Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трактат Витрувия 10 книг об архитектуре






«Десять книг об архитектуре» единственно полностью сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором рассматриваются градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества, обобщается теоретический и практический опыт, накопленный строителями эллинистической Греции и Рима. Из значимых построек Витрувия отмечается базилика Фанума и конструкции римского акведука. Заложил основу пропорционирования в изобразительном искусстве и архитектуре, получившую позднее название «Витрувианский человек».

Витрувий излагает представления о единстве технических, функциональных и эстетических аспектов архитектуры, обосновывает требование «прочности, красоты и пользы» сооружений. Трактат Витрувия внимательно изучался европейскими архитекторами с 15 столетия, сыграл значительную роль в выработке канонических форм архитектурного Ордера в 17–18 веках.

Витрувианский человек - рисунок (коричневые чернила, металлический сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-х годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам римского инженера и архитектора Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями в одном из его журналов. Рисунок представляет изображение фигуры обнаженного мужчины в двух наложенных (одна на другую) позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат (" Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остается неподвижным. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу архитектурного и скульптурного пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры 20 века.

Красота – одно из трех качеств, к достижению которых должен стремиться архитектор. Красота предопределена античной эстетикой мимесиса. То же и у Витрувия – он требует модульной соразмерности и установленных пропорций – на этапе проектирования. При реализации проекта –можно отходить от плана – учитывая оптические иллюзии. (пропорции необходимо искажать в реальности во имя сохранения их в образе). Здание как физический объект у Витрувия должно репрезнтовать здание как эстетический объект. Здание – репрезентат для репрезента (изображающее для изображаемого). Репрезентат – древняя деревянная постройка, носитель ордера. Следовательно, архитектура по Витрувию искусство изобразительное и миметическое (колонны являются подобиями человеческих фигур). Но один вывод Витрувий не сделал, а сделали новоевропейцы – Ордер – визуально-эстетический эквивалент стоечно-балочной конструкции, который наглядно выражает ее работу и прочность. При чем устойчивость образа главенствует над устойчивостью реального здания (выдвижение всех вертикальных элементов вперед, чтобы фасад не заваливался, а казался вертикальным). В средние века Витрувий не был забыт. Витрувия заново открывает Возрождение. Для Возрождения Витрувий был прежде всего источником познания античности. В процессе изучения «возрождаемой» античной архитектуры Витрувий играет не меньшую, часто даже большую роль, чем памятники; к тому же новая архитектура с первых же своих шагов создает себе свою теорию, опираясь опять-таки на Витрувия. А так как основным моментом, связывающим античную архитектуру с архитектурой Возрождения, была ордерная система, «ордера» Витрувия и явились исходной точкой для всей архитектурной эстетики Возрождения. Альберти, который в своем трактате пытался создать такую же энциклопедию и которого за это и величали «итальянским Витрувием». Но уже начиная с середины XVI в. архитектор-художник начинает диференцироваться от ученого-изобретателя и техника и витрувианство все больше и больше сводятся к архитектурной эстетике, к теории ордеров и к археологическим проблемам. Все же роль его настолько значительна, что вся архитектурная теоретическая мысль вращается в его орбите вплоть до конца XVIII в. через теорию витрувианство оказывает огромное влияние на архитектурную практику. Так, например стимулом к созданию современной иллюзионной сценической коробки явились попытки реконструкции античной сцены на основании текста Витрувия, не говоря уже о том, что витрувианская теория сыграла решающую роль в разработке и развитии ордеров от XVI до XVIII в. включительно. Конечно, наряду со здоровым творческим усвоением Витрувия крупными мастерами, как Виньола, Палладио или Перро, витрувианство породило немало схоластики и эклектизма, но в основном оно является живой и неотъемлемой частью всей возрожденческой традиции в истории европейской архитектуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.