Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Старший дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т






Старший дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение с детьми и общение детей – необходимое условие психологического развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявления и развития коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок и от уровня развития коммуникативных навыков. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

Совместная игровая деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Изучив игровые методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно с помощью игровой деятельности. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В педагогике игра рассматривается с разных сторон: во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать какие-либо качества и способности, в том числе и коммуникативные навыки; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, общественные и личные интересы.

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований о строении и специфике игры позволяют более четко определить ее влияние на психическое развитие ребенка. Как показывают исследования, игра является эффективнейшим средством умственного, физического, нравственного, эстетического развития дошкольников. Она дает им такие доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение окружающей действительности.

Уход игры из жизни ребенка негативно отражается на общении, психическом и личностном развитии ребенка. С помощью игры упорядочивается внутренняя жизнь ребенка, его поведение. Игра помогает понять себя и свое отношение к миру. Это область, где ребенок может самостоятельно проявлять инициативу, творческую активность. В ней же он учится действовать, контролировать и оценивать себя.

Формирование коммуникативного развития детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя коммуникативное развитие детей и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство коммуникативного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования коммуникативных навыков детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены возможности коммуникативного развития дошкольников. Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своего потенциала. Играя, ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные типы взаимоотношений, нормы коммуникации.

В игре проходят процессы коррекции, способствующие совершенствованию уровней коммуникативного развития детей. При длительном увлечении ребенка игрой, преобразуются его коммуникативные навыки, что во многом определяется правильной организацией деятельности, знанием компонентов игры.

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал, что подавляющее большинство испытуемых перешли на более высокий уровень коммуникативного развития по сравнению с тем уровнем, на котором они находились до проведения игр, направленных на совершенствование навыков общения.

 

 

Список используемой литературы

Учебные пособия:

1. Амонашвили Ш. А. " В школу с шести лет" - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Абраменкова В. Воспитание игрой // Воспитание дошкольников. – М.: Лепта, 2008. - 96 c.

3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 2009. – 46- 56 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 2001. – 416с.

5. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры» - ЛИНКА-ПРЕСС, Москва 2007 г. - 336с.

6. Богуславский В. М. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 – 383с.

7. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 2001 г. – 156с.

8. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1991 г. – 160с

9. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987. – 218с.

10. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981 г. - 156 с.

11. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, 2001. - 496 с.

12. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1999, 263 с.

13. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.

14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997. – 384с.

15. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1997, т. IV

16. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983

17. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации. Учебно-методическое пособие. – «Издательство Флинта», 2015

18. Маркова В. А. Дошкольное образование: взаимодействие детского сада и семьи: Сборник. - Краснодар 2008. -203 с.

19. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.

20. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.

21. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.- М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160с.

22. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008.-192 с.

23. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1996

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2006. - 485 с.

25. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. Игра - как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду.) – М.-Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 136 с.

26. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

27. Ушинский К.Д. Игра для ребенка не игра, а действительность // Избранные педагогические сочинения. Т 2. М.: Изд-во Министерства просвещения, 1954. - 111 с.

28. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения сказки. – М.: Генезис, 2005.- 176 с.

29. Черницкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. -103с.

30. Шмаков С.А. Игра и дети. – М. – Знание, 1998. – 64 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Новая школа, 1999. - 360 с.

Статьи:

32. Акулова О. Значение игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.

33. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. – М. - С.58 – 61.

34. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.

35. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

36. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.

Словари:

37. Бодалев А.А. (ред.) Психология общения. Энциклопедический словарь. Под редакцией А. Бодалева. – М.: Когито-центр, 2011.- 2280с

Интернет-ресурсы:

38. https://doshkolnik.ru/

 

Приложение 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.