Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и эволюция системы управления Российской империи в 18 веке. Влияние данного исторического этапа развития на черты современной модели российской государственности.






 

XVIII в. в истории России по праву считается временем переворота, перелома. Те подводные течения, которые в XVII в. лишь подмывали устои Московского царства, теперь их опрокинули. И тем не менее этот переворот нельзя трактовать как революцию: и общественный строй, и форма правления остались прежними. Другим стал тип культуры, язык, мышление, уклад жизни. Эти перемены не могли не затронуть и системы государственного управления. Реформы, начатые Петром Великим, изменили характер государственной власти и управления.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

· вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

· наличие профессионального бюрократического аппарата;

· создание сильной постоянной армии;

· отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

· абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

· социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Переход к абсолютизму в России проявлялся в разных сферах политической жизни: в росте самодержавной власти царя, в отмирании земских соборов как сословно-представительных учреждений, в эволюции состава Боярской думы и приказной системы, в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, в появлении первых зачатков регулярной армии, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

С укреплением экономики постепенно шел процесс овладения властью рычагами управления, нарастала тенденция к абсолютной власти, завершившаяся преобразованиями Петра Великого. В формировании государственного аппарата, способного управлять в условиях нового времени, впервые произошло заимствование западноевропейских управленческих теоретических идей – камерализма. Основные принципы, на которых шли реформы, включали в себя иерархичность и соподчиненность властных структур, регламентацию их работы; коллегиальность. Конкретно-практические шаги во многом, особенно на первом этапе, осуществлялись ситуативно, зависели от хода военных действий и преследовали прагматические цели – обеспечение армии и достижение победы в войне со шведами. На втором этапе преобразования носили более планомерный характер, и некоторые структуры, созданные Петром I, просуществовали до 1917 г., хотя их функции неоднократно менялись.

Несоответствие приказного порядка управления государством новым задачам развития страны в начале петровского царствования обнаружилось с полной очевидностью. Нечегкое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел, непонимание руководителями приказов новых задач, наконец, казнокрадство – все это подталкивало Петра I к поискам новых форм организации государственного аппарата.

Подводя итог Петровским реформам в административной сфере и сфере государственного управления, можно отметить, что их результатом стала невиданная ранее централизация и бюрократизация государственного управления. Новая государственная машина работала гораздо эффективнее, чем старая.

Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запушен вечный двигатель бюрократии.

В годы петровских преобразований в России укрепилась монархическая власть. Оформление абсолютизма завершилось. Для российского абсолютизма были характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия.

Преобразования Петра I стали той осью, вокруг которой вращалось колесо российской истории весь XVIII в. Не стала исключением и система управления, созданная им. Отношение к реформам в целом, к созданным институтам и органам управления, в частности, было одним из главных вопросов для правителей России «пост-петровской эпохи».

Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позволили ей успешно функционировать вне зависимости от того, какой конкретно властитель сидел на троне – умный или глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократии неуязвимой и до сегодня

Преобразования госуправления имели прогрессивное значение для России. Созданные Петром институты власти просуществовали более двух веков (Сенат - 206 лет, Синод - 200 лет). Последствия петровского правления имели как ободряющие, так и ужасающие последствия.

В период дворцовых переворотов тенденция абсолютизма сохраняется – монарх сосредотачивает в своих руках все нити управления, но при этом возрастает роль ближайшего окружения (фаворитизм), гвардии, которая берет на себя право решения вопроса о престолонаследнике. Особенностью этого периода является то, что появляется альтернатива ограничения власти монарха в виде «затейки верховников» – восшествие на престол Анны Иоанновны оговаривалось рядом условий – «кондиций». Неразвитость третьего сословия стала решающим условием краха этой попытки ограничения власти первого лица государства.

Подводя итог преобразованиям в сфере государственного управления в эпоху дворцовых переворотов, можно отметить, что характерной чертой послепетровской системы власти стало существование так называемых «советов при особе государя» – высших правительственных органов, стоявших над Сенатом.

В сущности, с их образованием и деятельностью, сложилась система «поручений», когда сановник удостаивался поручения – «государева дела» – и в рамках его исполнения действовал от имени государя, будучи ответственным только перед ним. При этом самодержец в любой момент мог вторгаться в. казалось бы, отработанную и закрепленную практикой сферу их деятельности, менять все по своему усмотрению. Система поручительства естественным образом строилась на привлечении к этому делу людей только доверенных и лично преданных самодержцу.

В этот период существовала довольно своеобразная система исполнительной власти, имевшая три центра:

· Высшие и центральные государственные учреждения (Сенат, Синод, коллегии);

· Советы при особе государя;

· Особо доверенные лица государя - фавориты.

В эпоху дворцовых переворотов произошли изменения в центральных и местных органах управления.

Кроме того, в коллегиях обнаружилась тенденция к единоначалию. Уже вскоре после смерти Петра Великого, в 1726 г. число советников и асессоров в каждой коллегии было сокращено вдвое. Это привело к тому, что голос президента коллегии практически играл решающую роль.

Ослабление функций Сената и генерал-прокурора по надзору за государственным аппаратом предоставило большие возможности для казнокрадства, взяточничества и чиновничьего произвола и в аппарате коллегий. Общее их число в этот период то сокращалось, то возрастало, что являлось результатом неустойчивости внутренней политики.

В целом система центральных государственных учреждений эпохи дворцовых переворотов отличаюсь пестротой. Коллегии, канцелярии, конторы имели серьезные различия в организационном устройстве, отношения как между ними, так и к Сенату, высшим советам и комитетам были определены весьма нечетко.

Произошли изменения и в системе местных органов управления. Уже в годы правления Екатерины I были ликвидированы многие из местных органов и учреждений, созданных Петром I.

В реформированной системе местного управления единственными органами управления и суда в губернии становились губернаторы, а в провинциях и уездах - воеводы. Они осуществляли свои функции через соответствующие канцелярии: губернские, провинциальные, воеводские.

Коренное изменение системы государственного управления, высших, средних и низших звеньев государственного управления произойдет при Екатерине II, правление которой станет временем непрерывных преобразований.

Значение реформ Екатерины II. От екатерининского царствования остался целый ряд нереализованных проектов, которые предусматривали новую сенатскую реформу, создание принципиально новых органов судебной власти с правом законодательной инициативы, наблюдения за исполнением законов, из оценки, предваряющей опубликование, а также с правом представить государю несовершенство законов уже существующих. Важно подчеркнуть, что эти органы должны были быть основаны на принципе равного сословного представительства, в том числе и от крестьян. В условиях внутриполитической стабильности, которая при этом не означала застоя, правительством были предприняты реформы государственного аппарата. Постепенность, последовательность, плановость- важнейшие черты преобразовательской деятельности Екатерины II. Каждый шаг должен быть всесторонне продуман, ведь, по мнению императрицы, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого».

В условиях абсолютизма монархия в стремлении осуществить свою «цивилизаторскую» миссию, заключавшуюся в дальнейшей централизации государства, постепенно реформировала аппарат управления, вводя во все его звенья сверху донизу разделение труда. При этом в государстве складывалась иерархия «учреждений и должностей, предусматривавшая подчинение низших звеньев администрации высшим, а всей армии чиновников – абсолютному монарху, находившемуся наверху пирамиды власти.

Влияние на современность: продолжаетсяцентрализация и укрепление власти, закрепляется этатизм (все решения спускаются сверху вниз, а не зарождаются органически), адм-территориальное деление (введение новых административных округов), новая налоговая система.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.