Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы конституционной реформы в современной России.






Конституционная реформа в узком смысле слова - это процесс подготовки нового текста Конституции и придание этому тексту юридической силы. В широком смысле - это поиск и достижение общественного и национального сознания по вопросу общественного и государственного устройства. Конституционная реформа включает в себя такие элементы: централизацию, местное самоуправление, права граждан.

Механизм изменения К. РФ содержится в самом тексте К.. Согласно ст.135 КРФ предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ: Глава 1 КРФ – Основы конституционного строя, Глава 2 КРФ – Права и свободы человека и гражданина, Глава 9 КРФ – Конституционные поправки и пересмотр КРФ. Если предложение будет поддержано 3/5 от общего числа членов ГД и СФ, то в соответствие с ФКЗ (которого нет до сих пор!) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность К. либо разрабатывает проект новой К., которая принимается КС 2/3 от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования КРФ за новый проект должны проголосовать более половины избирателей (при условии, что туда столько пришло»). Поправки к главам 3-8 КРФ и 65 ст. принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения ОЗВ не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Те с формальной т.з. мы не можем говорить о полноценной конституционной реформе, хотя с другой стороны: источниками конституционного права являются: конституция, решения конституционного суда, международные договоры, КФЗ, конституционные доктрины и обычаи (опосредованное влияние теоретиков). Те по формальным признакам реформа уже происходить в текущем режиме.

К. РФ относится к категории «дыроватых», рамочный принцип регулирования. С этой точки зрения конституционная реформа уже прошла, или близится к завершению.

Изменились система федеративных отношений (губернаторы назначаются През-том РФ с согласия законодательного органа субъекта РФ). Можно менять федеральный строй и без внесения поправок в конституцию. Если начать вносить поправки, то получится «снежный ком» (поправки за поправками).

С 1993 г. К. РФ не менялась целиком, но уже были частные изменения: сроки Президента до 6 лет, ГОсДумы до 5, названия и состав субъектов РФ).

Предлагается внесение следующих поправок:

1) в виду усиления през-тской власти – увеличение сроков през-тства либо преемственность през-тской власти;

2) пересмотр отношений между федерацией и субъектами в сторону усиления позиций первой; отношения определяются только 184-ФЗ «О

3) введение элементов парламентской республики;

4) «Единая Россия» и ЛДПР обсуждают, необходимо ли вносить поправки относительно федеративных отношений - конституционное закрепление федерального вмешательства, необходимость сокращения социальных обязательств гос-ва, закрепленных в К. РФ.

Однако В.В. Путин неоднократно заявлял, что никакие поправки в Конституцию вносится не будут. Вновь избранный През-т РФ Медведев Д.А. подобных заявлений об изменении К. не делал.

Проблема: Конституция Российской Федерации является документом противоречивым и половинчатым, в полной мере воплотившим собой все реалии переходного периода. Фактическое устройство Российского государства выходит за конституционные рамки. Результатом реализации конституционных норм не стало создание динамично развивающегося в современных условиях федеративного государства, что обернулось следствием не только правоприменительной практики, но и несовершенства самих конституционных установлений.

Возможные направления и предпосылки развития реформы: 1) суверенитет в Российской Федерации (в т.ч. проблема статуса субъектов РФ и представительства их интересов на федеральном уровне); 2) равноправие субъектов Российской Федерации (проблема асимметрии в структуре Федерации); 3) место и роль договоров в правовой системе Российской Федерации; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; 5) субъектный состав Российской Федерации (в т.ч. проблема укрупнения субъектов Федерации); 6) единство системы государственной власти; 7) ответственность в системе федеративных отношений.

Выводы: 1) Из Конституции РФ необходимо исключить положения о государственном статусе республик; 2) необходимо четкое конституционно-правовое закрепление системы разделения властей по вертикали и по горизонтали, а также институтов сотрудничества Федерации и ее субъектов во всех сферах государственной деятельности (в первую очередь – в сфере законотворчества на федеральном уровне); 3) усиление гарантий участия субъектов РФ в федеральном законодательном процессе способно коренным образом усовершенствовать механизмы согласования интересов Федерации и ее субъектов; 4) немаловажное значение имеет конституционное закрепление нового порядка формирования Совета Федерации путем непосредственных выборов населением субъектов РФ, а также усиления его роли в законодательном процессе путем перехода от схемы одобрения законопроектов к схеме внесения поправок, а также предоставления Совету Федерации отдельных полномочий «нижней» палаты парламента при рассмотрении некоторых категорий законопроектов; необходимо также наделение Совета Федерации определенным набором контрольный функций. Перспективы реформы: 1) Стабильность текста К., не изменяя ее содержания; 2) Поправки к К.; 3) Пересмотр К, для РФ данный легитимный этап, в виду сложившейся ситуации не возможен; 4) Принятие новой К.

Вывод: На сегодняшний день полноценного изменения конституции не требуется, потому что существующая форма правления в стабильном состоянии может существовать очень долго, при условии стабильности социально-экономических сфер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.