Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.






Проблема подготовки и переподготовки кадров заключается не в отсутствии потенциальных кадров, а в изъянах института государственной службы.

1. Бюрократия – обособленное замкнутое сообщество с определенной корпоративной культурой, нормами поведения и требованиями к членам сообщества. Без наличия личных связей можно попасть только на самый нижний уровень системы гос. управления, независимо от уровня знаний.

2. Социальная защищенность гос. и мун. служащих первого звена – низкая заработная плата, отсутствие льгот, приводит к оттоку госслужащих в негосударственный сектор экономики.

3. Рутинность работы и наказуемость инициативы.

4. Отсутствие института «быстрой карьеры»

5. Нет уважения и почета к институту гос.службы в обществе.

6. Компетентность кадров, профессиональная подготовка.

7. Для мун.служащих и гос.служащих субъектов РФ, как правило, не закладываются денежные средства на переподготовку и повышение квалификации.

8. Отсутствие «шкалы» оплаты равнозначных должностей федер., регионального и муниципального уровня, что приводит к «утечке мозгов» на региональный уровень, что повышает «эффективное сопротивление» решениям федеральных и муниципальных органов.

В регионах на уровне муниципальных поселений складывается крайне архаичная и неэффективная система управления и подготовки кадров. Отсутствие навыков и соответствующей квалификации у руководителей муниципальных поселений в области административного менеджмента муниципального поселения приводит к тому, что качество подготавливаемых решений является неудовлетворительным, нет навыков работы по формированию бюджета муниципального образования, учету налоговых поступлений, составлению бюджетной отчетности и т.д.

Усугубляется это и тем, что частая смена управленческих команд в органах субъектов федерации и муниципальных органах приводит к тому, что состав администраций постоянно меняется, и уходят, как правило, профессионалы.

Главная причина “пробуксовки” реформ в России является не готовность к ним гос., рег. и мун. сл-их. Более 30 % госслужащих в аппаратах госвласти имели возраст 50 и более лет. При этом высшие и главные государственные должности замещают чуть более 1 процента лиц в возрасте до 30 лет. По оценкам экспертов, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение более половины гос. служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Доля госслужащих, имеющих высшее профессиональное образование - 73 %. При этом только 40 % по специальностям эк. и управленческого профиля, 22 % - юридическое образование, 18 % - высшее техническое образование. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чьё профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих в условиях, когда идет процесс реализации новых принципов в определении полномочий органов публичной власти всех уровней, приобретает чрезвычайно актуальный характер. К сожалению, подготовка кадров муниципальных служащих является сегодня одним из наиболее слабых звеньев системы местного самоуправления. Ежегодно формируется государственный заказ на подготовку государственных служащих в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, местных Академиях госслужбы. Выполняются учебные планы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. В соответствии со сложившейся практикой подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала государственной и муниципальной службы руководители высшего звена повышают квалификацию согласно плану Администрации Президента Российской Федерации.

Анализ качественного состава государственных и муниципальных служащих области показывает, что большая часть работников органов государственной власти и органов местного самоуправления до настоящего времени не имеет специального образования, поэтому возможность пройти переподготовку или повышение квалификации является сильным мотивирующим фактором для государственных и муниципальных служащих.

Осуществление профессионального обучения государственных гражданских служащих требует выработки:

-механизма формирования и исполнения государственного заказа;

- экономических нормативов стоимости образовательных услуг;

- учебных планов и учебных программ обучения государственных служащих;

- создания учебно-методической базы в виде библиотеки;

- разработки учебно-методических пособий, специально подготовленных для государственных служащих в соответствии с направлениями и программами их обучения, позволяющих обеспечить достаточный уровень самообразования государственных служащих.

Важнейшей составляющей качества образования является уровень передачи и получения знаний, умений, навыков с обязательным компонентом - новыми обучающими технологиями, основанными на применении информационных технологий в учебном процессе.

Нерешенной проблемой остается внедрение в систему профессионального обучения государственных и муниципальных служащих дистанционных образовательных технологий.

Необходимо:

- провести организационные мероприятия, определяющие финансовые механизмы профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих;

- уточнить потребность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в в переподготовке, получении дополнительных знаний их работниками в соответствии со спецификой деятельности специалистов;

- разработать электронные учебники и обучающие программы;

- внедрить новые формы и методы обучения - экстернат, дистанционные программы, обучение в рамках проекта, ролевые и деловые игры и т.д.;

- организовать подготовку государственных служащих по программе " Интернет-технологии".

Необходима также организация и проведение набора на очное и заочное обучение в рамках целевого приема лучших выпускников школ и специалистов органов государственного управления и муниципальных образований по специальности " государственное и муниципальное управление", организация практики студентов, обучающихся по специальностям управленческого, экономического и юридического профиля в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Необходим пересмотр экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной подготовке и повышению квалификации, стажировке федеральных служащих. Низок уровень оплаты преподавательского состава. Образовательные услуги, которые предоставляют высшие учебные заведения нашей страны, не позволяют нам сегодня обеспечить высокое качество образовательных услуг.

Требуется разработать порядок проведения конкурса на размещение государственного заказа в части профессиональной переподготовки, в котором на конкурсной основе должны участвовать высшие учебные заведения, они должны, по нашему мнению, бороться за такой государственный заказ.

Проблема ос­ложняется тем, что в настоящее время переподготовка и повышение квалификации феде­ральных государственных служащих осуществляется за счет средств феде­рального бюджета. А средства на переподготовку и повышение квалифика­ции госслужащих территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти в федеральном бюджете не предусматриваются. Что касается переподготовки и повышения квалификации кадров для органов гос­власти субъектов федерации и, особенно, для муниципальной службы, то в ря­де регионов она вообще отсутствует. Методы решения проблем:

· повышение престижа этого вида службы, общественного авторитета гражданских служащих и престижа их профессии, формирование эффективных механизмов отбора кадров и работы с ними, совершенствование программ подготовки и профессионального развития кадров.

· обеспечить доступ в соответствии с действующим законодательством к гос. и мун. службе, необходимо разрушать клиентарные связи на данном этапе поступления на службу.(Обеспечить доступ к ГС в соответствии с К., ФЗ № 119 «Об основах ГС в РФ», ФЗ № 8 «Об основах МС». Необходимо разрушать клиентарные связи на этом этапе)

· Обеспечить конкурентное, открытое замещение вакантных должностей в системе госслужбы, менеджеризация гос.службы, система заслуг.

· Соц.защита

· Сокращение числа гос.служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям.

· Обеспечить профессиональную подготовку госслужащих.

· Обеспечить доступ в представительные ОГВ компетентных людей (цензы).

· Совершенствование законов, регулирующими ГС и МС.

· Переход от логики учреждения к логике обслуживания, установить горизонтальные равные партнерские отношения, «менеджеризация» службы.

· Совершенствование культуры ГС (этизация). Административный суд мог бы держать в рамках приличия даже недобросовестного чиновника.

Финансирование подготовки кадров требует отдельного подхода, поскольку процесс обучения и подготовки каждого конкретного государственного служащего должен носить непрерывный характер и осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры. Это связано с обновлением знаний, полученных в результате приобретения «базового» образования, приобретением новых знаний, и использованием их в профессиональной деятельности, что положительно влияет на качество работы, то есть финансирование подготовки должно быть непрерывным.

Результат реформирования даст возможность при планировании предусмотреть в нормативных правовых актах норму, согласно которой ежегодно должен будет утверждаться порядок прохождения, перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих, с соответствующим выделением достаточного объема финансирования на очередной финансовой год, а также осуществлению публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих на очередной год. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить условия для повышения квалификации государственными служащими не реже чем раз в три года.

Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов исполнительной власти и бюджетных учреждений позволит создать резерв высококвалифицированных компетентных руководителей, повысить управленческий потенциал, профессионализм и ответственность кадровых работников органов государственной власти. Основной риск связан с необходимостью изыскания дополнительных финансовых ресурсов для организации учебного процесса по повышению квалификации государственных служащих. К рискам также следует отнести невыполнение в полном объеме положений нормативных правовых актов в части повышения квалификации государственных служащих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.