Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение опытно - экспериментальной работы






С целью изучения особенностей коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование, которое проводилось в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №39» МО «ЛГО» города Лысьвы. Экспериментом были охвачены 14 дошкольников, которые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Исследование включало в себя три последовательных этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент. На этом этапе проводились изучение и оценка межличностных отношений в группе, уровня развития коммуникативных навыков, определение социометрического статуса каждого ребенка, коэффициента сплоченности группы. Использовалось педаго­гическое наблюдение, специальные задания.

Второй этап – формирующий эксперимент. Он был направлен на формирование у детей коммуникативных умений и включал в себя разработку системы игровых упражнений, заданий, игр, методику проведения различных видов игр с целью коммуникативного развития детей.

Третий этап включал в себя завершение формирующего эксперимента, а также контрольные, сравнительные и оценочные эксперименты, систематизацию материалов исследования.

Наряду с этим использовались индивидуальные беседы, которые способствовали активному участию воспитателей и детей в нашем исследовании, так как, например, новизна и нетрадиционность различных видов игр вызвали у них большой интерес и желание играть.

Чтобы определить уровень развития коммуникативных способностей мы решили провести диагностику коммуникативной компетентности ребенка и оценивания коммуникативных качеств личности.

1. Диагностика коммуникативной сферы.

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина). Взрослый показывает детям картинки с изображением ситуаций взаимодействия с взрослым или сверстником (Приложение 1). Ребенок должен ответить на вопрос воспитателя, выбрав одну из двух ситуаций на картинке. По ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность.

2. Оценивание коммуникативных качеств личности у детей.

Методика – анкета для родителей В.А. Марковой (Приложение 2), которая представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

3. Изучение взаимоотношений между детьми проводилось в виде игры «Два домика» (Приложение 3) – вариант методики, предложенный

Я.Л. Коломенским (социометрический эксперимент). Цель данной методики – определить статусное положение детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения игры как эффективного средства развития навыков общения старших дошкольников, использовался анализ разнообразных типов поведения, условий совместной игровой деятельности по модифицированной методике, которая включала в себя исследования различных уровней поведения ребенка в игре критериями ранжирования детей по конкретным типам поведения, уровни сформированности игровых действий и понимания сущности и ценности, сопровождаемых речью дошкольника.

Используя совместную игровую деятельность, мы вскрыли различные уровни коммуникативного развития детей. Они представляли собой следующую последовательность развития социальных отношений и поведения детей (Таблица - 1).

 

Таблица - 1. Система различных уровней коммуникативного развития детей

в игре

Уровни коммуникативного развития детей в игре Действие
1 уровень Отсутствие представлений у детей о правилах поведения в обществе и желания, эгоцентризм, пассивность и т.п.
2 уровень Знание правил коммуникации, понимание необходимости подчинения правилам, однако нежелание считаться с этой необходимостью, протест против этого.
3 уровень   Внутреннее согласие, присвоение социального опыта, правил коммуникации, но еще пассивное, не являющееся определяющим в активном поведении ребенка, т.е. формальное усвоение.
4 уровень Социальные нормы и правила поведения становятся определяющими и регулирующими на позицию ребенка в игре и взаимоотношения с взрослыми.

 

Игры, выступая в различных значениях, наиболее тесно связаны с воспитанием в следующих функциях:

коммуникативная – объединяла группы играющих, устанавливала эмоциональные контакты, доброжелательные взаимоотношения, формировала чувства и позиции;

обучающая – включала в себя обучение детей элементам психотехники, направленным на развитие памяти, внимания, мышления и т.д.;

релаксационная – снимала эмоциональное напряжение, остроневротические реакции, нейтрализовала эмоционально отрицательные переживания и страхи;

развлекательная – создавала благоприятную атмосферу в группе играющих, превращала игру в увлекательное, интересное, познавательное мероприятие;

развивающая – опирается на теорию Л.С. Выготского о том, что в концентрированном виде игра содержит в себе тенденции развития. В ней активно развиваются восприятие, память, мышление, формируются и развиваются коммуникативные, общечеловеческие качества, навыки и умения;

воспитывающая – заключается в том, что игра создает возможности для воспитания детей. Эти возможности заключены в содержании игры, игровых и ролевых действиях, взаимоотношениях в игре. В ней воспитываются коммуникативные и нравственные качества, навыки, умения;

формирующая – через знания при систематическом использовании игр формируются качественные образования интеллектуальной (познавательные возможности, логическое мышление) и коммуникативной сфер (качества, нормы поведения, оценка), дошкольник получает знания об окружающей среде и жизни людей;

регулирующая – заключается в том, что условия и правила различных видов игр ставят перед дошкольником определенные требования, которые регулируют его поведение, речевое общение, поступки, действия, ориентируют на формирование коммуникативного опыта, регуляции поведения[34].

Для исследования уровней формирования в игровой деятельности с целью выявления коммуникативного развития детей была использована методика выявления и фиксация этих уровней, в основе которой была система тестов: тест «Мнения» Р.С. Немова (к этой группе отношений испытуемого к другим лицам, нормам поведения и морали, поступкам и взглядам детей в игре и т.п.); ситуативные тесты – они предлагали создание определенной ситуации, например, одно и то же игровое задание выполняется в одиночку и перед всей группой; объективные тесты (для изучения игровых объединений, конфликтных ситуаций, возникающих в игре и т.п.).

Для исследования навыков игрового общения дошкольников в различных видах самостоятельных игр с целью изучения отношений детей друг к другу была использована экспериментальная методика, разработанная Т.А. Репиной «Секрет» («Подарок») – Приложение 4.

На втором этапе исследования была составлена и реализована программа игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 5). Все игры имели свои цели, задачи и влияние на воспитание личности ребенка. Это игры:

- На сюжеты из жизни детей (в семье, садике и т.п.) и профессиональные сюжеты (Приложение 6)

- Игры на развитие навыков общения и эмоциональной сферы (Приложение 7).

- Подвижные и народные игры.

- Словесные и настольно-печатные.

- Игры - драматизации и строительно-конструктивные игры.

Таким образом, используемый комплекс методик, был направлен на изучение содержательной информации об отношениях дошкольников, их уровня коммуникативного развития, а также индивидуальной и групповой игровой деятельности.

Поскольку понятие коммуникативного развития достаточно обширно, оно рассматривалось через качество сформированности коммуникативных способностей у детей.

Проводилась диагностика уровня сформированности коммуникативного развития детей. Полученные результаты представлены в Таблице – 2.

 

Таблица – 2. Распределение детей по уровню сформированности коммуникативных способностей (констатирующий эксперимент).

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень сформированности
высокий средний низкий высокий средний низкий
Общий уровень коммуникативных способностей 29% 62% 9% 35% 54% 11%

 

 

Как показывают данные, в целом общий уровень сформированности коммуникативных способностей у детей в экспериментальной и контрольной группе соответствует среднему уровню: 62% в экспериментальной и 54% в контрольной группах.

Коммуникативное развитие не ограничивается психологическими образованиями. Это синтез свойств, который включает в себя так же уровень коммуникативных способностей. Поэтому периодически в каждой группе проводилось диагностическое обследование дошкольников.

При сравнении данных по уровню сформированности коммуникативных способностей у детей, представляется возможным судить об относительной степени развития коммуникативных способностей детей в средней группе. Полученные данные иллюстрирует Рисунок 1.

Рисунок 1. Распределение детей по уровням сформированности коммуникативных способностей, в % (констатирующий эксперимент)

 

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

На момент начала эксперимента уровень сформированности коммуникативных способностей дошкольников одинаков в экспериментальной и контрольной группах, что подтверждается близостью среднего значения в группах.

Уровень сформированности коммуникативных способностей дошкольников в большинстве своем находится на уровне ниже среднего и на среднем уровне.

Контрольное исследование должно было выявить конечные результаты экспериментальной деятельности по формированию навыков общения у дошкольников. Распределение детей по уровню сформированности коммуникативных способностей представлено в Таблице – 3.

 

 

Таблица -3. Распределение дошкольников старшей группы по уровню сформированности коммуникативных способностей

(контрольный эксперимент)

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни сформированности
высокий средний низкий высокий средний низкий
Общий уровень коммуникативных способностей 59% 39% 2% 30% 63% 7%

 

Благодаря целенаправленной работе по развитию коммуникативных способностей посредством игры в экспериментальной группе, количество дошкольников с высоким уровнем коммуникативных способностей увеличилось с 29% в начале эксперимента до 59% в конце исследования. Тогда как в контрольной группе наблюдается спад (с 35% до 30%).

Распределение дошкольников по уровню сформированности коммуникативных способностей у детей представлено на Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Распределение детей по уровням сформированности коммуникативных способностей, в % (контрольный эксперимент)

По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается прогрессивное формирование коммуникативных способностей дошкольников. По сравнению с началом исследования возросло количество детей средней группы с высоким уровнем коммуникативных способностей, что было достигнуто посредством игровой деятельности.

В контрольной же группе процесс формирования коммуникативных способностей детей средней группы характеризуется слабой динамикой в увеличении количества детей со средним уровнем коммуникативных способностей, отсутствием позитивных сдвигов у детей с низким уровнем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.