Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Нормативно-правовые основы, критерии и практика оценки






Эффективность управления – один из показателей совершенства управления, определяется путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность можно оценить путем соизмерения прибыли и затрат, но такая оценка не всегда корректна, т.к. не всегда выражается прибылью.

Под оценкой эффективности гос. управления понимают совокупность моделей и приемов по изучению и измерению фактических результатов гос. деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.

Задача оценки эффективности в том, чтобы оценить управленческую деятельность ОГВ и предприятий государственного сектора; проводимую государственными органами политику; реализацию государственных программ; последствия проводимой политики и реализации государственных программ.

Критерии и оценки используют для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и определения качества госуправления в соответствии с потребностями, желаниями и ресурсами общества. Критерии бывают количественными и качественными. Выделяют следующие типы эффективности: 1) экономическую – как соотношение стоимости объемов предоставленных услуг (результатов) к стоимости объемов затраченных ресурсов; она отражает внутреннее положение дел в системе ГУ; 2) техническую – соответствие ГУ требованиям внешней среды с учетом влияния на состояние общества. Ее характеристики – оперативность и регулярность.

На практике эффективность не является единственным критерием, существуют и другие: 1. Затратность или объем освоения бюджетных средств. Использовался активно ранее. Органы власти действуют в интересах общества, поступают рационально, но это постоянно увеличивает затраты государства. 2. Критерий простой результативности. Хорошо работает в условиях кризиса. Не берут в расчет затраты, если есть результат – то уже хорошо. 3. Критерий политической уместности, т.е. соответствуют ли действия политической ситуации.

Можно выделить специфику госдеятельности: наряду с финансовыми затратами (бюджетными средствами) должны учитываться социальные затраты (потери для населения в результате деятельности государства), которые должны иметь результат в денежном эквиваленте для населения. Поэтому минимум финансовых затрат и минимум социальных затрат (он может быть больше) надо рассматривать отдельно. Часто социальные затраты подсчитать очень трудно. К дополнительным критериям относят процедурные и финансовые. Процедурные критерии предполагают, что есть стандартные правила процедур, соблюдение которых приводит к успеху. Финансовые критерии – это правила бухотчетноти и оформления бухдокументов. Особенность процедурных критериев состоит в том, что они не связаны с результатом, они характеризуют сам процесс, их проще установить, соблюдать и контролировать (например, документооборот). Существует несколько основных типов оценок: оценка процесса выполнения, оценка результатов, оценка последствий, оценка экономической эффективности.

Традиционные формы оценки эффективности государственного управления представлены политическим и административным контролем и являются результатами парламентских, публичных слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, результатами проверок контрольно-счетной палатой и т.п.

Вывод: полная комплексная оценка результатов деятельности ОГВ возможна на основе критериев эффективности, политической уместности, процедурных критериев. При этом влияние одного из них на общую оценку различно: если максимальная эффективность, то материальная ведет к экономии средств на предприятиях, социальная – возрастанию затрат на социальное развитие до кризиса, если процедурный максимум – то возникают организации, которые работают только на себя, если максимум политической уместности – то госполитика будет зависеть от высших должностных лиц без учета населения.

Оценка их результативности, эффективности и качества на основе нормативно-правовые основания, установление целевых критериев (Указ Пр-та РФ от 28.04.2008 N 607 Об оценке эф-ти деят-ти ОМСУ ГО и МР; Перечень показателей для Об оценке эф-ти деят-ти ОМСУ ГО и МунРай-в. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основ. направлениях совершенствования системы гос. упр-я.». ФЗ № 131 «Об общих принципах организ-и МСУ В РФ».).

ОМСУ играют важную роль в развитии российского общества. Задача ОМСУ, предоставление населению качественных, экономически обоснованных услуг с неукоснительным соблюдением законодательства, принципов разумности, и справедливости.

Проблема в сфере взаимоотношения ОМСУ и общества, это дефицит доверия к власти и ее институтам. ФЗ 131 обязал власть не только самостоятельно осуществлять деятельность в области соц-экономического развития, но и давать оценку эффективности этой деятельности. Указ П. № 607 предмет оценки, критерии результатов деятельности ОМСУ: 1) эконом. развитее; 2) дошкольное образ; 3) общее и дополнительное образование; 4) культура; 5) Физическая культура и спорт; 6) жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; 7) ЖКХ; 8) организация муниц.управления; 9) энергосбережение. Мониторинг всех критериев.

Доп.аспект: В современном мире эффективность деятельности - это основной критерий, применяющийся при оценке государства и его органов, отдельных должностных лиц. Это не означает того, что не существует других критериев: эффективность - понятие экономическое, а деятельность публичной власти (ОГВ и ОМСУ} не всегда оценивается и не всегда может быть оценена в экономических категориях. Эффективной мы считаем деятельность, результатом которой является достижение поставленных целей с минимумом затрат. Однако в деятельности государственных органов экономическая эффективность играет подчиненную роль по отношению к социальной эффективности: достижение значимых для общества целей с минимумом социальных (значимых для населения) затрат. Затраты финансовые - это один из видов социальных затрат - речь идет о расходовании средств налогоплательщиков. Сложность и неоднозначность государственно-управленческой деятельности требует комплексного использования разных критериев оценки. Следовательно, экономическая эффективность не может быть основным критерием оценки для социальных и образовательных программ: экономический эффект от их реализации скажется через десятилетия, но и тогда его сложно будет оценить однозначно. На практике управленческую эффективность, коей является деятельность государственных органов, чаще всего определяется аналитическими и экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.