Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Глава 8.Методика и техника сбора социологической информации 183






    лы человеческих действий и поступков, социального поведения лю­дей и на их базе сконструировать те или иные мини-теории. Послед­ние не претендуют на всеобщность и универсальность, они призваны лишь объяснить и интерпретировать социальные явления, события,

    действия.

    Завершая главы, посвященные анализу структуры, методики и техники эмпирического социологического исследования, надо ска­зать, что каждый из рассмотренных методов сбора информации имеет свои достоинства и недостатки. Целесообразность использования то­го или иного метода зависит прежде всего от специфических особен­ностей объекта исследования. Например, изучая проблемы бездом­ных, вряд ли следует возлагать большие надежды на метод анкетирования, а исследуя ценностные ориентации, удовлетворен­ность учебой или работой, мотивацию деятельности молодежи, без анкетирования будет обойтись чрезвычайно сложно.

    Выбор того или иного метода зависит и от ряда других обстоя­тельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной ли­тературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования. В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора ин­формации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

    Вопросы и задания

    1. Что такое социологическая информация, каким требованиям она доллена отве­
    чать?

    2. В чем особенности метода анализа документов? Когда и каким образом он при­
    меняется?

    3. Охарактеризуйте виды социологического наблюдения. Покажите достоинства и
    недостатки этого метода сбора социологической информации.

    4. Почему опрос является одним из основных методов сбора социологической ин­
    формации? Какие виды опроса вы знаете? В чем преимущества и ограничения каждого
    из них? Каковы условия их применения?

    5. Какими требованиями необходимо руководствоваться при составлении анкеты?
    Чем они обусловлены?

    6. В чем специфика применения метода бюджетов времени?

    7. Что представляют собой качественные методы в социологии? Чем они отличают­
    ся от количественных? В чем особенности и каковы условия применения качественных
    методов в социологии? Назовите их и дайте краткую характеристику каждого метода.

    8. От чего зависит использование тех или иных методов сбора социологической ин­
    формации? Возможно ли их комплексное применение?



    Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


     


     

     


    Литература

    Белтювский С.А Методика и техника фокусированного ишсрвыо. М., 1993 Гл. 2—6.

    БогомоловаН.Н., Стефапенко Т.Г. Контент-анализ М., 1992.

    Бутенко ИЛ. Прикладная социология' наука и искусство. М., 1999.

    Гречихии В Г. Лекции но меюдике и к'хнике социологических исследований. М., 1988. С. 94-176.

    Дмитриева Е.В. Фокус-] руины в маркегшн с и социоло! ии М, 1998.

    Зборовский Г.Е, Шуклипа Е А Прикладная социология. М, 2004. Гл. 6.

    Ковалев Е.М, Штейнберг И Е. Качественные методы в нолевых еоциолошческих исследованиях. М., 1999.

    Колесников К).С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001

    Основы прикладной социоло! ии / Под ред. Ф.Э. Шерсти, М К. Горшкова. М., 1995. Т 1.С. 87-200.

    Ядов В.А. Социологическое исследование1 мегодоло! ия, нршрамма, методы. Сама­ра, 1995. С. 121-201


    II







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.