Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности общения дошкольников со сверстниками






 

В дошкольном детстве впервые возникает деятель­ность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Чем же оно отличается от общения ребенка с взрос­лым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуни­кативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в кон­тактах с взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристи­ки, которые не всегда раскрываются в общении с взрос­лыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ре­бенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражаю­щих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева[9].

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении с взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непос­редственность: дети прыгают, кривляются, придумывают дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем кон­такты детей все более подчиняются общепринятым прави­лам поведения. Однако непосредственность и нерегламен­тированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения.

Еще одна особенность общения сверстников — пре­обладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания[20].

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и кон­троль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, посто­янное сравнение возможностей (я так могу, а ты?).

Чем старше становится ребенок, тем большее значе­ние приобретает для него общение со сверстниками.

Развитие коммуникативной деятельности в сфере кон­тактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровож­дается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой, свидетельствуют, что дошкольники 3—7 лет отда­ют наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяю­щему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второ­степенной. К старшему дошкольному возрасту значи­тельно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника[26].

Очевидно, что общение со сверстниками занимает
важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ре­бенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, од­нако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конф­ликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не­допустимое поведение. И замечательно, когда такое обуче­ние подкрепляется реальным примером взрослого — в се­мье и в детском саду.

Таким образом, общение детей со сверстниками в рамках дошкольного детства проходит, как и общение с взрослым, ряд этапов [14, стр.166].

В исследованиях М.И.Лисиной выделены такие формы общения:

-эмоционально-практическая

-ситуативно-деловая,

-внеситуативная.
Первая из них - эмоционально-практическая (второй - четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. Их общение становится внеситуативным.
К пяти-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Внеситуативная - форма общения со сверстниками (5-7 лет) складывается в самом конце дошкольного детства. Она наблюдается у немногих, но тенденция к ее развитию намечается довольно ясно, и элементы ее формирующегося контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства – жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер – развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется[8]. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией, приходят игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: помогают им осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.