Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательное и ценностное отношение к миру. Субъект и объект п.






Чел-во всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный путь познания от примитивного и ограниченного к глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира.

Фил учение о чел-м познании(п.) – гносеология. Задача Г – выяснение природы челов. п., его осн. законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого п. Она рассм-ет основные механизмы познавательной деят-ти, анализирует структуру чел-ого знания, (Что есть истина важнейший? Г), роль биолог и соц-х факторов познания. Г пытается дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рассм-сь под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О. же, то на что направлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании. Кант перевернул отношения О. и С. Кантовский С – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт деятельности этого С. С. первичен по отношению к объекту. В нем класс. фил-ии С. предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как духовная активность. У К.Маркса и Ф.Энгельса эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической.

Каковы же основные качества С отличающие его от О.? Исходная хар-ка С – активность, понимаемая как самопроизвольное порождение материальной и духовной энергии. О. же это предмет приложения активности. Т о С.– это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О. – это сфера приложения активности С.

Различия м/у О и С относительны. С и О – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него воздействуют др, то он превращается в О.

П. можно разделить на научн. и ненауч., а посл. — на донаучн., обыден. и вненауч., или паранауч.

Донаучное познание — это ист. этап в развитии п., предшествующий научному п. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального п, на основе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности. Обыденным, или житейским, называется п., основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует ее ср-ва — методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюд. явлениях. К вненаучному (паранаучному) относится п., претендующее на научность, использующее научную терминологию, в действительности не совместимое с наукой. Это т. назыв. оккультные науки: алхимия, астрология, магия. Возникшие в эпоху поздней античности и получившие развитие в средние века, они не исчезли и в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Более того, на переломных этапах общественного развития, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.