Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация контрольного эксперимента






 

После проведения формирующего эксперимента 2 методики (наблюдение, «Задание с пятницы на понедельник») были повторены.

Результаты наблюдения представлены в Таблице 4.

 

 

Таблица 4 Уровень сформированности компонентов ответственности на контрольном этапе эксперимента

  Экспериментальная группа Контрольная группа
  Поведенческий компонент Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Общий уровень Поведенческий компонент Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Общий уровень
Низкий 25% 30% 10% 25% 55% 55% 40% 50%
Средний 35% 40% 25% 30% 30% 40% 45% 40%
Высокий 40% 30% 65% 45% 15% 5% 15% 10%

 

Представим результаты графически (рис. 6-8).

На рис. 6 представлены результаты диагностики по поведенческому компоненту. В экспериментальной группе высокий уровень показали 40% детей. У детей повысилась дисциплинированность, они научились доделывать дела до конца, выполнять их качественно.Средний уровень – у 35% детей. низкий – у 25%.

В контрольной группе результаты практически не изменились. Высокий уровень показали 15%, средний 30%, низкий – 55% детей.

Рис.6. Результаты диагностики по поведенческому компоненту на контрольном этапе эксперимента

 

На рис. 7 представлены результаты диагностики по когнитивному компоненту. Высокий уровень в экспериментальной группе показывают 30% детей. Практически треть детей теперь научились осмысливать порученное задание, осознавать его значимость.Средний уровень показывают 40% детей, низкий – 30%.

В контрольной группе высокий уровень показали 5%, средний 40%, низкий – 55% детей.

 

Рис.7. Результаты диагностики по когнитивному компоненту на контрольном этапе эксперимента

 

На рис. 8 представлены результаты диагностики по эмоциональному компоненту.

В экспериментальной группе высокий уровень наблюдается у 65% детей. Большинство детей эмоционально переживают за результаты своего труда, беспокоятся за качество в процессе или до выполнения, готовы преодолевать трудности. Средний уровень – у 25% детей, низкий у 10%.

В контрольной группе высокий уровень показали 15%, средний 45%, низкий – 40% детей.

 

 

Рис.8. Результаты диагностики по эмоциональному компоненту на контрольном этапе эксперимента

 

На констатирующем этапе эксперимента обе группы находились на примерно одинаковом уровне развития ответственности. Контрольный этап показал значительную положительную динамику результатов в экспериментальной группе. В контрольной группе значительных изменений не произошло.

В экспериментальной группе по-прежнему на первом месте по уровню развития находится эмоциональный компонент. Подавляющее большинство детей эмоционально понимают значение ответственности, умения доводить дело до конца. На втором месте поведенческий компонент. Дети стараются реализовать ответственное поведение. На третьем месте – когнитивный. Формирование данного компонента продолжится в условиях школьного обучения.

Что касается общего уровня, то в экспериментальной группе только четверть детей остались на низком уровне. Высокий – у 40% детей (рис. 9).

В контрольной группе 50% детей с низким уровнем ответственности.

 

Рис.9. Результаты диагностики по общему уровню развития ответственности на контрольном этапе эксперимента

 

Методика «Задание с пятницы на понедельник» показала, что 40% детей экспериментальной группы показали высокую степень реального проявления ответственности, еще 40% показали средний уровень ответственности (рис. 10).

Рис.10. Результаты диагностики по методике»Задание с пятницы на понедельник» на контрольном этапе эксперимента

Большинство же детей контрольной группы не выполнили задание в назначенный срок. Только 2 детей выполнили задание в срок (10%). Еще 4 детей (20%) – с опозданием. Большинство же – 70% не выполнили задание вовсе.

Дети контрольной группы проявили значимо меньший уровень ответственности.

Наблюдения показали, что в результате систематической развивающей работы почти у всех детей произошел переход к более высокому уровню сформированности начальных форм ответственности. Большинство детей стали помнить о возложенной на них обязанности, выполняли работу без напоминаний и отвлечений, стали проверять выполненное задание, доводить дело до конца.

У детей изменились и эмоциональные переживания задания, его характера и результата выполнения. В процессе дежурств у детей исчезло безразличное отношение к обязанностям, оно сменилось очень высокой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающими результатов детского труда. Часть детей начала выполнять свои обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения высокого статуса в детском коллективе, а из-за стремления удовлетворить определенные нужды своей группы. Эта небольшая часть детей стала действовать по собственной инициативе, не дожидаясь указаний и поощрений со стороны окружающих, что свидетельствует о превращении усваиваемых ими общественных норм и требований во внутренние мотивы выполняемой деятельности.

Повторное анкетирование воспитателей показало, что

1) 100% воспитателей понимают значение воспитания ответственности у детей;

2) 90% удается уделять внимание воспитанию данного качества личности ежедневно, 10 % не удается;

3) 60% воспитателей требуется методическая помощь по реализации данной работы в группе. 40% научились проводить подобную работу.

4) Трудности, выявленные в ходе первоначальной диагностики преодолены.

Можно говорить о повышении квалификации воспитателей по вопросам развития ответственности у детей. Методическую работу в данном направлении необходимо продолжать и сделать ее составной частью общей методической работы в ДОУ.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.