Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннесасанидский Иран (III век)






 

В начале н. э. комплекс факторов внутреннего и внешнего порядка привел в упадок Парфянское царство Аршакидов. Политическая структура Парфии перестала соответствовать складывавшимся новым социальным условиям. Слабость государственной машины принуждения в многонациональной державе порождала хроническую политическую нестабильность, а длительное противостояние Риму истощило ее финансово-экономические ресурсы. В 223 г. правитель Персиды Ардашир, сын Папака, нанес в союзе с другими местными правителями первое поражение парфянскому царю, а в 227 г. он короновался как " шаханшах (царь царей) Эрана".

Переход власти из рук парфян к персам воспринимался современниками как восстановление той исторической ситуации, которая существовала в Иране до А. Македонского. На самом деле смена Аршакидов Сасанидами означала радикальное изменение этнополитических структур, а процесс трансформации социальных структур растянулся на все 500 лет существования династии Сасанидов..

Становление новой персидской династии происходило в сложных условиях встречных процессов феодализации рабовладельческого уклада сверху в Месопотамии (родовая аристократия превращалась из рабовладельческой в феодальную в социально-экономическом смысле) и феодализации патриархального уклада снизу на остальной территории державы. В результате разложения общины деревенская верхушка превращалась в дехкан - мелких и средних землевладельцев, контролирующих главное общинное богатство-землю. Столкновение двух тенденций феодализации порождало противоречия между родовой знатью и дехканами, причем последние в этой борьбе могли опираться на массовую социальную базу неразорившихся общинников-азатов. Дехкане и азаты были естественными союзниками царской власти, стремившейся " стреножить" знать как носителя сепаратистских тенденций.

По зороастрийской традиции, сам Заратустра был инициатором деления общества на сословия. В сасанидскую эпоху сословно-кастовая структура трансформировалась из трехступенчатой (жрецы, воины, податные) в четырехступенчатую (жрецы, чиновники, воины, податные), т. е. из жреческо-воинской среды выделено бюрократическое чиновничество. Проблема сословно-кастовой структуры в Иране остается дискуссионной. Так, Э. Бенвенист полагает, что при Сасанидах сословная система вообще реально не существовала, а была только " идеалом". А. Христиансен подчеркивает наличие параллельно ей существовавшей ранговой системы, учитывавшей знатность происхождения и статус в должностной иерархии. Многие исследователи вслед за В. В. Бартольдом считают сасанидскую эпоху временем ослабления сословной системы в связи с притоком огромной массы выходцев из Сирии и Византии на иранскую территорию, развитием городской жизни, размыванием граней между высшими сословиями, противопоставленностью высших сословий низшим, ролью зороастрийских ересей.

Уже при Ардашире произошли существенные изменения в положении зороастризма в жизни иранского общества:

- вместо прежнего братства зороастрийских религиозных общин была создана единая зороастрийская церковь под прямым управлением Верховных Жрецов;

- после изучения и отбора " достоверных" (т. е. устраивавших власть) текстов был издан Указ Ардашира " впредь придерживаться тех сочинений, которые основываются на религии поклонения Мазде", т. е. был введен единый канон;

- в результате победы иконоборческой тенденции из храмов были убраны все статуи и после этого " большое удовольствие настало в стране... для Воды, Огня и Скота".

Зороастризм - развитая религиозно-философская система. В центре его - дуалистическая идея борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла. Зороастр, бывший современником Конфуция, Лао-цзы и Будды, завещал людям стать лучше, справедливее, чище, бороться со злом, иметь Добрые мысли, делать Добрые дела. Зороастрийцы должны быть доброжелательными в побуждениях и поступках, очищаться духовно и физически с помощью ритуалов с огнем, пением, вином. Судьба человека после смерти (смертная оболочка не имеет значения) зависит от его активности на ниве добрых дел (персидская карма и воздаяние).

Ардашир поддерживал зороастрийскую церковь, а она помогла Сасанидам утвердиться у власти вопреки недовольству многих знатных родов. Верховный Жрец Тансар указывал: поскольку Ардашир " более щедро наделен добродетелями, чем прежние правители... то его обычаи лучше старых". Жречество в лице Тансара благословило Ардашира на любые действия по его усмотрению: " даже кажущиеся чрезмерными кровопролития... подобны дождю для земли... потому что укрепляют всесторонне основы государства и религии".

Идеология Сасанидов достаточно полно изложена в " Завещании" Ардашира: " государство и религия - близнецы, неспособные существовать раздельно: религия - основание государства, царь - страж религии. Раскол религии начинается тогда, когда подданным позволяют заниматься не тем, в чем они разбираются, когда голова превращается в хвост, хвост в голову... благородный становится бедным, а подлый - дерзким". Весь пафос Завещания направлен на сохранение основ зороастризма от еретических толкований и незыблемости сословной структуры (Корень зла - в отходе от сословности). Последователи Ардашира создали юридически оформленную регламентацию прав и функций каждого сословия.

Политико-идеологическая монополия алтаря и трона утанавливалась на фоне процессов социальной поляризации сасанидского общества. В конкретных условиях того времени социальное недовольство могло проявить себя только в форме религиозных ересей, а последние могли принимать форму интерпретации официальной зороастрийской религии. Первой попыткой такой интерпретации стало манихейство. Основатель этого учения Мани, выходец из благородной семьи, вырос в Вавилонии под влиянием аскетов и проповедовал эклектическое учение с элементами зороастризма, преломленными через иудео-христианскую традицию (бог и дьявол, ад и небеса, страшный суд). К этому миру у Мани было глубоко пессимистическое отношение как к полному воплощению зла - отсюда его призыв отказаться от всего мирского, к аскетизму во имя сохранения целомудрия как условия для вознесения на небеса. Он считал все существовавшие в то время религии проявлениями одностороннего искажения одной истинной веры, которую необходимо восстановить. В Иране он представил " истинную веру" в понятном и доступном зороастрийском обличье - благодаря этому он сумел " злонамеренно" проникнуть к престолу Шапура I на все 30 лет его правления вопреки противодействию Верховного Жреца Кирдэра (240-272 гг.).

Покровительствуя манихейству как синкретической религии, носящей характер пассивного социального протеста, Шапур I рассчитывал с его помощью решить одновременно несколько проблем (ослабить чересчур усилившуюся официальную зороастрийскую церковь, превратить манихейство в орудие своего влияния на массы и ослабить влияние родовой знати, обеспечить религиозное единство всех подданных державы - зороастрийцев, христиан, иудеев). Только после смерти Шапура I Кирдэру удалось добиться казни Мани, с чего начинается период двухсотлетней политической неустойчивости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.