Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники 1 страница






§ 1. Археологические памятники

Начатое во второй половине XIX в. французскими археологами и русскими учёными археологического института в Константинополе археологическое изучение Македонии создало возможности для обнародования многих археологических памятников эллинистического и римского периода. Французский археолог Heuzey ещё в 70-х гг. начал систематически исследовать и раскапывать ряд македонских пунктов и опубликовал свои результаты. Как хороший знаток римской провинциальной административной системы и её юридических институтов, он сумел использовать археологические данные для решения некоторых вопросов этой проблемы. Другой французский учёный Perdrizet – в конце XIX в. собрал много археологического материала по Восточной Македонии. В это же время также обогатили науку о Македонии вещественными памятниками археологические изыскания и экскурсии на Балканах русских учёных. Русские учёные проводили эту работу совместно с учёными балканских стран. В конце XIX и начале XX вв. учёные балканских стран стали вести в Македонии археологические раскопки самостоятельно. Среди них следует отметить греческих историков и археологов: Папагеоргиу, археологически исследовавшего Солунь, Пападокиса, изучавшего в этом направлении горномакедонские области, Керамопулоса, занимавшегося исследованием древнемакедонского населения и их культуры. Из болгарских учёных Г. Кацаров археологически исследовал Мориховскую область. Несколько позднее успешно продолжал свои глубокие изыскания по археологии и эпиграфике Македонии югославский учёный Н. Вулич.1)

В 30-х гг. XX в. большие археологические исследования проводились в Филиппах и Стоби. В Филиппах, под руководством французских учёных Колляра и Лапалю, велись расколки форума римской колонии и византийской базилики.2) Были найдены портик, длинный бассейн, большие мраморные плиты с латинскими надписями; 3) на северо-восточном конце города обнаружен большой храм.4) В 1935 г. исследовались также рынок, театр и большая терраса, возвышавшаяся над форумом.5) В южном квартале города ещё в 1934 г. Фейель открыл термы, относящиеся ко второму веку нашей эры.6)

В 1934–1935 гг. Лемерль продолжал исследование базилики. Он нашёл остатки гимназии, вероятно, относящейся к эпохе Антонинов, остатки древнего рынка; 7) обнаружены остатки древнего акрополя.8) Кроме того, в те годы в Филиппах продолжались дополнительные археологические исследования, которые также давали интересные результаты. Богатый материал о раскопках Филипп обнародовали в своих работах Колляр и Лемерле.

Солидные раскопки велись и в Стоби – македонских Помпеях.9) На развалины этого города, занесённые песком, ещё во второй половине XIX в., обратили внимание, независимо друг от друга, немецкий учёный Ган (Hahn) и французский учёный Л. Хозе (L. Heuzey). Они высказывали мысль, что развалины представляют собой остатки города, который в исторических источниках именовался как Стоби, что вызвало в научном мире огромный интерес. До начала XX в. систематические раскопки на этом месте были невозможны: оно входило в территории турецких владений.

После первой мировой войны, оставившей много опустошений и развалин, удалось раскрыть первый архитектурный объект этого города. Он представлял собой большую монастырскую церковь эллинского типа, которую немцы откопали под селом Паликура на так называемом месте «монастырище». Раскопки велись без всякого специального руководства. Несколько позднее раскопки второй большой церкви между гробницами были произведены под научным руководством датского архитектора Ф. Кришен (F. Krischen). Затем к этой работе привлекались и местные археологи. Однако вскоре эти археологические исследования были прекращены из-за отсутствия средств.

В июне 1924 г. народный музей в Белграде приступил к систематическим раскопкам и изучению этого важнейшего археологического центра. С этого времени до 1941 г. здесь систематически работали известные югославские археологи и архитекторы, а из других стран участвовали проф. Р. Эгер (R. Egger) из Вены и архитектор Е. Дурбе (Е. Durbe) из Копенгагена.

Раскопки были начаты под руководством университетского профессора, доктора Болдуина Сария из Любляны и директора народного музея в Белграде д-ра Владимира Петковича.

Первый объект, открытый в 1924 г. проф. Б. Сария в юго-западной части города, оказался античным театром; его впоследствии описал архитектор Е. Дурбе, вторично посетивший Стоби в 1934 г.; он и сделал подробные чертежи и планы.

С 1925 г. начинается систематическая работа по раскопкам базилик, часть которых уже раньше раскопал Ф. Кришен. Для участия в раскопках из Вены был приглашен профессор Рудольф Эгер; он откопал самые неизвестные+ части базилики. Работу эту продолжил Б. Сария. В первой половине 30 гг. в дальнейших раскопках принимали участие Владимир Петкович, археолог Мано-Зиси, архитектор Дж. Бошкович, проф. М. Д. Джурни и др.

Эти и другие учёные полностью завершили открытие базилики, раскопали западные городские ворота, улицу с колоннадами, площадь, потом часть улицы, которая спускалась от площади в центр города, где находились базилики, две бани, два фонтана и несколько частных домов. В 1941 г. Зиси с Петровичем откопали вблизи базилик епископскую резиденцию.

В археологическом отношении Стоби полностью не изучен. Предстоит ещё большая работа, предстоят новые раскопки.

Проводились археологические раскопки и в других македонских городах. Так, греческий археолог профессор Керамопулос совместно с Бакалакисом открыл в Восточной Македонии несколько античных городов и большое число городских стен, сделанных без извести. Он же нашёл ряд горных македонских крепостей.10) В городе Канале Бакалакис обнаружил остатки храма, посвящённого местной богине, и различные археологические материалы, подтверждающие правильность той давно уже высказанной гипотезы, что Кавала находится на месте древнего города Неаполиса.

Продолжались археологические исследования в Салониках, где археологи обнаружили лишь объекты, относящиеся к поздним историческим периодам.11) В Олинфе профессор Робинсон в трёх милях от города проводил раскопки античного порта.12) В Амфиполе археологи извлекли из земли гигантскую мраморную статую льва.13)

Богатый эпиграфический и археологический материал, открытый в 40-х гг. в Солуни и Беройе, опубликовали греческие учёные (Калиполитис Лизаридис, Андроникос и др.). Интересные археологические памятники извлекли в самых северных областях Восточной Македонии болгарские археологи) (Дечев, Димитров).14) Накопили большой и важный археологический материал югославские учёные.

В охридском музее, наряду с другими археологическими материалами, собраны изображения македоно-эллинистических властителей: Филиппа II и его сына, Кассандра, Деметрия Полиоркета, Селевка, Антигона Гоната, Персея и др.

В современном Охриде археологи обнаружили в 50-х гг. XX в. многие античные памятники римской эпохи, керамику, золотые, серебряные, бронзовые и железные вещи, изображения македонских государственных деятелей, фрагменты латинских и греческих надписей (церковь Св. Варвара+).

Много памятников дорийской и римской эпохи найдено за Охридом, в области Охриды и Струга, во время второй мировой войны. Среди них мраморная женская статуя, фрагменты из украшений римской бани, различная керамика, надгробная надпись, которая, помимо греческих имён, имеет одно иллирийское имя (Dasos) и много варваризованных форм греческого языка.

Немало археологических и эпиграфических памятников дала науке Линкестида. В окрестностях Гераклеи обнаружены, наряду с греческими скульптурами, изображения македонских царей: Аминты, Александра Македонского и др., много терракот-статуэток эллинистического периода, греческие надписи (село Олевени), много керамики. Большой археологический материал этих мест хранится в Битольском музее.

Богаты памятниками греко-римского времени и окрестности Прилепа. За последние годы там найдено большое количество серебряных изображений различных эллинистических государственных деятелей. В настоящее время в Скопльском музее имеется более двухсот таких изображений, из которых 131 относятся к Александру Македонскому.

В 1953 г. в древнем гор. Стуберры (около совр. Чепигово), сыгравшем известную роль в третьей македонской войне, кроме материалов римской эпохи, открыты две греческие надписи, на которых изображены руководители г. Деуриопаса. Особый интерес представляет группа бронзовых статуэток, откопанных около Прилепа – Бучина.15) Античных памятников в этой местности очень много; извлечение их из земли продолжается.

В Скопльском музее, являющемся сосредоточием античных памятников, собраны и результаты археологических раскопок Демир-Капиjа+ (древн. Stenae), вокруг которого в древности имели свои поселения иллирийцы. Здесь открыты многочисленные памятники дорийской и римской эпохи. Наиболее важными из них являются греческие краснофигурные вазы классического аттического стиля с мифологическими сюжетами, золотые вещицы, фрагменты бронзовых вещей, сходных с вещами из Требениште-Горенци, изображения Александра Македонского, римских императоров, греческие и латинские надписи. Археологический отдел Скопльского музея всё время пополняется систематическими находками памятников античного времени, особенно римской эпохи; их находят в разных местах окрестностей г. Скопле.

Большой археологический материал, относящийся к раннехристианскому, позднеантичному и византийскому времени, раскопан в Стоби-Градско.16) Из римского времени здесь найдены изображения эпохи Флавиев с портретами Веспасиана, Домициана, представителей династий Антонинов и Северов.

Всё это обилие археологических памятников пока ещё не систематизировано, о многих из них нет публикаций. Они сосредоточены, главным образом, в краеведческих музеях Битоли, Прилепа, Скопле и Охрида.

Вызывает сожаление, что ничего ещё не опубликовано о Стуберре, хотя прошло почти десять лет со времён последних раскопок. Ничего нет о Демир-Капиjа, мало печатных материалов о раскопках в Стоби.

В настоящее время усилия учёных балканских стран сосредоточены, в основном, на публикации новых эпиграфических памятников, относящихся преимущественно к римской эпохе. Эти памятники опровергают распространённое представление о том, что Македония в римский период играла незначительную роль. Они являются важным дополнением к античным литературным источникам и дают основания полнее представить македонскую историю в эллинистическое и римское время.

 

§ 2. Надписи

Македония эллинистического и римского времени довольно богата эпиграфическими памятниками. Большое количество македонских надписей относится, главным образом, к периоду ранней империи. В большинстве своём – это надгробные памятники. Но есть надписи, которые имеют названия мест, городов, свидетельствуют об их административном устройстве и социально-экономическом положении. Доказательством этого может служить такой первоклассный эпиграфический источник, как список дельфийских теородохов, характеризующий устройство и развитие городской жизни в Македонии с начала II в. до н. э. и до времени проникновения римлян в эту страну. В дельфийском списке мы находим не только имена самих полисов, но и указания относительно их самоуправления. Список показывает, что до нашествия римлян система городского управления в Македонии имела достаточное развитие.

Македонские надписи изучаемого периода сначала собирались случайно путешественниками. Так, ещё в 60-х гг. XIX в. во время своего путешествия учёный Ган собрал некоторые надписи. Большое количество нового эпиграфического материала из Стримонской и Пангейской областей использовал в своих статьях и заметках Perdrizet; он добыл их в 90-х гг. XIX в. во время своих путешествий по Македонии.17)

В 70 гг. охридский македонец Димица обратил особое внимание на изучение македонских памятников, преимущественно эпиграфических. В области эпиграфического изучения истории Македонии ему бесспорно принадлежит большая заслуга. Димица всю свою жизнь посвятил изучению древностей родной земли. Результатом его долголетних усилий явились два солидных тома, в которых он на основе текстов и личных исследований местности обработал македонскую географию и сборник надписей и других памятников Македонии. В них эпиграфический материал расположен по областям и снабжён комментариями о городах, к которым относятся археологические изыскания. Это был в своём роде единственный комментированный сборник надписей всей Македонии.18)

Димица не был ни археологом, ни эпиграфистом в настоящем смысле слова. Не всегда точна его транскрипция надписей, взятых из других изданий. Но его труд, несмотря на эти недостатки, является очень полезным.19)

В 80-х гг. архимандрит Антонин издал две части описания своего путешествия по Румелии, в котором содержались и списанные автором в разных местах древнегреческие надписи о провинциальной Македонии.20) Большинство этих надписей было известно уже из других источников, тем не менее они, собранные вместе, являются важным источником по македонской истории разных эпох, интереснейшими эпиграфическими памятниками Македонии для ознакомления с некоторыми македонскими городами (Фессалоника, Эдессы, Битоли), а также для выяснения положения страны под римским владычеством.21)

В конце XIX и начале XX вв. некоторые работы по изучению эпиграфических памятников осуществлялись Кубичеком, Тодтом, Гейером и французскими археологами.22) В это же время предпринятые русским археологическим институтом в Константинополе экспедиции в Македонии в составе директора Ф. И. Успенского, бывшего профессора высшей школы в Софии Милюкова, русского консула в Битоли А. А. Ростковского обнаружили, наряду с другими материалами, интересные важные памятники по греко-римскому периоду Македонии. Некоторые копии с надписей участники экспедиции доставили местным учёным.

Экспедиция исследовала в археологическом отношении Салоники с окрестностями, Водену, Веррию, Битоль, Прилеп, Охриду, Преспу и Скопле. Наибольшее количество неизданного эпиграфического материала дали Веррия, Битоль и Водена. Из них наиболее интересны надписи Веррии. Найденные македонские надписи римского времени были обработаны и изданы М. И. Ростовцевым.23) Большая часть собранных надписей принадлежит римскому времени, некоторые – позднеримской эпохе. Много надписей надгробных.24)

В 1914 г. русский археолог А. С. Башкиров, будучи в Солуни, снял копии с 30 надписей, находившихся в то время на улицах города, на стенах домов и вблизи солунского военного госпиталя. Издание этих надписей А. С. Башкиров предоставил Н. И. Новосадскому.25) Некоторые из них уже давно лежали в городе, на них никто не обращал внимания; другие были привезены в Солунь сравнительно недавно.26)

Все эти надписи – надгробные. Они относятся ко II–IV вв. н. э., преимущественно ко времени правления Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.). Надписи дают для освещения административного устройства Македонии и некоторых сторон её внутренней жизни дополнительные сведения.27) Здесь выступает целый ряд магистратов, не засвидетельствованных в других македонских источниках. Некоторые надписи проливают свет на социальный строй и монетную систему Македонии. В надписях имеется также богатый материал по генеалогии многих римских родов.28) При раскопках в Стоби найдены мраморные плиты с латинскими надписями. Многие из них – надгробные с интересным содержанием.29)

В первой половине 30-х гг. во время раскопок г. Филипп рядом с остатками византийской базилики обнаружено большое количество латинских и греческих надписей. На мраморных плитах латинские надписи различного содержания. Они относятся большей частью к эпохе Антонинов. Почти все греческие надписи датируются III–IV вв. н. э. и являются свидетельством того, как долго ещё греческий язык в Филиппах находил официальное применение.30)

Много надписей, найденных в Филиппах, посвящено религиозным культам – Асклепию, Серапису и Меркурию. В одной надписи культ Меркурия соединился с культом императора Августа: в надписи содержится упоминание о «Меркурии-Августе».31) Что касается культа Асклепия и Сераписа, то он получил в надписях широкое отражение, на основании чего можно сделать вывод, что, хотя культ Асклепия являлся местным, а культ Сераписа занесён из Египта, всё же довольно скоро эти два культа слились. Асклепий и Серапис были одним и тем же божеством.

Эпиграфические памятники свидетельствуют о довольно широком распространении в Македонии культа императоров. Самой древней надписью, найденной в Филиппах, оказалась надпись, относящаяся к 30 г. и посвящённая Тиберию и Друзу.32) Кроме надписей, посвящённых императорам Августу и Тиберию, найдены надписи в честь императоров Веспасиана, Тита и др.33) По надписям устанавливается местонахождение ряда македонских городов. Так, надпись, опубликованная в 1948 г. И. Венедиковым, определяет местонахождение Бергалы к северо-востоку страны.34) Три надписи, найденные на юго-западе от Стоби, устанавливают местонахождение Аргоса.35) Знаменитая надпись Драника (в настоящее время Кранохории) говорит нам о существовании ранее не известного города Ватина.36) На эпиграфическом материале Ф. К. Папазоглу показала, где надо искать город Пелагонию.37) Изучение и реконструкция одной греческой надписи из Македонии (найденной в Будур-Чифлика около Демир-Капиjе) привели Ф. К. Папазоглу в 1952 г. к интересным выводам относительно существования города «Юменион». Вулич в начале 30-х гг. полагал, что надпись говорит о существовании Юмениона.38) С тех пор этот город фигурирует на археологической карте Югославии. Папазоглу доказала, что Юменион не название города, а имя лица, которое было отмечено декретом.39) Позднее М. Д. Петрушевски эпиграфически подтвердил такое мнение Ф. К. Папазоглу.40) О взаимоотношениях отдельных македонских городов с римской императорской властью говорит надпись о Гераклее, также интерпретированная Ф. К. Папазоглу.41) Ей принадлежит специальное исследование о Гераклее Линкестийской, основанное на большом эпиграфическом материале.42)

Из надписей, характеризующих административное устройство городов и некоторые социальные стороны жизни их населения, следует отметить надпись в честь муниципальных эдилов города Филипп. Из этой надписи видно, что эдилы занимались проверкой правильности мер и весов на рынках. Они имели функцию контролёров мер, в первую очередь мер веса. В надписи содержится часто встречающееся во времена Римской империи выражение: «справедливость императора». Как известно, эта «справедливость» была обожествлена и со времён императора Гальбы перенесена с монет на меры веса.43)

Имеется надпись рыночного происхождения, поскольку она посвящена фортуне и гению рынка. Надпись представляет большой интерес в чисто топографическом отношении, так как даёт указание о местонахождении рынка Филипп или одного из рынков этого города.44)

Большое значение для социальной истории имеют надписи на фрагменте барельефа с изображением Немезиды и фракийского всадника. Они являются новым доказательством существования в Филиппах среднего слоя между декурионами и плебеями. В средний слой допускались богатые вольноотпущенники. Значение этого слоя сравнивают со значением слоя всадников в самом Риме.45)

Социальное значение имеет надпись на могиле одного из дендрофоров. Дендрофоры – рабочие или торговцы лесом, хотя в точности сущность их профессии совсем не известна; с другой стороны, дендрофоры играли определённую роль в церемониях культа Цибелы.46) В греческих надписях из Филипп часто упоминаются имена различных прокураторов.47) В одной надписи упоминаются два лица: отец и сын. Отец имел звание гимназиарха, а сын – звание аганофеты.

В 1953 г. Ф. К. Папазоглу дала новую интерпретацию одной надписи из Чепигово около Прилепа, уточняющей некоторые стороны политической жизни Македонии эпохи империи и устанавливающей связь городов Деуриопос со Стуберром.48) Эта почётная надпись, относящаяся к концу II и началу III в н. э., посвящена Септимию Сильвану Никомаху, родственники которого были освобождены от всех налогов. Никомах принадлежал к известной фамилии, давшей трёх македониархов, из которых один был консулом. Надпись говорит о значении македониархов, их функциях в управлении Македонией как провинцией и о среде, их воспитавшей.

Много надписей имеется на могилах частных граждан. В них часто не содержится указаний на профессию и социальное положение умершего. Поэтому такие надписи не представляют большого исторического интереса.49)

Многочисленные надписи, мелкие, почётные, посвятительные, надгробные, каталоги магистратов, мало интересные каждая в отдельности, собранные вместе, в сочетании с литературными источниками дают чрезвычайно ценный материал для исследований по истории Македонии в эллинистическое и римское время.50)

Приходится выразить сожаление, что собранные во многих музеях балканских стран довольно большие лапидариумы, содержащие много эпиграфических памятников по Македонии, до сих пор далеко ещё не изучены, не изданы и поэтому не вошли в научный оборот.

 

§ 3. Нумизматика

Нумизматика, изучающая монеты, медали, значки и жетоны со стороны их изображений (типов), надписей (легенд), веса металла (метрология), курса хождения монет, района и времени их обращения, техники их изготовления, остаётся для изучаемого периода более важным источником, чем для доэллинистического. Это объясняется тем, что после Александра Македонского экономически и политически Македония оказалась связанной не только со странами Балканского полуострова, но и с Востоком, а позднее с Римом. Нумизматический материал во многих случаях уточняет скудные данные древних авторов. Он помогает устанавливать хронологию исторических событий, показывает развитие денежного хозяйства, экономики, социально-политической жизни. Нумизматика имеет важное значение в выяснении достижений в области техники, металлургии, искусства. Она обогащает наши знания о религиозных представлениях древних македонян, показывает их эстетические вкусы.51)

Обычно монеты эллинистического периода на лицевой стороне имеют голову царя или бога, а на оборотной – изображение какого-либо божества. Македонские цари, начиная с Александра, вменяли в обязанность монетчикам представлять на обороте монет изображения тех богов, от которых они вели начало своего рода. На монетах появляются головы богов и богинь, так что из монет мы узнаём многое о мифологических верованиях древних народов.

К числу государств, избравших для своих монет преимущественно голову Геракла, что подтверждается множеством найденных монет, принадлежала Македония. Геракл часто изображался с его атрибутами: дубинкой и львиной шкурой. Македоняне, по преданию, считали себя потомками Геракла.52) Лишь на первых по времени монетных дворах Александра Пеллы и Амфиполя монетные резчики стали придавать чертам лица Геракла сходство с македонским царём.53)

Со времени Филиппа II, и особенно его сына Александра, впервые в истории развития монетного дела «монеты одного и того же типа выпускаются одновременно на различных монетных дворах, иногда очень удалённых друг от друга».54) Такая практика, при отсутствии централизации монетного дела, давала местным резчикам простор в выполнении одних и тех же изображений. На них лежит печать особенностей различных монетных школ и локальных стилей.

С эпохи эллинизма нумизматика широко стала использовать портретное искусство, которое до этого времени было запрещено по религиозным мотивам. На монетах до Филиппа II мы видим только изображения богов. Лишь одни персидские цари помещали свои портреты на дариках. Считалось, что изображение бога оберегало монету от порчи. Не всякий решался отрубить кусок монеты, повредить изображение бога. Это считалось святотатством. Впоследствии цари, используя религиозные представления, сами себя обожествляли. Первыми образцами монет с достоверными портретами царя можно считать тетрадрахмы Александра Македонского. На их лицевой стороне изображена голова молодого царя, на которого одета львиная шкура.55) Голова царя на монетах постепенно вытесняет головы божеств в качестве типа лицевой стороны. По утверждению крупнейшего советского нумизмата Н. А. Зографа, это изменение в монетной типологии характеризует собой начало эллинистической эпохи.56) Следует, однако, отметить, что наряду с этим процессом наблюдается также сочетание старой типологии с новой. На лицевой стороне таких монет изображалась голова молодого Геракла в львиной шкуре, а на обратной стороне – Александр на колеснице, запряжённой четырьмя слонами, перед ним связанный пленник.57) На других монетах, вместо самого Геракла, изображаются его атрибуты, чаще всего его палица. На обороте имеются изображения, характеризующие хозяйственную и духовную жизнь народа: голова быка, лира, опрокинутый якорь, амфора, рыба, лук, колчан.58)

Монеты Александра прочно утвердились на греческих рынках. Его золотые статеры и серебряные монеты, преимущественно тетрадрахмы и драхмы, одинаково чеканенные по аттической системе, одерживают решительную победу над всеми другими системами и наводняют все рынки греко-эллинистического мира.59) Количество монет с именем Александра очень велико. Они чеканились и при его жизни, и после его смерти, и в последующие века. При жизни Александра такие монеты чеканились, кроме Македонии, во многих городах Киликии, Сирии и Финикии, а позднее во Фракии, Пелопоннесе, на островах и в Египте.60) Они также чеканились в Вавилоне, Истре, Сипоте, Одессе, Милете и в других городах. Даже золотые статеры Тита Квинкция Фламинина, победителя македонского царя Филиппа V, чеканились по греческой монетной системе. На лицевой стороне имеется изображение головы полководца, на оборотной – Виктория с пальмовой веткой в левой руке, с венком в правой. На поле надпись: Т. Quincti. Тип Виктории взят с золотых статеров Александра Македонского.61)

Начиная со II в. н. э., в Риме стали создавать множество изображений Александра, которые в преобладающем большинстве своём использовались как украшения и в качестве талисманов. Александр изображался на кольцах, геммах, пряжках, пуговицах и прочих предметах, употреблявшихся как принадлежности одежды. Много было с его изображением талисманов. Обожествлённый при жизни, Александр, по представлению людей, обладал чудодейственной силой. Александр часто изображался под видом мифического героя Геракла, которому приписывали способность отвращать дурное влияние. Отсюда возникла и распространилась вера, что изображение Александра является будто бы лучшим средством против всех зловредных влияний как природы, так и людей.62)

До нас дошла целая серия маленьких серебряных и золотых медалей, сделанных во II в. н. э. и имевших значение талисманов. В последующие века такие медали с изображением Александра Македонского продолжали распространяться в большом количестве. Обычай использовать эти медали как талисман сохранялся и после того, как христианская религия стала в Римской империи государственной. Лишь в V в. н. э, изображения Александра заменили христианскими символами.63)

Монеты от имени Александра с его типом и легендой чеканились в эпоху диадохов. Диадохи не имели права выпускать монету от своего имени, пока они не приняли царского титула. Право чекана монеты и помещения на ней своего изображения рассматривалось как один из самых важных атрибутов царского достоинства.64) Поэтому до 306 года до н. э. в установившихся типах царских македонских монет ничего, по существу, не изменяется. Кассандр, например, оставляет на тетрадрахмах неизменным даже имя Александра, помещая своё имя только на медных монетах.65) Правда, Птолемей, Антиох, Лисимах и Селевк сделали попытку чеканить монету от своего имени. Но они на золотой и серебряной монете с типом Александра ставили своё имя без всякого титула. Только в 306 г., когда Антигон, после победы его сына Деметрия над Птолемеем, принял титул царя, первый стал чеканить собственную царскую монету. На его тетрадрахмах, дошедших до нас, уже стоит надпись с именем царя Антигона Β α σ ι λ έ ο ς Α ν τ ι γ ο ν ο υ. Примеру Антигона последовали Птолемей, Лисимах и Селевк, тоже объявившие себя царями и получившие право чеканить свою монету. По их примеру стали чеканить свои монеты цари Пеонии и других стран.66)

Однако портреты македонских царей на монетах, кроме портрета Александра, появляются очень редко. Первым помещает на монетах свой портрет Деметрий Полиоркет (294–287). Эти монеты обычно выпускались в районах малоазийских греков, где население уже знало персидские монеты с портретными изображениями. Голова Деметрия изображалась в диадеме или с повязкой. На обратной стороне – Посейдон с трезубцем, внизу имя царя.67) Большинство же монет Деметрия не имеет его изображений. На монетах изображалась крылатая Ника с трофейным жезлом в левой руке и с трубой, в которую трубит, в правой. Она стоит слева, на передней части корабля, внизу которого изображены волны. На обратной стороне – нагой Посейдон с трезубцем в правой руке, внизу – надпись и имя царя. Эти типы монет отражают победу флота Антигона, бывшего под начальством его сына Деметрия, над Птолемеем в 306 г., при острове Кипре.68)

Как правильно отмечает Н. А. Зограф, из позднейших македонских царей только Филипп V и Персей помещают свои портреты на монетах.69) На монетах Филиппа V (220–179) изображены безбородая голова царя в лучистой короне, на обороте – молния между двумя строками надписи, кругом – дубовый венок. Вместе с тем встречаются монеты Филиппа с головой бородатого Геракла в львиной шкуре или с македонским щитом и изображением женской головы в центре. На оборотной стороне, таких монет, кроме имени царя Филиппа, изображались: македонский меч, шлем, лук, палица, колчан, корма корабля.70) На монетах Персея (179–168 до н. э.) – голова царя с небольшой бородой в диадеме. На обороте, среди дубового венка – орёл с приподнятыми крыльями, сидящий: на молнии; внутри венка имя царя Персея с монограммой. Под венком – плуг.71)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.