Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов) с элементами модульного обучения






Страны, подписавшие Болонскую декларацию, должны перейти к организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов), сходной с системой ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачета кредитов). Система ориентирована на получение легко читаемых и сравнимых Приложений к дипломам и на организацию широкомасштабной студенческой мобильности.

Одним из задаваемых и контролируемых параметров в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выступает общая трудоемкость изучения дисциплины и максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы. Кафедры боролись за максимально возможный объем аудиторных занятий в виде лекций, семинарских и практических занятий и лабораторных работ. От аудиторной нагрузки зависит количество преподавательских ставок.

На часы, отводимые для самостоятельной работы, обращалось мало внимания. Большая аудиторная нагрузка оставляет студентам мало времени на самостоятельную работу.

Обучение с использованием системы зачетных единиц предполагает принципиально иной подход к организации учебного процесса. При этом подходе учебный процесс организуется по так называемой «нелинейной схеме». Особенности нелинейной схемы следующие:

- личное участие студентов в формировании своего индивидуального учебного плана, предполагающего самостоятельный выбор для изучения дисциплин из числа предлагаемых;

- появление новой должности «тьютор», или академический консультант. Основная задача тьюторов – консультация при составлении индивидуальных учебных планов студентов;

- обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной форме для самостоятельной работы студентов. Еще лучше - организация самостоятельной работы студентов в форме дистанционного образования на одной из платформ дистанционного образования через Интернет;

- обязательное использование балльно-рейтинговой системы оценки уровня учебных достижений для постоянного мониторинга учебного процесса.

При такой организации учебного процесса происходит переориентация процесса обучения на самостоятельную работу студентов. В рамках учебного процесса выделяются три взаимосвязанных вида учебной нагрузки, входящие в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

- традиционные формы аудиторной работы (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы);

- самостоятельная работа студентов;

- контактные часы, во время которых проводятся индивидуальные и коллективные консультации студентов по самостоятельным заданиям, а также оценивает результаты выполнения самостоятельных заданий.

При этом предполагается широкое использование электронных учебных материалов, печатных учебно-методических материалов, дистанционных форм обучения.

Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу студентов, при этом сокращается аудиторная работа как преподавателей, так и студентов. В настоящее время учитывается только аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава, и это не стимулирует качественное выполнение преподавателями учебно-методической, организационной деятельности, а также консультационной и контролирующей по самостоятельной работе студентов.

С введением такого рода нагрузки как контактные часы возникает вопрос: какова доля контактных часов в общей трудоемкости изучения дисциплины? С точки зрения расчета нагрузки преподавателя, контактные часы можно рассматривать как аудиторную работу, в которую входят индивидуальные и потоковые консультации, проведение и проверка контрольных работ, проверка самостоятельных заданий. Аудиторная нагрузка усложняется по содержанию. Для студентов контактные часы не являются обязательными аудиторными занятиями (кроме часов проведения контрольных работ), так как во время контактных часов происходят индивидуальные консультации с преподавателем.

Рассмотрим организацию учебного процесса на примере Казанского государственного университета [2].

По каждому изучаемому курсу кроме программы преподаватель разрабатывает календарно-тематический план. В [2] предлагается форма календарно-тематического плана, показанная в таблице 1.

Таблица 1

Календарно-тематический план






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.