратных скобках

Метафизические аспекты

Человек – самая великая тайна бытия, микрокосм, миниатюрная модель макрокосма, мироздания. С точки зрения философской антропологии, человек прежде всего не биологическое, не психологическое, а метафизическое (сверхестественное) существо. Метафиз. становление человека - второе рождение. Находясь на этом пределе, человек ощущает себя человеком, чувствует, что живет в полном смысле этого слова. До этого «большинство людей подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу» (Платон) [нечто схожее говорил Витгенштейн: философия – это нахождение человека в пустой комнате, он ищет глазами выход, который за его спиной].

Метафизические законы нашего бытия невидимы, имперически неощутимы. Но они первичнее, чем физические законы жизни: в пограничном состоянии действуют именно законы совести, стремление к счастью, любви итп. Они – чудо с точки зрения нормального порядка, - торжественно провозглашает Губин. Человек находится между двумя мирами: миром повседневного существования и миром, в котором человек живет на пределе своих возможностей (в любви, в свободе, в красоте (?)). Именно эти человек отличается от животного или предмета: он не живет в автоматическом режиме, подчиняясь своей наследственности, стереотипам поведения. Человек – это стремление быть человеком. Стремление удержаться в том режиме бытия, где он чувствует себя свободным, любящим и творящим. Кантовский категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства.

Основное метафизическое занятие человека – (само)познание, открытие в себе другого измерения (например, через любовь, которая «беконечно больше, чем человек»). Человеческая жизнь в метафизическом смысле никогда не реализуется полностью (Мамардашвили), она бесконечна, и это стремление к бесконечному в конечной жизни и есть то, что можно назватьбессмертной душой.

К.Ясперс считал, что метафизическая сущность человека в следующем:

1) в неудовлетворенности (своим знанием, своим духовным миром, своим положением, всем, чего ему удалось достичь)

2) в стремлении к безусловному, (стремление к Богу, трансцендентному в мире условностей)

3) в беспрестанном стремлении к единому (вечности связи с бытием)

4) в сознании непостижимого воспоминания. Человек вспоминает душа до его рождения «пела в хоре богов» (Платон)

5) в сознании бессмертия: каждый человек должен в своей жизни сделать что-то такое, чтобы остаться и пребывать всегда.

Человек трансцедентирует, т.е пытается преступить собственные границы: но никогда не достигает чего-либо транцендентного, никогда не выходит за рамки мира. Трансцендирование – стремление найти прочную опору всего сущего. Через трансцендентирование происходит изменение сознания, человек чувствует себя живым.

У человека, не имевшего опыта трансцендирования, определяющим настроением является скука. Иногда, по М.Хайдеггеру (работа «Что такое метафизика?»), эта скука переходит в глубокую тоску, а та - в беспричинный ужас и безразличие. В таком состоянии мы отчетливо видим себя вне мира, ужас выбрасывает нас за его границы, в ничто, и мы впервые начинаем видеть этот мир как целое. В этом выбрасывании, трансцендировании, удивленном и потрясенном стоянии перед «целым» мира заложена возможность нашего внутреннего преображения, ощущения себя живым человеком, творчества.

Социальные аспекты человеческого существования

Не менее важны социальные аспекты чел. существования. В одних и тех же условиях люди не теряют своей уникальности. Это определяется несколькими факторами: 1) особенности психического склада – темперамент, скорость психических реакций, сообразительность – все это передается человеку по наследству. 2) опыт детства и воспоминания о детстве. 3) особенности индивидуальной биографии 4) противоречивость жизненных ролей [тут можно рассказать об архетипе «Персоны» Юнга, выражающейся в совокупности социально-психологических масок].

Все эти факторы определяют Я человека, которое складывается к 10-12 годам. Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения:

а) механизм вытеснения – в критической ситуации человек либо теряет сознания, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

б) механизм инверсии (интересуясь девочками, мальчики-подростки начинают считать их своими врагами; на самом деле им девочки очень нравятся, но психика идет своим путем, сохраняя равновесие)

в) механизм переориентации: психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. Вымещение злости на дошашних.

У человека два Я – внешнее и внутреннее. Внешнее Я – это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее Я – это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты, надежды и воспоминания, то, о чем нельзя рассказать другому. Равноценно передать другому свое внутреннее Я может только художник.

По Г. Гурджиеву, каждый человек имеет Сущность (характер то, что складывается с самого детства и потом почти не меняется) и Личность (это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни. Личность – это то в нас, что не наше). [не уверен что оппозиция сущность-личность здесь терминологически уместна: «сущность» - понятие из идеалистической философии (Платон, Гегель), а «личность» - из психологии. Хотя здесь «личность», кажется дана в околомарксистском понимании, как культурно-социальный облик человека, точка пересечения общественных отношений. В узкофилософском смысле, продуктивнее противопоставлять «существование» и «жизнь» (опираясь на работы Дильтея, Ортега-и-Гассета, Бергсона, франц. экзестенциалистов и др.)]

Соотношение Сущности и Личности различно. У большинства людей очень мало своего собственного.

У большинства людей сущность развивается до 12—15 лет, пока формируется характер, и потом останавливается в своем развитии. А личность может развиваться сколь угодно долго. Сущность развивается у «простых людей», в которых мало Личности, культуры.

Часто люди соединяются между собой не как сущности, а как личности, поскольку люди в основном живут личностью. Иногда сущность умирает, а личность человека еще живет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.