Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.






 

Свою родословную Бабур вел от Тимура, а по материнской линии от Чингис-хана, поэтому он рассматривал любую страну как принадлежавшую ему временно утраченную собственность (Индия тоже входила в эту категорию, поскольку в свое время завоевывалась Тимуром). В отличие от тюрко-афганской правящей верхушки Делийского султаната Бабур, как указывает Паниккар, " был посланцем иранской культуры", вслед за которым в завоеванную им Индию хлынули персы, а государственным языком стал фарси. От своих монгольских предков Бабур унаследовал принцип завоевания мира не по религиозным, а по политическим соображениям с привлечением к этому всех возможных союзников независимо от их национально-религиозной принадлежности. Поэтому Бабур отменил джизию, поощрял смешанные браки с индусами и допускал их на службу в верхние эшелоны госаппарата. Империя стала приобретать многорелигиозный характер, придавший ей силу и прочность (большинство джагирдаров были мусульмане, большинство князей-заминдаров индусы). Земельная рента для всех составляла 1/3 урожая.

Сам Бабур был образованным, неординарным человеком, поэтом, мыслителем, воином. Из его мемуаров следует, что он был очарован красотой поКоренной страны и ее удивительными лягушками, но разочарован в ее людях: " некрасивых", " без дружеского обхождения", " не одаренных способностью и пытливостью", " без воображения и изобретательности в ремесле". В то же время он отмечал наличие в Индии множества мастеров по золоту и серебру.

Золотой век моголов приходится на правление мудрого деспота Акбара, вступившего на престол в 13-летнем возрасте (1556-1605 гг.) и поставившего общегосударственные интересы выше религиозно-мусульманских (индийские авторы считают, что Акбар сделал династию Моголов " индийской по облику"). При Акбаре начался всесторонний расцвет индо-мусульманской, прежде всего индоперсидской, культуры, особенно архитектуры. Сначала придворные круги, а затем и низовые звенья правящего класса стали проявлять склонность к роскоши, изысканность, утонченность. Библиотека Акбара насчитывала 24 тыс. рукописей.

Стремясь предотвратить сепаратистские тенденции, Акбар ввел денежный налог, но от него выиграли только только торгово-ростовщические круги, а крестьянство стало страшиться не только неурожаев, но и урожайных лет, сбивавших цены на с/х продукцию.

Преемники Акбара Шах Джахан и Джахангир (1605-58 гг.) в целом придерживались основных принципов заложенной Акбаром политики. Именно в этот период 20 тыс. строителей за 22 года построили " чудо света" Тадж Махал. В соответствии с закономерностью индийской истории вслед за объединением Северной Индии начинается объединение Моголами всей страны посредством поКорения Юга. Виджаянагар, как главный соперник Дели на Юге, не мог противостоять процветающей и стабильной державе Моголов.

Процесс объединения всей Индии под властью Моголов был прерван отступлением способного, но жестокого деспота Аурангзеба (1658-1707 гг.) от принципов веротерпимости, что подорвало могущество Севера и усилило сопротивление Юга. Аурангзеб казнил законного наследника престола Дару, считавшего своей религией " религию 72 народов", и заточил собственного отца в темницу. Этот фанатик на троне начал мусульманизацию всех сфер жизни государства и общества с восстановления ортодоксального ислама внутри мусульманской общины (борьба с " пагубными нравами" и ересями). Затем были запрещены индусские церемонии при дворе. В 1669 г. был издан Указ о " разрушении всех храмов и школ неверных", в 1679 г. была восстановлена джизия.

Религиозная карта, разыгрываемая предшественниками Аурангзеба, способствовала центростремительным тенденциям, политика Аурангзеба вызвала к жизни мощные центробежные силы. Феодальная верхушка маратхов под флагом защиты и возрождения традиционных индуистских ценностей стала стремиться к собственной государственности. Лидер маратхов Шиваджи, именуемый мусульманской верхушкой " сыном сатаны" и " самым нечестивым из кафиров", в 1680 г. направил Аурангзебу письмо-протест против восстановления джизии: " Дошло до моих ушей,... что Ваше Величество приказало собирать с индусов суммы денег под названием джизия и покрывать ими нужды империи. Всюду... попадет в анналы истории дурная слава о верховном правителе Индии... который втоптал в грязь имя и честь потомков Тимура... ".

В то время, как Аурангзеб безуспешно пытался подавить маратхов на Юге, десятый гуру сикхов Говинд Сингх превратил свою секту в военную организацию (хальсу) и в письме деспоту вопрошал: " Есть ли смысл тушить искру, когда пламя разгорается все сильнее? ". Джизия подорвала также преданность раджпутов, выступивших против Дели.

Политика расширения территориальных пределов империи при веротерпимых правителях от Акбара до Джахангира была политикой объединения всей Индии, политика Аурангзеба была политикой завоевания, что обрекло ее на неудачу и ослабило возможности сопротивления Индостана грядущей европейской экспансии. Пока что, на рассматриваемом этапе, Индия получила невиданные прежде возможности сбыта своих товаров на европейский рынок без арабо-турецкого посредничества. Однако вмешательство европейцев в политическую жизнь п-ова постепенно становилось катализатором распрей между различными правителями. Попытки континентальной империи Моголов поставить на место европейские морские державы напоминали нападения слона на кита и в целом были безуспешными.

 


ИРАН






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.