Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и примечания 4 страница






Пророчество Книги Еноха о «семидесяти седминах» ср. с библейским: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы <...> запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная...» (Дан 9, 24).

118 «И не приближайтесь к праведности с двояким сердцем...» — Ср.: «...дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное...» (Иез 11, 19); «Разделилось сердце их...» (Ос 10, 2) и др.

119 «...созиждется дом Великому царю...» — Ср. в кумранском фрагменте Книги Еноха: «Храм Царства Великого» (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 138).

120 «Да не смущается дух ваш из-за времен, ибо Святой и Великий всему положил дни». И т. д. — Очевидно сходство с библейскими книгами Иова и Екклесиаста. Приведенная цитата — как бы квинтэссенция эккле-зиастической философии.

Ср. в кумранском фрагменте Книги Еноха: «Не огорчайте себя, души свои, по поводу сих времен, ибо Великий Святой предназначил время для всего...» (там же. С. 137).

121 «О детях правды, и об избранных мира, и о растении справедливости и праведности...» — Ср.: «Относительно сынов праведности и об избранниках мира, которые произросли из насаждения истины и праведности...» (там же. С. 137).

122 «...когда суд и правда еще медлили». — Ср.: «...и вплоть до моего времени праведность все еще была сильна» (там же. С 138).

123 «...будут награждены избранные и праведные от вечного растения правды...» — Ср.: «...будут избраны избранники — дабы свидетельствовать о праведности — из вечного насаждения правды...» (там же).

124 «...и увидел бы Его дыхание и Его дух, и рассказал бы о том или вошел бы наверх, и увидел все концы (буквальнокрылья) их (небес), и мог бы придумать их или сделать что-то подобное им?» — Ср.: «Узреть душу или дух и возвратиться, чтобы рассказать об этом, или же взойти и увидеть всю общину (духов) и думать или действовать подобно им?» (Там же. С. 139).

125 «Горе вам, богатые...» и т. д. — Осуждение «богатых», которым не избежать расплаты за свои прегрешения в день Великого суда, звучит на многих страницах Книги Еноха и в определенной мере связано с ветхозаветной традицией, позднее воспринятой и христианством. Ср.: «...когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс 61, 11); «Не поможет богатство в день гнева <...> Надеющийся на богатство свое упадет...» (Притч 11, 4, 28); «...трудно богатому войти в Царство Небесное...» (Мф 19, 23).

Наряду с абсолютным неприятием богатства, в Книге Еноха, как и в Ветхом Завете, нашли отражение менее радикальные настроения: «Горе вам, приобретающим себе серебро и золото не по правде...» (глава 97; выделе-.

но нами. — И. Л.); ср.: «трудолюбивые приобретают богатство» (Притч 11, 16) и т. п.

126 «...их [грешников] дух будет брошен в огненную печь». — Переосмысление библейского образа печи; ср.: «А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем» (Дан 3, 6) — о тех, кто не станет поклоняться золотому истукану, воздвигнутому царем Навуходоносором. Приведенный фрагмент Книги Еноха и его контекст наиболее близки к Книге пророка Малахии:

«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал 4, 1–3).

Очевидно влияние этой образности на евангельские тексты; см., например:

«...и ввергнут их [все соблазны мира и делающих беззакония] в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13, 42–43).

См. также в 100-й главе Книги Еноха: грешники будут «гореть в озере огненного пламени...».

127 «...другие будут делать изображения из золота и серебра, и из дерева и глины; и другие будут поклоняться <...> разного рода идолам в идольских капищах; между тем у них нельзя найти никакой помощи». — Ср.: «...истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите» (Чис 33, 52); «И наполнилась земля его серебром и золотом <... > и наполнилась земля его идолами...» (Ис 2, 7–8). О «деревянном идоле», который «не спасает», (см.: Ис 45, 20).

Один из ведущих библейских мотивов.

128 «...муж не будет из сострадания удерживать свою руку от своих сынов и от своих внуков, убивая их...» — Ср. с другим описанием дня Великого суда — в главе 56 Книги Еноха, где ожесточение людей, вовлеченных в кровавое побоище, передано в иносказательном плане, через мотив «неузнавания» близкими друг друга.

129 «...Он пошлет на вас Свое Слово». — Ср.: «Слово посылает Господь на Иакова...» (Ис 9, 8) и т.п. С учетом контекста есть основания для идентификации «Сло- -L—. ва» (Логоса) с Избранным, Сыном человеческим; ср.:

«Я пошлю Моего Избранного...» (глава 45). См. также главу 90 и примеч. 116. Эта идея получила развитие в Евангелии от Иоанна: Мессия-Христос есть предвечный Логос, Слово, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин 1, 14).

130 «И будут жить ваши души, вы, умершие в правде; и будут радоваться и ликовать их души...» — Ср.

с главами 15, 91, 93, 104. Об источниках (ветхозаветных и других) этих представлений о бессмертии души и воздаянии праведникам и нечестивцам, а также о параллелях к ним в других псевдоэпиграфах см.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 261–284. См. также следующее примеч.

131 «...вы будете иметь великую радость, как Ангелы небесные». — Ср.: «А праведники <...> восторжествуют в радости» (Пс 67, 4); «И возвратятся избавленные Господом <...> и радость вечная над головою их...» (Ис 51, 11); «...я возвещаю вам великую радость...» (Лк 2, 10) и т. д.

Евангельские параллели особенно многочисленны.

132 «...[Ангелы] каждый день записывают все ваши грехи». — Непрерывная запись людских грехов, ведущаяся по воле Господа, — один из мотивов- рефренов Книги Еноха, созданной от имени «писца правды». Для ветхозаветных текстов не характерен; ср. «...о грехах его [Ма-нассии] написано в летописи царей Иудейских» (4 Цар 21, 17) и т. п.

133 Эта и последующие главы 106–108 — по-видимому, фрагменты произведений енохического цикла, оказавшихся за пределами пяти книг Первой Книги Еноха и в полном объеме до нас не дошедших.

134 «...представить свидетельство относительно мудрости их (книг)...» — В эпоху, когда были написаны эти строки, вопрос о книгах «подлинной» и «мнимой» мудрости приобрел в иудаизме особую актуальность: за-

вершался сложнейший процесс образования библейского Канона.

135 «...Я и Мой Сын...» — Комментируя эти слова, А. В. Смирнов предполагает, что «Сын Мой» означает не «Сын Божий», а выражение «только снисходительной любви к Своему великому Помазаннику, и указывает на внешнее усыновление Мессии Богом, подобное, например, усыновлению целого еврейского народа, которого Господь постоянно называл «Народ Мой» (Исх 3, 7; 5, 1 и пр.), «сын Мой», «первенец Мой» (Исх 4, 22). В подобном смысле наименование сынов Божиих в иудейской неканонической и апокрифической письменности усвояется нередко и всем праведникам и участникам грядущего мессианского царства...» (Мессианские ожидания... С. 310).

Заметим, что последнее совершенно не характерно для Книги Еноха, где праведники называются не «сынами Божьими», а просто «Божьими» (глава 1), т.е. верными Ему, достойными «великой радости, как Ангелы небесные» (глава 104), но не причисленными к Ангельскому небесному воинству. Слова же «Сын Мой» производят впечатление позднейшей вставки христианского редактора, как и «...откроется Сын Мой...» и т.д. в 3-й Книге Езды (13, 32); они явно не соответствуют образу Сына человеческого, «Моему Избранному» в Книге Еноха (см. главы 45–49, 51 и др.); в этом убеждает и кумранский фрагмент, где приведенные слова отсутствуют (см. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 128.).

136 Эту и следующую, 107-ю главу ср. с главами 6, 10, 65–69, где предпотопные события изложены по-другому.

137 Ламех (евр.: «Могущественный») — библейский персонаж, сын патриарха Мафусала, внук Еноха, отец Ноя. См. также примеч. 17.

138 «Я [Ламех] родил необыкновенного сына, он не как человек, а похож на детей небесных Ангелов». — В Библии Ной, родоначальник всего послепотопного человечества, является обыкновенным человеком (если не считать сверхъестественную продолжительность его жизни — 950 лет), праведником, который «ходил пред Богом» (Быт 6, 9) и был Им избран.

139 «...он [Енох] имеет свое жилище возле Ангелов...» — Казалось бы, это соответствует библейскому: «Не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5, 24); к моменту рождения Ноя его прадеда, согласно Ветхому Завету, уже давно не было на земле (см.: Быт 5, 21–29). Однако, чтобы объяснить, каким образом патриарх-долгожитель Мафусаил, еще пребывавший на земле, смог прийти к своему отцу Еноху, автор Книги Еноха сообщает ниже: Енох находился «там», у «пределов земли», и пришел к нему, а также к Ламеху, на зов.

Ср. с главой 65, где к «пределам земли» приходит сам Ной, но из текста следует, что его «дед» (должно быть: прадед) Енох живет не «там», а на небе: «...го-

лос был слышен с неба <...> прошел мой дед Енох и встал около меня...». Согласно апокрифической Книге Бытия (II—I вв. до н. э.), известной по кумранской рукописи, Мафусаил «в период своей земной жизни посетил уже окончательно перешедшего в мир иной Еноха, пребывавшего на «верхнем (небесном) уровне», в Парваине, т.е. в Раю...» (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 20–21). См. также: Тексты Кумрана. СПб., 1996. С. 343–346.

140 Иаред — один из ветхозаветных патриархов, шестой от Адама, сын Малелеила и отец Еноха, проживший 962 года.

141 «...пока не восстанет род правды...» и т. д. — Ср. с главами 90–104, 108 и др.

142 «...их [грешников] духи будут умерщвлены...» — Под «умерщвлением» духа (души) грешника, как следует из дальнейшего текста, подразумевается заключение его, духа, в пустоту, вне неба и земли, где дух будет предан огненной стихии.

Ср. с главой 98; см. примеч. к ней.

И. Я. Лосиевский

КНИГИ ЕНОХА ПРАВЕДНОГО:
«Славянский Енох» (Краткая редакция)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.