Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эмпир. и теоретич. уровней научного познания






Эмпир. и теоретич. уровни познания имеет сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых хар-ся специфич. познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания. На эмпир. уровне мы можем выделить по меньшей мере 2 подуровня: 1. наблюдений; 2. эмпирических фактов.

Данные набл-ния содержат первичную инф-цию, кот. мы получаем непосредственно в процессе набл-ния за объектом. Эта инф-ция дана в особой форме —непосредственных чувственных данных субъекта наб-ния, кот. затем фиксируются в форме протоколов набл-ния. Протоколы набл-ния выражают инф-цию в языковой форме.

В протоколах набл-ния всегда содержатся указания на то, кто осущ-ет наб-ние, а если набл-ние строится в процессе эксперимента с помощью каких-либо приборов, то обязательно даются основные хар-ки прибора. Это не случайно, поскольку в данных набл-ния наряду с объективной инф-цией о явл-ях содержится некоторый пласт субъективной инф-ции, зависящий от состояния наблюдателя, показаний его органов чувств. Объективная инф-ция может быть искажена случайными внешними воздействиями, погрешностями, кот. дают приборы. Базисом теории являются не данные набл-ния, а эмпирич. факты. В отличие от данных набл-ния, факты — это всегда достоверная, объективная инф-ция; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения.

Переход от данных набл-ния к эмпирич. факту предполагает след. познавательные операции: 1. рациональную обработку данных набл-ния и поиск в них устойчивого инвариантного содержания; 2. для установления факта необходимо истолкование выявленного в наблюдениях инвариантного содержания (широко используются ранее полученные теоретические знания).

Теоретич. уровнь знаний. 2 подуровня: 1. — частные теоретич. модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Примерами таких частных теоретических законов могут служить закон колебания маятника в физике или закон движения тел по наклонной плоскости. В этом слое теоретич. знания, в свою очередь, обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, кот. объясняет явления, и закон. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Т. о., непосредственно закон хар-ет отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности.

2. — развитая теория.В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теорет. модель, кот. охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов.

Два рассм. типа орг-ции научного знания — частные теории и обобщающие развитые теории — взаимод-ют как м/у собой, так и с эмпирич. уровнем знания.

Итак, научн. знание в любой обл. науки представляет собой огромную массу взаимод-вующих м/у собой различ. типов знаний. Теория принимает участие в форм-нии фактов; в св. оч., факты треб-т построения нов. теоретич. моделей. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимод-вия различ. слоев науч. знания.


 

 

39. Метатеоритические основания науки: идеалы и нормы научного познания.

Основания кажд. конкрет. науки имеют достаточно сложную стр-ру, по меньшей мере это 3 главных составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы научного познания, 2) науч. картина мира (НКМ), 3) филос. идеи и пр-пы

1. Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, кот. выражают ценностные и целевые установки науки. Идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития.

Основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования, это идеалы и нормы 1) доказательности и обоснования знания, 2) объяснения и описания, 3) построения и организация знания. Содержание идеалов и норм имеет несколько взаимосвязанных уровней: 1 уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это – инвариант.(неизменный), кот. отличает науку от др. форм познания. На каждом этапе ист. развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи. Система таких установок выражает стиль мышления этой эпохи и образует 2 уровень в содержании идеалов и норм исследования. Н-р, идеалы и нормы описания, принятые в науке ср-вековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку нов. вр. В 3-ем уровне установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии). Их основная ф-ция - организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

2) НКМ – целостная система представления о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатывая в рез-те систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Это особая форма научного теоретического знания, развивающегося в процессе эволюции науки. Структура НКМ:

1) концептуальный уровень – филос. категория (материя, познание), филос. принципы (материальное единство мира, принцип всеобщности движения развития). Категории и принципы, конкретизирующиеся в НКМ ч/з систему общенаучного понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера).

2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде си-мы и благодаря ей и описанию образов в языке, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации.

Ф-ции НКМ: 1) систематизация знаний; 2) обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи; 3) ф-ция быть исследовательской программой.

3) Понятие " филос. основания науки" выражает философ. идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. ФИП обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления НКМ, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.

Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом КМ, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти ч/з процедуру филос. обоснования.

Филос. основания науки наряду с ф-цией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологич. Ф-ции. Являясь средством (орудием) приращения нов. знания, они способствуют форм-нию нов. методов научного исследования. Филос. основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к др. в ходе научных рев-ций один их " набор" сменяется др., но определен. преемственность при этом сохраняется.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.