Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и примечания 1 страница






1 «...благословил избранных...» — Ср.: «...принял вас Господь и избрал вас <...> потому, что любит вас Господь...» (Вт 7, 7 — 8), «...наследуют это избранные Мои...»(Ис65, 9).

2 День скорби. — Здесь — день гнева Господнего, Великого Божьего суда (прообраз Страшного Суда в христианстве), когда погибнут грешники и спасутся праведники; ср.: «И небеса провозгласят правду Его, ибо Судия сей есть Бог». «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя <...> призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? <... > уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство...» (Пс 49, 6 — 19). Ср. также: «...день скорби и наказания и посрамления — день сей...» (4 Цар 19, У) и др.

ъ «...сказал Енохправедный муж, которому были открыты Богом очи,что он видел на небесах святое видение...» — Ср.: «...говорит муж [Валаам, сын Веоров] с открытым оком, говорит слышащий слова Божий, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его...» (Чис 24, 3 — 4); «Ты открыл мне

уши...», «...открыл пред очами народов правду Свою» (Пс 39, 7; 97, 2) и др.

4 «...со Святым и Великим, с Богом мира...» — В Книге Еноха (здесь и далее имеется в виду Первая Книга Еноха), в разных ее частях Бог именуется по-разному: Всевышний, Господь, Господь Царь, Господь неба, Господь величия, Господь славы, Господь правды, Господь суда, Господь духов, Господь царей, Царь царей, Царь мира, Глава дней, Бог богов и т.д. Некоторые из имен,

/1JO употребляемых вместо настоящего имени Бога — Яхве, Господь (Исх 6, 3), — сопоставимы с ветхозаветными (Втор 10, 17: Бог богов; Пс 46, 8; 49, 1: Бог Царь всей земли, Бог богов Господь; Дан 7, 9, 22: Ветхий днями; и др.), а также могли быть источником евангельских (1 Кор 2, 8: Господь славы; Откр 17, 14; 19, 16: Господь господствующих и Царь царей). В Книге Еноха меняется частота употребления этих имен-определений и местоимений (Ты и Он), что связано с полиавторством, разновременностью создания разных ее частей.

5 «...из Своего жилища». — Ср.: «...призри от святого жилища Твоего, с небес...» (Вт 26, 15). См. также главу 41, примеч. 52.

6 Синай — гора на Синайском полуострове. Согласно Библии, здесь Бог, сошедший с небес в облаке, дал Моисею и народу Израиля «скрижали каменные, и закон и заповеди» (Исх 24, 12).

«...и стражи содрогнутся, и великий страх и трепет обоймет их до пределов земли». — Имеются в виду те ангелы — «сыны неба», «стражи неба», — которые вызвали гнев Господа (см. далее по тексту Книги Еноха и примеч. 10). Им в Книге Еноха противопоставлены Ангелы, действующие не самовольно, а исключительно по указаниям Господа; в отличие от нарушителей небесной дисциплины, им суждено спуститься на землю вместе с Господом, они — Его воинство.

Название-определение «страж (неба)» встречается и в другом крупнейшем псевдоэпиграфическом памятнике — Книге Юбилеев, или Малом Бытии, характерно оно и для Талмуда. В Библии же сам Господь назван «стражем человеков» (Иов 7, 20), а «на страже у Господа» (Лев 8, 35) стоят не Ангелы (здесь они — «вестники Божий», иногда — «сыны Божий»), а первосвященник Аарон и его сыновья.

8 «Я наблюдал все, что происходит на небе...» и т. д. — Главы 2–4, будучи частью введения в Книге Еноха (главы 1–5), предваряют обширный астрономический экскурс (главы 72–82).

9 «... как установил Бог, так все и происходит! И посмотрите, как моря и реки все вместе исполняют свое дело!» — Ср.: «...[Господь] давал морю устав...» (Притч 8, 29), «... Он основал ее [вселенную] на морях и на реках утвердил ее» (Пс 23, 2) и т.п.

10 «И случилось: после того как сыны человеческие умножились, в те дни у них родились красивые и преле-

стные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их...» — Здесь и далее ср. с каноническим (библейским) текстом:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены...» (Быт 6, 1–2) и т.д. См. также примеч. 13.

Параллели к библейскому сюжету о браках сынов Бо-жиих с дочерьми человеческими находим также в Книге Юбилеев, Заветах Двенадцати Патриархов, Талмуде, во многих других памятниках духовной литературы Древнего Востока. Приводим псевдоэпиграфические версии, несколько отличающиеся от версии Книги Еноха, однако в значительной мере восходящие именно к ней.

«...они [падшие стражи] стали смешиваться, чтобы оскверняться, с дочерьми человеческими. И Енох дал свидетельство против всех них. <...> И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться на поверхности всей земли и у них родились дочери, ангелы Господни увидели в один год этого юбилея, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены, выбрав их из всех; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами. И неправда усилилась на земле, и всякая плоть извратила свой путь, от людей до скота, и до зверей, и до птиц, и до всего, что ходит по земле. Все извратили свой путь и свой порядок, и начали пожирать друг друга. И неправда усилилась на земле, и все помышления разума сынов человеческих сделались столь злыми во всякое время. И Господь воззрел на землю, и вот она извратилась,

и всякая плоть извратила свои порядок, и они совершали всякое зло пред Его очами — все, что было на земле. И Он сказал, что Он уничтожит людей и всякую плоть, которую Он сотворил на земле. И только Ной обрел милость пред Его очами. И на ангелов Своих, которых Он посылал на землю (в Книге Еноха, наоборот, утверждается, что они спустились на землю самовольно. — И. Л.), Он весьма разгневался, так что решил истребить их. И Он сказал нам, чтобы мы связали их в пропастях земли. И вот они были связаны в них и разобщены. И относительно детей их вышло повеление от Его лица, чтобы поразить их мечом и умертвить их под небом. И Он сказал: «Моему духу не вечно пребывать на людях, ибо они плоть (ср. с прямо противоположным по смыслу, но сходным по форме речением Господа: Быт 6, 3. — И. Л.), и дней их пусть будет сто двадцать лет!» И Он послал Свой меч в среду их, чтобы они умертвили друг друга. И они начали убивать друг друга, пока не пали все от меча и не были уничтожены с земли на глазах своих отцов. После сего они (их отцы) были связаны в пропастях земных до дня Великого суда, когда придет наказание на " ~ всех, извративших свои пути и свои дела пред Господом. И Он уничтожил все их пристанища, и ни один из них не остался, которого Он не уничтожил бы за все их зло. И Он соделал для всех Своих творений новое и праведное естество, чтобы они не согрешали вовек по всему своему естеству, и каждый был бы праведен чрез свою отрасль. И наказание всех их определено и записано на небесных Скрижалях без неправды. И все, преступившие путь, ко-

торый им определен, чтобы ходить по нему, если не ходят по нему, то наказание написано для каждого естества и для каждого рода. И ничто не избежит его, что на небе, и на земле, во свете и во тьме, в царстве мертвых, и в пропасти, и в мрачном месте. Все наказания их определены, и записаны, и начертаны для всех. Великого Он будет судить по его величию, и малого — по его малости, и каждого отдельно — по его пути».

(Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Главы 4–5. Пер. А. В. Смирнова.)

«...они (дочери сынов человеческих) обольстили стражей пред Потопом; ибо они (стражи), постоянно видя их (жен), были в вожделении к ним и возымели в мысли дело, ибо они преображались в мужа и в сожительстве мужей их являлись им. И они, вожделея мыслию своей фантазии, родили гигантов. Ибо казались им стражи достигающими до неба».

(Заветы Двенадцати Патриархов. Завет Рувима. Глава 5. Пер. А. В. Смирнова.)

11 Ермон (Хермон) — «Гора Заклятия». Одна из наиболее высоких (2224 м) в цепи Антиливанских гор; находится на территории современного Израиля.

12 «Это управители двухсот ангелов...» — Многие имена начальников падших стражей, перечисленные выше, по-видимому, восходят к древнеиранскому источнику, не дошедшему до наших дней. Здесь приведено 18 имен стражей-начальников, каждому из которых подчинялось 200 «рядовых»; в главе 69–21 имя; некоторые из них совпадают или почти совпадают: Семъйяза, Рамуель =

Румъйял, Данел, Армерс, Анани = Ананел, Турел = Та-рел. Далее (главы 8 и 69) следуют 5 имен падших стражей (здесь совпадений нет), которые в главе 69 названы предводителями «над сотнею, пятьюдесятью и десятью». См. также примеч. 87.

В Библии имена падших (злых) ангелов не названы; более того, нельзя определенно утверждать, что к ним относятся сыны Божий, вступившие в брак с земными женщинами (см. примеч. 10 и предисловие к настоящему изданию). Мотив, близкий к псевдоэпиграфической версии, обнаруживаем лишь в Книге Иова: «Он [Господь] и слугам Своим не доверяет и в Ангелах своих усматривает недостатки...» (Иов 4, 18). Библейский злой дух, главный враг человечества, утратил свое имя, замещенное словом, которое традиционно пишется с маленькой буквы: сатана (евр.: противник, противоречащий, подстрекатель), но сохраняется указание на его первоначальную причастность к небесному воинству (см.: Иов 1, 6 и др.). Умаление или неназывание имени злой сверхъестественной силы — результат редактирования библейских текстов, приводившихся в соответствие со словами Господа: «...Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков инечистого духа удалю с земли» (Зах 13, 2; выделено нами. — И. Л.).

Из числа падших стражей Книги Еноха к библейскому сатане наиболее близок Азазел (см. примеч. 14); в талмудических текстах эти персонажи отождествлены. В позднеиудейских духовных сочинениях; сопутствующих Библии и современных Книге Еноха, Каин — библей- -

ский сын Адама — назван сыном падшего ангела Самаэ-ля (сатаны) и Евы, что также можно рассматривать как параллель к версии Книги Еноха о появлении стражей на земле и их браках с дочерьми человеческими. Сатана становится персонажем и некоторых произведений енохичес-кого цикла. Как следует из Заветов Двенадцати Патриархов (Завет Дана. 7, 5), именно из «Книги Еноха Праведного» мир узнал, что начальником всех, отступивших от Господа, является сатана и что все злые духи, «духи лукавства и гордости», будут повиноваться ему.

13 «...родили великих исполинов...» — Здесь и далее повествование об исполинах заметно отличается от библейского.

Больше совпадений с Книгой Еноха находим в так называемой Книге исполинов (ок. II в. до н. э.), попытка реконструкции которой — на основе кумранских фрагментов — была предпринята Ж. Т. Миликом (см.: The Books of Enoch Aramaic Fragments of Qumran Cave 4. Ed. by J. T. Milik with the collaboration of M. Black. Oxford, 1976). Книга исполинов, по-видимому, возникла под влиянием повествования об исполинах в Книге Еноха как развернутая его версия.

В Библии истории исполинов посвящено всего лишь несколько строк:

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт 6, 4).

Примечательно, что следующий далее рассказ о «развращении человеков на земле» (Быт 6, 5) вполне соответствует событиям, описанным в Книге Еноха, однако в библейском тексте нет ни слова о пагубной роли исполинов, которые, согласно псевдоэпиграфической версии, и были главными виновниками нравственного падения человечества; во всем виноваты сами люди, а не сыны Божий, дети и потомки их на земле — исполины. О возможных причинах этих различий между Библией и Книгой Еноха см. в предисловии к настоящему изданию.

14 Азазел — в Книге Еноха один из начальников падших ангелов, названный Господом главным виновником грехопадения рода людского. Согласно верованиям древних евреев, — сверхъестественное существо, грозный и коварный дух пустыни, представляющий опасность для человека; ср. с ханаанским богом палящего солнца Аси-зом, с позднейшей — христианской — трансформацией: «...Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола...» (Мф 4, 1).

Упоминается в еврейской Библии лишь один раз (Лев И 16, 8), и это упоминание было изъято из христианского канонического текста. Однако и у христиан Азазел традиционно связывается с описанием в 16-й главе Книги Левит очищения Аарона и его дома — события, волею Господа превращенного в «вечный» обряд очищения «сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Лев 16, 34). На этом основана Авода — ритуал, совершавшийся в Иерусалимском храме в Иом-Киппур (буквально: «День Прощения»); после разрушения Второго хра- •

ма — часть литургии Мусаф в Иом-Киппур. Во время этого ритуала к первосвященнику — преемнику Аарона — подводили двух козлов: один приносился в жертву Богу — для искупления людских грехов, другой — «для Азазела» — отпускался в пустыню, унося с собой все прегрешения сынов Израилевых, возложенные на его голову первосвященником (козел отпущения). Иом-Киппур «в еврейской традиции — самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов» (Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1986. Т. 3. С. 758).

Авода, отражая древние представления об Азазеле — духе пустыни, в то же время косвенно указывает на отде-ленность его от верного Господу небесного воинства, намечает противоположность Азазела Ему. В духовной литературе древних народов Востока (в том числе в Талмуде) Азазел нередко отождествляется с Самаэлем, сатаной, ангелом зла и смерти.

Азазел Книги Еноха, сойдя на землю, сообщает людям важнейшие знания о мире, открывает небесные тайны, обучает их ремеслам, делая это по собственному желанию, а не по воле Божией, не заботясь о духовной жизни людей. Закономерен результат его «просветительской» деятельности: «...люди согрешили, и все пути их развратились» (главы 8–9). Здесь просматривается параллель к библейскому повествованию о первых людях, по совету хитрейшего существа — змея — вкушающих плоды с запретного дерева, которое «дает знание» о добре и зле (Быт 3).В обоих случаях воля Господа нарушена и неизбежно наказание — и искусителю, и поддавшимся искушению.

Эти и другие «сближающиеся» мотивы Книги Бытия и Книги Еноха позднее были переосмыслены в христианской версии «биографии» сатаны-дьявола. В Книге Еноха Ангел Руфаил (см. примеч. 15) связывает Азазела, Ангел Михаил — другого начальника падших стражей, Семъйязу, «его соучастников»: все они до дня последнего суда будут находиться «под холмами земли», а затем брошены в «огненную бездну», причем с большими подробностями описано наказание Азазела, так как ему «приписаны» (т. е. на него возложены) все грехи человеческие (глава 10). См. позднейшие (христианские?) вставки в главы 53 –54: падшие ангелы — «отряды Азазела» — наказаны за то, что «они покорились сатане [Азазелу? ] и прельстили живущих на земле...».

Ср. с христианской трансформацией этого сюжета в Апокалипсисе:

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы <...>.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие <...>. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. <... >

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы <...>. И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где.

[находились] зверь и лжепророк, и будут [они] мучиться день и ночь во веки веков» (Откр 20, 1–4, 7, 9–10).

15 Михаил, Гавриил, Суръйян и Уръйян — Ангелы из числа высших начальников небесного воинства Господа в Книге Еноха.

Михаил (Михаэл; буквально: «Кто как Бог?», т.е. нет в мире никого выше Бога) — ветхозаветный «князь великий», князь Божий, покровитель и защитник народа Израиля, хранитель священных письмен.

Гавриил (Габриэл; буквально: «Сила Божья») — ветхозаветный вестник Господа и толкователь Божьей воли, смотритель рая.

Суръйян (Суриил, Суриэл; буквально: «Стена Бога»; или Сариил, Сариэл; буквально: «Князь Божий») — владыка сил, испытывающих людей: его имени нет в Ветхом Завете.

Уръйян (Уриил, Уриэл; буквально: «свет Божий») — ветхозаветный Ангел, вестник Божий и толкователь воли Господа; упомянут в неканонической 3-й Книге Ездры (4, 1; 5, 20). В агтадических текстах — Ангел первого (солнечного) дня недели, хранитель тепла. Об Урииле в апокрифах см.: Мифологический словарь. М., 1982. Т. 2. С. 550.

В арамейских фрагментах Книги Еноха (см.: Тантлев-ский И. Р. Книги Еноха. М.; Jerusalem, 2000, С. 115, 118) место Уръйяна в 9-й главе занимает Рафаил (Рафа-эл; в Книге Еноха также Руфаил; буквально: «Исцеляет Бог») — ветхозаветный высший Ангел, «один из семи святых Ангелов» (Тов 12, 15); в иудейской духовной литературе — властитель над людскими душами и телами,

целитель, «поставленный над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих» (Книга Еноха, глава 40). Согласно христианской доктрине, Михаил, Гавриил и Рафаил относятся к восьмому чину Ангельскому — Архангелам (от греч. Ap^ayyeXoi — «Ангелоначальники»).

16 «И Ты знаешь все, прежде чем это случилось, и Ты знаешь это и их дела...» — Ср.: «Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1 Цар 2, 3), «...очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих» (Иер 16, 17).

17 «...и вода потопа готовится прийти на всю землю...» — Здесь и далее ср. с библейским повествованием о Потопе (Быт 6–9). В отличие от Книги Бытия, где Бог сам предупреждает Ноя о близящейся катастрофе, в Книге Еноха Бог посылает к нему вестника — Ангела. О Ламехе, внуке Еноха, см.: Быт 5, 25–26, 28–31; о Ное см.: Быт 5, 28–30, 32; 6, 8–22; 7–9.

18 «...Великий день суда...» — Здесь и далее ср. с новозаветным свидетельством: Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд Великого дня» (Иуд 1, 5–6).

<...Ему [Азазелу] припиши все грехи!» — см. при-

меч

.14.

-...виноградник, который будет насажден на ней, принесет плод в изобилии...» — Трансформация предметного образа в образ-символ: выше речь идет о «деревьях» и «виноградниках» (предметные образы), и замена множе-

ственного числа единственным связана с нарастанием символического плана: виноградник, приносящий «плод в изобилии», становится символом грядущего Мессианского царства (см. далее по тексту и в примеч.). В Библии же встречаем, наряду с «прямым» изображением виноградника, аллегорический образ, иногда — с расшифровкой: «Ной <...> насадил виноградник...» (Быт 9, 20); «[добродетельная жена] от плодов рук своих насаждает виноградник» (Притч 3\, 16); «...песнь Возлюбленного [Господа] моего о винограднике Его» (Исх 5, 1); «...виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев...» (Ис 5, 7) и др.

21 «...Енох был сокрыт, и никто из людей не знал, где он сокрыт, и где он пребывает, и что с ним стало. И вся его деятельность в течение земной жизни была со святыми и со стражами. И едва я, Енох...» — В главах 65 и 106 Книги Еноха указывается место пребывания Еноха в тот период, когда он был «сокрыт»: у «пределов земли», куда к нему приходят Мафусаил и Ной (см. примеч. к главам 76, 106).

Отметим также характерную особенность Книги Еноха, проявившуюся в приведенном фрагменте: повествование о Енохе переходит — без предупредительных знаков — в рассказ самого Еноха, а этот рассказ от первого лица, в свою очередь, снова сменяется повествованием о Енохе и его видениях. Эта особенность Книги Еноха заметно сближает ее с книгами пророков Исайи и Даниила, некоторыми другими библейскими текстами.

22 «Иди возвести стражам неба, которые оставили вышнее небо <...> и погрузились на земле в великое развращение: они не будут иметь на земле ни мира.

ни прощения грехов...» — Далее в главе 13 Книги Еноха: «...они [падшие стражи] просили, чтобы через это получить себе прощение и долготерпение».

Ср. с христианской трансформацией этого мотива в словах Апостола Петра о Христе, проповедовавшем «находящимся в темнице духам, <...> некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1 Пет 3, 19–20).

23 Дан, в области Дан — один из трех истоков реки Иордан и гористая местность на северо-востоке Палестины, по которой он протекает; ныне — заповедник Дан в Израиле (см.: Финкель Я. Путеводитель по Израилю. 3-е изд., доп. и испр. М.; Иерусалим, 1991. С. 149–151).

Дан — наиболее мощный исток Иордана, возникший благодаря подземным источникам и тающим снегам горы Ермон. Река и местность Дан названы по имени одного из двенадцати колен Израилевых. Название же реки Иордан образовано из слов «йеред» (спускается) и «Дан», т.е. Иордан — это Дан, который спускается (с гор).

24 Ублес-йяел. — Этимология названия неясна. В одном из кумранских фрагментов этой главы — другое название: Авел-Маййе — «Источник Плача» (см.: Тант-левский И. Р. Книги Еноха. С. 122).

25 «И я взглянул и увидел в нем возвышенный престол...» — Здесь и далее ср. с видением Исайи: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном...» (Ис 6, 1), с «видением подобия славы Господней» Иезекииля: под сводом, сравнимым с «изуми-.

тельным кристаллом», библейский пророк увидел «подобие престола» и «подобие человека вверху на нем», и «как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри Него вокруг; от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него» (Иез 1, 22, 26–27). В Книге пророка Иезекииля после этого описания следует обращение Господа к «сыну человеческому», также начинающееся с повеления подняться и выслушать Его.

Отметим еще большие текстуальные совпадения с Книгой пророка Даниила:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня <...>. Огненная река выходила и проходила пред Ним...» (Дан 7, 9–10).

26 Херувимские голоса. — Херувимы, Ангелы Божий, стоят под престолом Его, среди «огнистых камней» — «горящих угольев» (Иез 10; 28, 14–16). Начало молитвы иудейского царя Езекии: «Господи Боже Израилев, сидящий на Херувимах!» (4 Цар 19, 15). Согласно христианским представлениям, относятся ко второму из девяти чинов Ангельских. Подробнее см. примеч. 75–76.

27 «...вечной, бессмертной жизни на все роды мира». — См. главы 103–104 и примеч. к ним.

28 «...для вас [падших стражей] нет мира». — Ср.: «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис 48, 22).

«...фигуры, как пылающий огонь, и когда они хотели, то казались людьми». — В мифах народов Восто-

ка огонь связывается или отождествляется с добрыми и злыми духами (демонами), с пресветлым Богом и князем тьмы — властелином подземного огня. Книга Еноха продолжает ветхозаветную традицию сближения и совмещения стихий света и огня с Творцом мира, с вестниками Его, небесными воинами; ср.: Господь зрит «из столпа огненного» (Исх 14, 24), приходит «в огне», с «пылающим огнем» (Ис 66, 15). Гнев Божий — «огонь Господень» (3 Цар 18, 38; Иов 1, 16; Наум 1, 6 и др.). Поставленный Господом на страже у сада Едемского Херувим — с «пламенным мечом» (Быт 3, 24), Ангел Божий является «в пламени огня» (Исх 3, 2) и т.д. См. также примеч. 25–26 к главе 14. Здесь очевидны параллели с меняющим свой облик «огненнооким» Энтилем — «отцом богов» — и его сыном Нуску — богом солнца и огня у шумеров; с древнеегипетским Ра (Ре), возникшим из огненной земли, окруженной беспредельным мраком; с индоиранским Митрой — богом солнца, могущим приближаться к нему и становиться им; с индийским богом огня Агни, с древнегреческим «громовержцем» Зевсом, владеющим небесным оружием — молниями, и т.д.

О мифологии огня см.: Frazer I. G. Myths of the Origin of Fire. L., 1930.

30 «... до огня запада...» — Мифологизированный образ заката (далее — «огненная река»), сопоставимый с ханаанейским огненным божеством Вечерней Зари.

31 «...семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. <...> И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие...» — Ср. с более поздней 3-й (Ев-

рейской) Книгой Еноха, где Метатрон (Енох) показывает рабби Ишмаэлу наказанных ангелов, тела которых «горят в огне Вездесущего», превращаясь в «горящие уголья посреди Огненной реки» (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 236) или в «большие огнедышащие горы» (Еврейская энциклопедия. Репринт, изд. М., 1991. Т. 2. Стб. 878).

32 Рагуил (Реуэл; буквально: «Воля Божья») — один из старших Ангелов в Книги Еноха; в Библии не упоминается.

3 Саракаел (буквально: «Начальник Божий»); не путать с Саракуйялом — начальником падших стражей в главе 6 Книги Еноха; в Библии не упоминается. Возможно, искажение текста, должно быть: Сариэл (см. примеч. 15).

34 «...души умерших...» — Представления о душах (духах) умерших «сынов человеческих» — праведников (избранных) и грешников (нечестивых), — отраженные в Книге Еноха и восходящие к древнейшим верованиям, относятся к числу источников христианского канона. См. также главы 15, 91–104 и примечания к ним.

35 «...пока не совершится над ними Великий суд». — Здесь и далее, когда повествование возвращается к теме «последних дней» и «Великого суда» (она заявлена уже в 1-й главе), наиболее отчетливо проявляется эсхатологическая направленность Книги Еноха, находящейся в числе тех иудейских духовных текстов, которые были непосредственными источниками христианского образа Страшного Суда. И, в свою очередь, «день скорби» (см. примеч. 2), «Великий суд», «Великий день суда» Книги Еноха восходит к представлениям древних иудеев о грядущем «дне Господа» (Ис 13, 2–14), «дне ярости Господа» (Иез 7, 19).

36 «...их [духов умерших сынов человеческих] голос проникал до неба и сетовал». — Ср.: «...душа убиваемых вопиет...» (Иов 24, 12). В главе 104 Книги Еноха: «И ваш [праведных] вопль о суде продолжается...»

37 «...горный хребет огненный, который горел день и ночь. И я взошел на него и увидел семь великолепных гор...» — В их числе высокая гора, как следует из контекста — седьмая, вершина которой «есть Его престол» (глава 25). Очевидна связь с этим фрагментом Книги Еноха рассказа из 2-й (Славянской) Книги Еноха — в полной и краткой ее редакциях — о путешествии Еноха по семи небесам и о том, что на седьмом небе он увидел «Господа, сидящего на престоле Своем» (см. подробнее в настоящем издании). Заметим: речь идет о разных престолах Господа — небесном и земном; в параллельных образах семи огненных гор и семи небес можно было бы усматривать отражение библейской максимы о Боге Вездесущем («...Он презирает до концов земли и видит под всем небом». Иов 28, 24; «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты». Пс 138, 8), однако эти ряды образов возникают в разных текстах. Ср. с великими Дворцами на высшем небе в 3-й (Еврейской) Книге Еноха: их также семь, и Господь усаживает Мета-трона (Еноха) на Троне у дверей седьмого Дворца (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 184, 186–187).

В более поздних произведениях енохического цикла — 2-й (Славянской) и 3-й (Еврейской) Книге Еноха — основное внимание повествователя сосредоточено на небесном путешествии и небесной жизни Еноха (Ме-татрона); здесь нет семи огненных гор, а в 3-й (Еврей----•

ской) Книге Еноха появляются внешне сходные, но противоположные по сути образы огнедышащих гор, в которые превращены тела наказанных ангелов (см. примеч. 31 к главе 18, а также примеч. 5 и 6 к главе 1).

38 «И к этому дереву с драгоценным запахом не позволено прикасаться ни одному из смертных до времени Великого суда; когда все будет искуплено и окончено для вечности, оно будет отдано праведным и смиренным. От его плода будет дана жизнь избранным...» — Ср. с библейским «деревом жизни посреди рая» — земного Едема: если бы человек вкусил его плоды, стал бы жить вечно, и потому Херувим «охраняет путь к дереву жизни», не подпуская к нему смертных (Быт 2, 9, 22–24). Аллегорический образ «древа жизни» возникает в Притчах Соломона, причем, как и в Книге Еноха, в связи с «праведными и смиренными», которым оно уподобляется: «Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. Так праведнику воздается на земле...», «Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (Притч 11, 30–31; 15, 4).

Эта традиция продолжена Новым Заветом: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни...» (Откр 22, 14). Как и в Книге Еноха, здесь дано подробное описание «древа», отсутствующее в ветхозаветных текстах:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.