Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 28






Эстетика, философия искусства, искусствознание

Наиболее важные понятия традиционной эстетики сложились

в Древней Греции. В современной эстетике большинство

из этих понятий было радикально переосмыслено.

Вопрос 28

Эстетика и философия искусства. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: вопрос о природе эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и вопрос о своеобразии искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства (с XVIII в. искусство — это beaux arts, изящные искусства). Понимание эстетики как философии искусства и прекрасного — традиционное клише старой, или, как ее иногда называют, классической, эстетики. Это понимание, восходящее еще к античности, не актуально. Понятия эстетики и философии искусства не совпадают ни по своему содержанию, ни пообъему. Философия искусства и эстетика не совпадают, но имеют области пересечения.

В эстетике имеются темы, не входящие в философию искусства: эстетический опыт, эстетическое сознание, социально-культурная детерминация эстетического видения мира, место и функции эстетического в жизни и культуре и т.д.

С другой стороны, философия искусства исследует некоторые проблемы, не имеющие прямого отношения к эстетике. Среди таких проблем: определение или хотя бы прояснение того, что имеется в виду под искусством и под произведением искусства; выявление изменчивости искусства; анализ искусства как феномена культуры и зависимости его понимания от исторических эпох и цивилизаций; изучение связей искусства с другими сферами культуры; прояснение двойственного, описательно-оценочного характера философского исследования искусства; описание функций искусства, меняющейся от эпохи к эпохе; выявление и прояснение категорий искусства и их связей с более общими категориями эстетики; анализ эволюции искусства; разбиение истории искусства на основные ее этапы; описание сменяющих друг друга стилей искусства и объяснение причин отмирания одних стилей и возникновения других и т.д.

Многие из этих проблем затрагиваются также эстетикой, но их исследование не самостоятельные суждения, а черпает основания для них из философии искусства.

Подводя итог обсуждению связи философии искусства с эстетикой, можно сказать, что хотя основное содержание философии искусства является эстетическим, почти все темы, которые она рассматривает, имеют также внеэстетические аспекты. Эстетическое и внеэстетическое в философии искусства настолько переплетены, что попытка разделить их и говорить только об эстетических характеристиках искусства приводит к искусственной конструкции, мешающей трактовке самого эстетического измерения искусства.

Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. Искусство одно из проблемных полей эстетики.

Эстетика и искусствознание. Эстетика и искусствознание различаются степенью своей общности и, соответственно, характером своей связи с эмпирической реальностью. Искусствознание, даже чисто теоретическое, ближе к художественному опыту и всегда должно указывать пути эмпирической проверки своих теорий. Эстетика более абстрактна, ее концепции отправляются не столько от конкретных произведений искусства, сколько от совокупного, слабо расчлененного опыта эстетического восприятия, и в частности восприятия искусства.

Искусствознание сдержанно относится к сколько-нибудь отдаленным прогнозам развития искусства. Широта кругозора эстетики позволяет ей, продолжая в будущее основные линии современного развития, намечать ту точку их схода, которая создает более широкую, чем у искусствознания перспективу развития современного искусства.

Искусствознание и эстетика различаются типами объективности, выдвигаемыми ими в качестве своих методологических идеалов. Можно сказать, что искусствознание менее свободно от оценочных суждений об искусстве, и в этом смысле более субъективно, чем эстетика.

В искусствознании, стоящем ближе к эмпирически данномуискусству и не претендующему на широкие обобщения, оценочные суждения, в общем-то, легче отделить, чемв философии искусства, от чисто описательных суждений.

Эстетическое находит свое наиболее концентрированное выражение в искусстве. Искусство и его философские истолкования постоянно изменяются, но нет оснований предполагать, что в настоящее время существуют две параллельных философии искусства, причем таких, что одна из них говорит о старом искусстве, а другая — исключительно о современном искусстве. Между двумя последовательными этапами в развитииэстетики — традиционной и современной эстетикой — существуют серьезные различия.

Традиционная эстетика утверждала, что искусство призвано представить мир в модусе красоты. Традиционная эстетика видела главное предназначение искусства, как и вообще эстетического созерцания, в том, чтобы доставлять человеку удовольствие. Иногда говорилось об особом эстетическом удовольствии. Искусство создает красоту, красота — источник удовольствия, ради этого специфического удовольствия, доставляемого созерцанием красоты, и существует искусство. Ради удовольствия существует всякое эстетическое созерцание. Тема связи красоты с удовольствием проходит через всю историю старой эстетики. Не вдаваясь в детали, можноотметить следующее. Созерцание далеко не всякого произведения искусства порождает в душе человека удовольствие. Особенно это очевидно в случае современного искусства, зачастую пытающегося не столько доставить человеку наслаждение, сколько шокировать его, выбить из привычной колеи, поднятьдыбом волосы на его голове и т.п. Художник должен пророчествовать не в том смысле, что он может предсказывать грядущие события, а в том смысле, что он может раскрыть своей аудитории, рискуя навлечь на себя ее неудовольствие, секреты их собственных сердец1. Переход от традиционной к современной эстетике сделал очевидным изменение той системы категорий, или системы координат, в рамках которых эстетика рассуждает об искусстве.

Категории традиционной эстетики: искусство, произведение искусства, законы (или закономерности) развития искусства, художник, мимесис (подражание), художественный вкус, художественный образ, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное, шедевр, эстетическое созерцание, катарсис, виды искусства, художественные жанры, композиция и др.

В этой системе категорий существовала определенная и устойчивая иерархия. Современная эстетика включила все эти категории, существенно переосмыслив, однако, их содержание. Она ввела целую серию новых категорий, без которых, как выяснилось, не является возможным достаточно полный анализ не только современного эстетического видения и искусства, но и эстетического видения и искусства предшествующих эпох. В числе новых категорий можно упомянуть: художественный стиль, тенденция в развитии искусства, художественное пространство, художественное время, игра, абсурд, лабиринт, повседневность, символ, симулякр, деконструкция и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.