Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Среднесасанидский период (IV-V вв.)
В царствование Шапура II (309-379 гг.) проводилась политика религиозного подавления неофициальных конфессий. С превращением христианства в официальную идеологию Рима оно преследуется в Иране на том основании, что " испытывает симпатии к нашему врагу кесарю, пренебрегает солнцем, презирает огонь и не почитает воду, а какой же разумный человек не поклоняется солнцу? " Зороастрийское жречество возмущалось пренебрежением христиан к этому миру с его радостями; осквернением земли христианскими покойниками. Естественны ответные гонения на зороастрийцев в Малой Азии и обострение отношений Рима и Ктесифона. Попутно жрецы преследовали иудеев, полагающих, что Бог мог создать такую мерзость, как " паразиты и ползающие существа". В условиях религиозной нетерпимости официальная церковь добилась дальнейшей консолидации верующих и превращения их Великих святилищ в такие же центры поклонения, как и святые места для христиан. В этот период жрецами была создана псевдогенеалогия Сасанидов для обоснования их прав на управление государством. Это был период смуты не только в религиозной, но и в социально-экономической и политической сферах (ослабление центральной власти, проявления сепаратизма знати на местах, лихоимство чиновничества). Больше всех от смуты выиграла официальная церковь (выросло число жрецов и церковных поборов, земельная собственность духовенства, община верующих несла все большее бремя религиозных обязанностей). Таким образом, правящая верхушка сама создала условия для возникновения социальной базы новых ересей, гораздо более радикальных, чем манихейство. Маздакизм, в отличие от манихейства, видел путь к добру и справедливости не в пассивной аскезе, а в активной борьбе за перераспределение собственности на уравнительных началах. Маздак приспособил крестьянский эгалитаризм к зороастрийским представлениям. Он утверждал, что светлое сознательное начало имеет шанс на победу над стихийным темным началом. Делом восстанавливая справедливость, маздакиды экспроприировали земли знати и создавали на них свои общины, обобществляли рабов и уводили женщин из гаремов. Движение маздакидов совпало с началом царствования шаха Кавада I, пробывшего до этого 2 года в плену у кочевников-эфталитов и усвоившего их манеры независимого суждения. Бессильный справиться с движением маздакидов, Кавада I использовал его для достижения собственных целей ослабления аристократии и жречества и выхода царской власти из-под их опеки. После назначения Маздака советником Кавада I были официально отменены сословия и сословные привилегии, а значительная часть родовой аристократии была истреблена совместными усилиями маздакидов и шахского войска, состоявшего из дехкан и азатов (488-94 гг.) В ходе ожесточенной борьбы Кавад вынужден был бежать к эфталитам и вернулся на трон с их помощью, но маздакидов более не поддерживал: они уже выполнили свою роль орудия сокрушения знати и лишились поэтому покровительства шаха сверху на втором этапе его царствования (495-521 гг.). На этом этапе от поддержки Маздака отходят и дехкане, получившие земли знати и не желавшие уравнения всех общинников в правах на ее использование. Воины-маздакиды после одержанных ими побед разошлись по домам, оставив своего вождя один на один с коалицией шаха, дехкан и остатков знати. Кавад I назначил своим наследником не старшего сына - маздакида, а третьего сына Хосрова I Ано-ширвана, ортодоксального зороастрийца (" Обладающего бессмертной душой"), и в 528 г. позволил наследнику расправиться с маздакидами.
|