Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и примечания 3 страница






Однако есть в Книге Еноха и указание на то, что Избранный, идущий рядом с Господом, ранее был сокрыт (см. главы 48 и 62), но существовал уже до первого дня Творения (и, следовательно, до сотворения первочелове-

ка — Адама; см. главу 48). А это значит, что Избранный один в двух своих воплощениях — Божественном (даже не до-, а над- и внечеловеческом, как «Один из Нас»; Быт 3, 22) и человеческом, восходящем к Адаму, которому не дано было стать «Одним из Нас», вечным и всесильным. Здесь, надо полагать, в Книге Еноха намечается путь к христианскому представлению о Боге-Отце и Боге-Сыне, Их равновеличии.

Ср. Избранного Книги Еноха с иранским мифологическим персонажем — Заратуштрой, посредником между небом и землей, духовная сущность которого была создана уже в начале бытия и сокрыта до срока в стволе дерева жизни Хаомы.

78 «Общество святых и избранных» можно рассматривать как прообраз первой христианской — Апостольской — общины.

79 «...и будут стоять пред Ним [Сыном человеческим] в тот день все избранные». — Далее развивается тема возмездия грешникам (прежде всего, «могущественным царям, и вознесенным, и господствующим над твердью») и радости праведных, причем грешники надеются на Сына человеческого. Он же не проявляет к ним милосердия, и «Господь духов будет теперь теснить их», возмездие неизбежно — «мрак соберется на них». Господь духов словно не дает Ему, Сыну человеческому, возможности стать не только Судиею, но и Спасителем, ведь именно к Нему обращаются грешники. Избранный не самостоятелен в своих действиях: Бог определяет ему жить с праведными, вознесенными на небо, а Сам Он, Господь духов,

«будет обитать над ними». Это указание на превосходство Господа духов над Избранным отчасти противоречит Его характеристике в других главах Книги Еноха. И в 63-й главе суд над грешниками вершит в основном один Судия — Господь духов, что еще больше усиливает отмеченное противоречие (ср., например, с главой 69, где утверждается, что «весь суд был предан Ему» — Избранному; с главами 46 и 48, где равноправными вершителями Великого суда являются Господь (Глава дней) и Сын человеческий, причем более активен Последний — как устроитель суда, Из–2.2.0 I бранный Господом — его, суда, вдохновителем и, можно сказать, идеологом). В этой главе десятки раз упоминается Господь духов (причем употреблено восемь Его наименований) и только единожды говорится о Сыне человеческом, пред Которым также предстанут грешники.

В отличие от христианского Мессии-Спасителя, Избранный Книги Еноха — прежде всего Воитель и Судия: грешников, даже покаявшихся, Он не прощает: «...они будут отвергнуты от Его лица...» и повержены во мрак. Потому что Избранный — «отмститель» за страдания праведных (глава 48), а Христос, Сын человеческий, наоборот, страданиями Своими искупит людские грехи, «спасет людей Своих от грехов их». Следует признать, что в этом отношении прямым прообразом Спасителя был не Избранный Книги Еноха, а обреченный Господом на мучения библейский Мессия: «...Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53, 6).

80 «И праведные, и избранные будут спасены в тот день, и не будут более видеть отныне лица грешников

и неправедных. <...> и они будут жить вместе с тем Сыном человеческим <...> от века до века». — Возможно, под влиянием Книги Еноха Мессия-Судия, «Помазанник», обличитель царей и спаситель народа, появляется в 3-й Книге Ездры:

«Он поставит их [царей] на суд живых и, обличив их, накажет их. Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их...» (3 Езд 12, 33 –34).

Однако, в отличие от вечного Мессианского царства в Книге Еноха, здесь это — лишь четырехсотлетний период наилучшей жизни, предшествующий семи дням «древнего молчания» и воскрешению из мертвых: «И отдаст земля тех, которые в ней спят <... > а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле Суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение» (3 Езд 7, 32–33).

81 «...даровать им [царям-грешникам] немного успокоения...» — Ср.: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс 61, 2); «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв, 2, 4); «...успокаиваем пред Ним сердца наши» (1 Ин 3, 19).

82 «...ангелы, которые сошли с неба на землю <...> и соблазнили сынов человеческих совершать грехи». — См. примеч. 10.

83 «И в те дни Ной увидел землю, как она согну-

лась...»

— Еще одно возвращение к библейскому сюже- 1 -

ту (Быт 6, 8–22; 7–9). Существенное отличие версии Книги Еноха: в контактах между Богом и Ноем здесь сначала возникает посредник — дед его Енох (согласно Библии — прадед), сообщающий волю Господа и т.д., и только после этого звучит Слово Божие к Ною (глава 67). Ср. с главой 10, где таким посредником становится не Енох, а верный Господу Ангел.

84 «И теперь Ангелы делают деревянное здание...», т.е. ковчег. Существенное отличие от ветхозаветной истории Ноя, где ковчег делает он сам, руководствуясь Божи-ими указаниями (Быт 6, 14–22).

85 «...на них [падших ангелов] грядет суд, который сокрыт...» — Имеется в виду Избранный, Сын человеческий — Судия, Который «был избран и сокрыт пред Ним» — Господом духов (глава 48). В следующей 69-й главе волею Господа духов Избранный становится вершителем Великого суда: «И Он сел на престол Своей славы, и весь суд был предан Ему — гибнуть с лица земли грешникам и тем, которые соблазнили мир», т.е. падшим ангелам.

86 «И вот имена тех ангелов...» — См. примеч. 12.

87 «И это главы их ангелов и имена их предводителей...» — Названные далее имена падших ангелов-начальников — это их прозвища, которые они могли получить только после своего «падения», так как прозвища имеют обличительный характер: Иекун — значит «Мятежный», Асбеел — «Оставляющий Бога» и т.д.

88 «...сокровенное Имя Божие...» — Сокрытие Имени Бога характерно для иудаистической и вообще для древневосточной духовной культуры, а с III в. до н. э. приобрело в иудаизме обязательный характер.

89 «...содрогались пред этим Именем и клятвою...» — В Библии нет прямых аналогов отраженным в Книге Еноха представлениям о «клятве», при которой произносится сокровенное Имя Всевышнего и благодаря которой утверждены тайны мира, начиная с его сотворения, и силою которой «небо повешено прежде, чем создан мир». Согласно ветхозаветной версии, мир был создан десятью речениями Бога (Быт 1, 3, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 24, 26, 28).

Фрагмент о «клятве» и «главе клятв», живущем «высоко вверху во славе» и не тождественном с Господом духов, производит впечатление заимствования из очень древнего, скорее всего не иудаистического, памятника, хотя он может быть интерпретирован и как отголосок многобожия древнееврейских племен. Покой некоего «главы клятвы», возможно, означает перемирие между силами Мрака (Зла) и Света (Добра), когда Глава последних еще не обладает властью над миром во всей ее полноте (см. упоминание о некой добиблейской Книге войн Господа: Чис 21, 14). Когда же Он становится Всемогущим, Господом, установившийся миропорядок сохранится до «нового творения» (глава 72), до нового Договора с силами Мрака (?). Ср. в зороастрийской мифологии — соглашение между духом разрушения Ахриманом (Ангра-Майнью) и добродетельным Ормаздом (Ахура-Маздой).

90 «...возле того Сына человеческого будет долгая жизнь...» — См. также окончание третьей притчи в главе 68. Отметим сближение (но не отождествление) Избранного — Сына человеческого — с Енохом, который выше охарактеризован вестником Божиим как «сын человеческий, рожденный для правды». Подобные сближения усиливают мотив «Сына жены», как бы восполняют земную биографию Избранного, что, на наш взгляд, имеет отношение к генезису христианских представлений о Мессии.

Ср. с 3-й (Еврейской) Книгой Еноха, где Енох становится Ангелом Метатроном — представителем (можно сказать, наместником) Бога — «малым Яхве», начальником над «всеми князьями» и «всеми сынами небес», хранителем «премудрости небесной и земной»; однако основное внимание здесь уделяется именно небесным событиям (см.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 186–187).

 

Год в Книге Еноха имеет 12 месяцев по 30 дней и добавочные дни в конце третьего, шестого, девятого и две-

надцатого месяца. Лунный год состоит из 354 дней (попеременно 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней).

97 «И путеводители глав тысяч...» — В Книге Еноха звезды разделяются на путеводителей и путеводимых. К путеводителям относятся 4 топарха (местоначальники), делящие год на четыре части и заведующие четырьмя добавочными днями; 12 таксиархов — путеводителей порядков, отвечающих за смену месяцев; и начальники тысяч — хилиархи, число которых не указано. Топархи в данном случае названы «путеводителями» глав тысяч, так как им подчиняются хилиархи, делящие год на 362 дня. См. также главу 82.

98 Мафусаил — в Библии Мафусал, сын Еноха, один из ветхозаветных патриархов, прожил 969 лет и умер в год Потопа (Быт 5, 21–27).

99 «...там небесные светила уменьшаются и опускаются». — В кумранской рукописи, атрибутированной как фрагмент Книги Еноха, далее следует замечание о том, что заходящие небесные тела «обходят кругом» землю и снова встают на Востоке (см.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 146).

100 «...он [северный ветер] разделяется на три части...» и т.д. — В кумранской рукописи этот фрагмент читается так:

«[И я видел три предела]земли: один из них (предназначен) для обитания на нем сынов человеческих; и один из них — [для все]х [морей и для рек; и один из них — ] для.

пустынь и для Се[м]и, [и] для [Ра]я Праведности» (Тант-левский И. Р. Книги Еноха. С. 146–147). Предел «для всех морей и для рек» — Океан, окружающий твердь, Семь — семь заморских земель — тех, что за Океаном (пояснения Ж. Т. Милика, имеющие гипотетический характер). Вместо «ветров» в кумранском фрагменте названы четыре стороны света — Юг, Запад, Север и Восток, что придает 77-й главе большую смысловую стройность.

Отмеченные разночтения позволяют говорить о двух редакциях Книги Еноха, причем кумранский фрагмент, по-видимому, относится к более ранней ее редакции. Характер этих разночтений дает основания предполагать, что 77-я глава во второй редакции — результат кардинальной литературной ее переработки, которая осуществлялась по искаженному тексту или тексту, не вполне понятному его редактору.

101 Сад Правды. — В кумранской рукописи: Рай Праведности; см.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 147. См. также примеч. 43 к главе 32.

102 «Имена солнца следующие: первое Оръйярес, второе Томаз». — Буквально: «Свет» и «Солнце».

103 «И вот имена путеводителей...» и т. д. — Мелкеел — буквально: «Богом прославленный царь». Гелеммелех — «Воинство царя».

Мелейял — «Богатство Божие». Асфаел — «Сбор плодов».

Значение большинства имен, упомянутых в 82-й главе, остается неясным.

104 «...и оканчиваются дни его господства». — Далее в арамейском оригинале (не сохранился) следовали описания осени и зимы (частично восстановлены по кумран-ским фрагментам). Затем, судя по этим же источникам, описывалось движение звезд на небесной сфере, разделенной на 360 градусов (см. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 150).

105 «Будь прославлен Ты, о Господи, Царь, и Великий, и Могущественный в Своем величии...» — По содержанию и стилистически молитва Еноха близка к Псалтири, некоторым другим библейским текстам; ср.: «Господи, Боже наш! как величественно Имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс 8, 2); «Велик Господь <...> и величие Его неисследимо. <...> буду размышлять о высокой славе величия Твоего...» (Пс 144, 3, 5) и т.д.

Следует отметить, что в Библии нет молитв Еноха и Ноя; последний лишь внимает Богу и выполняет Его повеления.

106 «...я [Енох] взял твою [Мафусаила] мать Ед-ну...» — В Библии не упоминается.

107 «...и вот телец вышел из земли, и тот телец был белый...» — Здесь и далее, до главы 90, в аллегорических образах представлены лица и события, в основном получившие отражение в Ветхом Завете, начиная от сотворения Богом человека из земли, «праха земного» (Быт 2, 7), согласно одной из двух библейских версий — наиболее древней. В Книге Еноха это — белый телец, выхо-.

дящий из земли. Ср. также: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Быт 2, 19), — это библейское известие сделало возможными, допустимыми подобные аллегории.

Иносказательно рассказывается об истории еврейского народа, включая и то, что происходило с ним после Вавилонского плена. Особое внимание здесь уделено тем мифологическим событиям, которые уже были подробно освещены в предшествующих «отделах» Книги Еноха. Овцы — это праведники, верные Богу иудеи; звери и хищные птицы — враги Израиля, преступники и грешники. Упавшие с неба звезды, оказавшиеся среди коров и тельцов, это — падшие ангелы, от которых земные женщины родили кровожадных исполинов (см. главы 6— 7); поэтому в 86-й главе дети звезд — слоны, верблюды и ослы — пожирают тельцов. Первая звезда, упавшая с неба и положенная в мрачную пропасть (глава 88) — это, конечно, Азазел, а упоминаемые в главах 87–90 «трое» или «четверо», которые «вышли из неба», — высшие Ангелы, из числа старших Ангелов, исполняющие приказания Господа (ср. с главами 9–10). Далее описываются события, предшествующие Всемирному Потопу, и сама катастрофа (начало 89-й главы).

В образе Овцы, которая уводит стада от волков, поднимается на высокую скалу и снова спускается к стадам, посланная «Господом овец» (глава 89), легко угадывается библейский Моисей. Некоторые аллегорические образы — в основном эпизодические — не удается расшифровать путем сопоставления с библейскими и апокрифическими тек-

стами; возможно, они связаны с не дошедшими до нас апокрифами.

Аллегорические образы стада, овец и их вожаков восходят к библейскому парному сравнению: праведники и вождь праведников, сын человеческий (или Бог) — паства и пастыри (или Пастырь); см.: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое...» (Ис 40, 11); «...без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли <...> Я Сам отыщу овец Моих <...>. Буду пасти их на хорошей пажити <...> Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их <...> вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а я Бог ваш...» (Иез 34, 8, 11, 14, 28, 31).

Характерно, что в кульминационные моменты повествования аллегории исчезают: наиболее деятельные «тельцы» и «овцы» — вожаки стада — становятся людьми. Имена библейских героев при этом не называются, но ясно, что превратившийся в человека телец, выстроивший себе большое судно и спасшийся в нем, — это Ной, а овца, воздвигшая дом для «Господа овец», — Моисей. В отличие от Книги пророка Даниила, с которой Книга Еноха близка, здесь нет расшифровки описанных аллегорических картин; ср.: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, — это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа...» (Дан 8, 20–22).

108 «// я видел ггшл< видение, как та овца сделалась мужем...» — Ср. с текстом одного из кумранских фрагментов этой главы: «И я смотрел этот сон до тех пор, пока Овен не преобразился и не стал человеком...» (выделено нами. — И. Л.). Т.е. в первоначальном тексте речь шла, возможно, не о другом видении и не о «видении в видении», а о непрерывавшемся видении о «белом тельце»; цит. по: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 127.

109 «И Он призвал семьдесят пастырей...» — Здесь и далее в главах 89–90 — аллегорическое изображение истории иудеев — от Вавилонского плена до Конца дней, — представленной как сменяющие друг друга периоды правления 70 пастырей; им Господь доверяет вести все земные дела.

Пастыри — духовные вожди народа, обладающие полнотой светской власти. А. В. Смирнов не вполне обоснованно отождествляет их с «Ангелами наказания» (упомянуты в главах 53, 56 и др.). См. также главу 90 и примеч. 113.

110 «И я смотрел до тех пор, пока <...> не приняли паству тридцать семь пастырей...» и т. д. — - По предположению И. Р. Тантлевского, в этой главе — т. н. Апокалипсисе животных (время создания — между 177/176— 167 гг. до н. э.), — «в " зашифрованной" для посторонних форме представлена ранняя история Кумранской общины и ее эсхатологические чаяния» (Книги Еноха. С. 47–51). Если эта гипотеза верна, то упомянутые в начале главы «орлы» (вожди птичьих стай) и «собаки» — это войска

Селевкидов и Птолемеев; один из агнцев, схваченный врагами, — это создатель общины ессеев-кумранитов, названный ими Вразумляющим; «великий рог», «одна из тех овец», которая повела за собой «юнцов», идентифицируется с Учителем праведности (см.: Амусин И. Д. «Учитель праведности» кумранской общины//Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1964. Т. VII. С. 253–277).

Ессеи, к которым, по мнению абсолютного большинства ученых, принадлежали кумраниты, это — иудейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (II в. до н. э. — I в. н. э.), исповедовавшая бессмертие души и воскресение мертвых. Ессеи были миролюбивыми тружениками, коллективистами, обобщившими свое имущество, аскетами, воззрения которых имели прямое отношение к генезису христианства.

До недавнего времени считалось, что Апокалипсис животных отражает достаточно широкий круг эсхатологических и мессианских представлений иудеев накануне новой эры, не ограниченный идеологией какой-то одной религиозной общины. Однако уже А. В. Смирнов указал на уникальность ряда идей и мотивов Книги Еноха, прежде всего связанных с фигурой Мессии и не характерных для других иудаистических памятников. Как выясняется — благодаря находкам и исследованиям середины и второй половины XX века, — многие из этих идей и мотивов близки к духовно-литературному наследию ессеев-кумранитов.

111 «И овцы <...> не слышали <...> были чрезвычайно глухи, и их глаза были слишком и чрезмерно ослепле- •

ны». — Об иудеях, которые не сопротивлялись врагу и были духовно ослеплены, ср.: «Господь отверзает очи слепым...» (Пс 145, 8); «...скажите робким душею; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш <...>. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис 35, 4— 5); «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши» (Ис 43, 8) и др. Примечательная особенность аллегорического Апокалипсиса животных, свидетельствующая о высоком уровне авторской словесно-смысловой игры: слово «ослеплены» употребляется здесь и в иносказательном плане, и в прямом его значении: хищные птицы (враги) летят «выклевывать им [овцам] глаза...», т.е. враги не только духовно, но и физически травмируют и уничтожают слабых духом.

Несмотря на очевидные связи с другими частями Книги Еноха, Апокалипсис животных производит впечатление вполне самостоятельного, стилистически цельного произведения, и, по-видимому, оно первоначально существовало отдельно, а позднее было включено в состав Книги Еноха.

112 «...чтобы они сломили рог того юнца...» — Здесь, выше и ниже ср.: «...все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс 74, 11) и т.п. Обратим внимание и на различия: для библейских текстов более характерным является сочетание, смешение «прямого» повествования с иносказательной образностью (как видим, даже в пределах строки). А в Книге Еноха это — два разных повествовательных потока, хотя в «прямом» рассказе не обошлось без аллегорий, а в аллегориче-

ском — без превращений отдельных представителей животного мира в людей, которые под этими животными и подразумевались.

Конечно, большинство аллегорических образов «овец» и «рогов» в Книге Еноха было понятным первым ее читателям (как и последующим поколениям читателей, иудеев и христиан) без расшифровок, с чем и связано, по-видимому, их отсутствие в тексте. Как уже отмечалось, в Библии подобные расшифровки встречаются чаще: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей...» (Дан 7, 24; ср.: Откр 17, 12).

113 " «

«...муж, который записывал имена пастырей и представлял Господу овец <...>, который писал книгу [умерщвления людей в годы правления пастырей] по велению Господа...» — Ранее о нем как о «другом», призванном Всевышним сразу же после 70-ти пастырей и получившем от Господа тайное задание следить за делами пастырей — вождей народа, — выявляя злоупотребления. См. также главу 89 и примеч. 109.

Этот образ «другого» имеет определенное сходство с Мелхиседеком (см. примеч. 56 к главе 45) и «Другим» — Избранным, Сыном человеческим, Мессией, Который, однако, имеет здесь своего аллегорического двойника (см. далее по тексту 90-й главы и примеч. к ней). Писец, как и Сын человеческий, особо приближен к Господу, но выступает не как вершитель Его главных дел, идущий рядом с Господом (это — высший предел силы и самостоятельности Избранного, степень которых в разных главах Книги Еноха меняется), а прежде всего

в роли помощника-информатора, сообщающего Господу сведения о всех прегрешениях 70-ти «пастырей».

Отчасти миссия «мужа»-писца совпадает с поручением, данным Всевышним трем или четырем «белым людям» — высшим Ангелам, аллегорически изображенным в человеческом облике. В Апокалипсисе животных люди, изначально бывшие таковыми (а не превратившиеся в людей «овцы»), — чаще всего, это аллегорические изображения существ Ангельской природы. Попутно следует отметить, что «пастыри» и их «товарищи» здесь нигде прямо не названы людьми (т.е. Ангелами), Господь «призвал» их к Себе для поручений и наставлений: «Каждый из вас должен пасти овец, и все, что Я вам прикажу, то делайте!» (глава 89). Далее, в 90-й главе сообщается, что все 70 пастырей «были судимы, и найдены виновными», и брошены в «огненную пропасть, и они сгорели...» (описаны события Конца дней); наказаны же они, говорит Господь, за то, что умертвили овец «более, чем Я повелел...» По нашему мнению, здесь еще раз проявилась характерная для Книги Еноха тенденция осуждения земных властителей, «сильных земли сей». Идентификация «пастырей» с Ангелами наказания Книги Еноха и 2-й (Славянской) Книги Еноха, предложенная А. В. Смирновым, вряд ли обоснована, так как нет определенных сведений о том, что Ангелам наказания суждено повторить судьбу падших ангелов.

«Муж»-писец — обличитель «пастырей», он собирает свидетельства «против них», фиксирует все откло-

нения «пастырей» от исполнения Господней воли. Но делает он не только это. Он также помогает «великому рогу» (Учитель праведности?), подобно тому как «один из тех четверых» — Ангелов помогает «белому тельцу» — патриарху Ною (глава 89). Наконец, несомненно определенное сходство этого «мужа»-писца с самим Енохом: оба они — «писцы правды» и вестники Божий, их полномочия подтверждены Господом, говорившим с ними. Апокалипсис животных, возможно, частично отразил тенденцию превращения Еноха в Ангелоподобное существо, тенденцию, проявившуюся в Книге Еноха и полностью развившуюся в 3-й (Еврейской) Книге Еноха. Разница между «мужем» и Енохом — в том, что «муж» регистрирует исключительно земные события (или, прежде всего, земные, — если считать «пастырей» аллегорическими образами «Ангелов наказания»), а Енох — прежде всего, небесные (см. главу 12), но все-таки нельзя исключить, что в образе «мужа»-писца Енох увидел самого себя.

Ср.: «И он [Енох] был взят из среды сынов детей человеческих, и мы привели его в рай Едем к славе и почести. И вот здесь он записывает суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих. И ради него Он [Бог] послал потоп на землю; ибо он был поставлен в знамение, и чтобы дать свидетельство против всех сынов детей человеческих, чтобы объявлять все деяния родов до

дня суда».

(Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Глава 4. Пер. А. В. Смирнова.)

1

114 «...и взял в Свою руку посох гнева...» — Здесь и далее — аллегорическое описание Великого суда, Конца дней и наступления эпохи «великой радости» (прообраз Царства Божия в христианстве), когда «все погибшие и рассеянные» праведники соберутся в новом доме Господа. (Ср. с главами 10, 16, 21, 25, 45–51, 55, 91 и др.) См. также примеч. 2 к главе 1.

115 «И все погибшие и рассеянные овцы <...> собрались в том доме, и у Господа овец была великая радость...» — Ср.: «И спасет их [праведников] Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах 9, 16).

116 «И я видел, что родился белый телец с большими рогами, и все звери полевые и все птицы небесные устрашились его и умоляли его все время. И я видел, как весь род их изменился и все они стали белыми тельцами; и первый между ними [был Слово, и это Слово сделалось] великим зверем, и [он] имел большие черные рога на своей голове; и Господь овец радовался, взирая на них и на всех тельцов». — Ср. с описанием Мессии — Сына человеческого, Праведника — в главах 45–46, 48–49, 62 Книги Еноха. Под словами «белый телец» и ранее в Книге Еноха подразумевается сын человеческий, праведник; см. о «белом тельце» (Адаме) и о других «белых тельцах» (патриархах) в главах 85 и 89, а также рассказ о том, как все «добрые» звери и птицы стали «белыми тельцами при доме Его» — в главе 90, ниже.

Новейший исследователь полагает, что в данном случае речь идет о «новом Адаме», символизирующем обновление человечества, об эсхатологическом светском Мессии (Тантлевский И. Р. Книги Еноха. С. 23, 48). Как свидетельствуют рукописи Мертвого моря, на раннем этапе своей истории ессеи-кумраниты ожидали пришествия двух Мессий — духовного, жреческого (Учителя праведности) и светского, принадлежащего к роду царя Давида (см. Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994).

Однако собственно текст Книги Еноха, на наш взгляд, не дает достаточных оснований для разграничения жреческого и светского Мессий: и «великий рог» (возможно, Учитель праведности у кумранитов), и «белый телец с большими рогами» (безусловно, это — аллегорический образ Мессии, Сына человеческого, Праведника из той же Книги Еноха) соединяют в себе жреческие и светские мессианские черты. Например, «великий рог» сражается с реальными земными врагами («орлами» и т.д.), создает войско из таких же, как он, «юнцов», стремится поднять на борьбу и «овец» старшего поколения, остававшихся спокойными. Несомненно, эта аллегория подразумевает не только религиозные • столкновения, но и борьбу за светскую власть. Враги безуспешно пытаются «сломить рог того юнца», но он остается непобежденным и, согласно видению Еноха, в Конце дней его, Еноха, берет «рука того юнца» и «те трое, одетые в белое» (т.е. высшие Ангелы), поднимают его на небо, к «овцам«-праведникам. Характерно, что этот.

«юнец» — из числа «агнцев» (т. е. сынов человеческих) — не только оказывается на небе, но как бы замещает четвертого высшего Ангела, здесь не упомянутого.

Таким образом, мессианские черты присущи нескольким персонажам Книги Еноха, в т. ч. и «великому рогу», выступающему лишь в этом — аллегорическом — образе, и «мужу»-писцу, похожему на библейского «царя правды» Мелхиседека, и «белому тельцу с большими рогами», который и есть собственно Мессия в аллегорическом измерении Книги Еноха. В Апокалипсисе животных нет прямого указания на предсуществование «белого тельца с большими рогами», но не исключена возможность истолкования примененного к нему глагола «родился» в переносном значении: «явился, обнаружил себя». Он — «первый между ними», «белыми тельцами»-праведниками, но он также «был Слово» (т.е. всегда был), «и это Слово сделалось великим зверем», т.е. Праведником среди праведников, о Котором сказано в 46-й главе Книги Еноха: «...жребий Его пред Господом духов превзошел все, благодаря праведности, в вечность».

А. В. Смирнов полагает, что характеристика Мессии как Слова (Аогоса) отсутствовала в первоначальном ев-рейско-арамейском тексте памятника. Заметим, однако, что она вполне согласуется с той вестью о Сыне человеческом, которая содержится в 48-й главе Книги Еноха: еще до сотворения мира Его Имя было названо, но до срока Он был сокрыт. См. также примеч. 129.

117 «И теперь, мой сын Мафусаил...» — Начало Книги-послания, или Завещания Еноха (главы 91— 104), открывающейся обращением-увещеванием Еноха к своим детям и т.н. Апокалипсисом седмин — повествованием о десяти седминах, отделяющих людей от «нового неба», «вечного великого неба» (Мессианского царства, Царства Божия в христианстве), когда «будет много седмин без числа в вечность...». В восьмую седмину — «седмину правды» — ожидается явление Мессии, в девятую — начнется «праведный суд» над людьми, а в седьмой части последней, десятой, седмины — «суд на вечность», когда понесут наказание и падшие ангелы.

По мнению А. В. Смирнова, точно установить эпоху, с которой в Апокалипсисе седмин связываются ожидания Мессии и Мессианского царства, едва ли возможно, так как неясно, «какой период времени обнимает собой каждая седмина» (Мессианские ожидания... С. 249). Согласно одной из гипотез, седмина — это период времени в 700 лет, согласно другой — период жизни на земле семи родов (поколений), и, таким образом, вся история иудеев до явления Мессии — это жизнь и деятельность 70-ти поколений (см. в 10-й главе Книги Еноха: «семьдесят родов до дня суда над ними»), что, по-видимому, соответствует периоду правления 70 «пастырей». «Если мы признаем такое исчисление седмин Книги Еноха по генерациям правильным, — заключает А. В. Смирнов, — то, по ожиданию псевдо-Еноха, времена Мессии должны наступить приблизительно чрез 56 родов от Адама» (там же. С. 251).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.