Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по главе 2. В практической части работы мы провели экспериментальное исследование, посвященное коррекции и развитию ответственности у старших дошкольников.






 

В практической части работы мы провели экспериментальное исследование, посвященное коррекции и развитию ответственности у старших дошкольников.

Работу проведена на базе одного из детских садов г. Челябинска (детский сад № 404).

Для оценки уровня сформированности ответственности старших дошкольников использованы следующие критерии (компоненты сформированности ответственности старших дошкольников):

- когнитивный компонент;

- эмоционально-волевой компонент;

- поведенческий компонент.

Проведенная беседа показала, что дети стремятся к правильному ответственному поведению. У них присутствует мотивация помочь окружающим.

Наблюдение показало, что у половины испытуемых в обеих группах общий уровень развития ответственности низкий.

Методика «Задание с пятницы на понедельник» показала, что выполнили задание в обеих группах только по 2 ребенка (10%). Еще трое детей в экспериментальной (15%) и 2 детей в контрольной (10%) принесли заданный рисунок с опозданием.

Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы на начало экспериментальной работы находятся примерно на одном уровне.

Анкетирование педагогов показало, что они осознают важность развития ответственности, но не все систематически проводят работу в данном направлении и нуждаются в методической помощи.

Для формирования ответственности был организован формирующий эксперимент. Как показал анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формирование ответственности наиболее эффективно происходит в трудовой деятельности детей. Нами была выбрана форма дежурств.

Цель работы: создавать условия для формирования ответственности у детей 6-7 лет в процессе дежурства.

Была реализована оптимальная методика дежурств. К работе привлечены родители дошкольников. Кроме того, в других видах деятельности использовались приемы, которые будут способствовать повышению мотивации дошкольника к проявлению ответственного поведения.

Также проводилась работа по подготовке воспитателей к развитию ответственности старших дошкольников: обсуждение теоретических ключевых вопросов по темам на основе изучения психолого-педагогической литературы; обсуждение планов и сценариев различных форм совместных досугов (КВН, педагогический ринг, конкурсы, тематические праздники); решение слушателями конфликтных ситуаций, педагогичес­ких и психологических кроссвордов и обсуждение дискуссион­ных вопросов; выполнение слушателями упражнений и др.

Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень ответственности у детей экспериментальной группы повысился.

В экспериментальной группе только четверть детей остались на низком уровне. Высокий – у 40% детей. В контрольной группе 50% детей с низким уровнем ответственности.

Методика «Задание с пятницы на понедельник» показала, что 40% детей экспериментальной группы показали высокую степень реального проявления ответственности, еще 40% показали средний уровень ответственности

Большинство же детей контрольной группы не выполнили задание в назначенный срок. Только 2 детей выполнили задание в срок (10%). Еще 4 детей (20%) – с опозданием. Большинство же – 70% не выполнили задание вовсе.

Дети контрольной группы проявили значимо меньший уровень ответственности.

Это означает, что наша гипотеза подтвердилась.

Воспитателю необходимо продолжать осуществлять работу в данном направлении.

Заключение

 

Перед обществом стоит цель не только научить ребенка основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.

Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.

Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.

Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.

Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста является. Участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Проведенная диагностика среди детей подготовительной группы выявила недостаточный уровень ответственности дошкольников.

В отличие от традиционной организации процесса развития качеств личности для формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста предлагаем использовать педагогическую технологию, представляющую собой комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающий становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой на основе рефлексии с позиции нравственных правил через осуществляемое поэтапно формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.

Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: успешность процесса формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями:

- механизмом становления ответственности у детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из выделенных этапов педагогической технологии,

- организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия,

- подготовка воспитателей обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности к процессу формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 


Список используемой литературы

 

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. — №4.— С.18.

3. Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В.Г.Нечаевой. — М.: Просвещение, 2003. — 207 с.

4. Данькова, Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Е.Н. Данькова; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2008. - 167 с.

5. Данькова, Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников / Е.Н. Данькова // Начальная школа: до и после.- 2008.— №5.— С. 34-38

6. Дементий, Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности / Л.И. Дементий.— М.: Просвещение, 2005.— 25с.

7. Дементий, Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2007. — №1

8. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.— СПб.: Питер, 2000.— 514с.

10. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — СПб.: ПИТЕР, 2006.— 2008 с.

11. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И.Иващенко. – М.: Просвещение, 2001. – 92 с.

12. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин— СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2002.

14. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А.Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9.

15. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

16. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2011.

18. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. Пособие / Л.В.Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 143 с.

19. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

20. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с.

21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2014. — 583 с.

22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.

23. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателя Н.В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2008.— 160с.

24. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев.- СПб.: ПИТЕР, 2004.- 348 с.

25. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 96 с.

26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

27. Немов, Р.С. Психология. Кн.1. Общая психология / Немов Р.С. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. — 628с.

28. Пастюк, О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. — М.: ТЦ. Сфера, 2007.— 128с.

29. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

30. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении Н.Ф.Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.—288с.

31. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.О.Пичугина, Г.А.Айдашева.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. —384с.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.- сост. Е.Е.Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

33. Приходько, Е.Г. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения / Е.Г. Приходько, Т.В. Малышевич. — Краснодар: Мир Кубани, 2006.

34. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ 2006. — 96с.

35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 2008. — 144с.

36. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008.— №4. — С.36-40.

37. Раев, А.И. Избранные труды по педагогической психологии /А.И. Раев: СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. – 410 с.

38. Рыбина, Н.П. Методическая работа с воспитателями детского сада / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

39. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.

40. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. — М.: Айрис Пресс, 2009.

41. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова. — М.: Новая школа, 2004.

42. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

43. Степанов, Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации / Е.И. Степанов. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.

44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений / Г.А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336с.

45. Усачева, А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности / А.Н. Усачева. — Волгоград.: ВГПИ, 20011. — 21 с.

46. Усова, А.П.Обучение в детском саду / А.П. Усова. — М.: Просвещение, 2003— 98 с.

47. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / А.Н. Фролова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

48. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров // Вопросы психологии. — 1990. — №6. — С. 10-21.

49. Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка / В.В.Чечет, Т.М.Коростелева. - М.: Университетское, 2000.

50. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. — М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001. – 368 с.

51. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко, В.А. Сохина. — М: Просвещение, 2003.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.