Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоуровневая система высшего образования






В Берлине была поставлена задача: к 2005 г. начать введение двухуровневой системы. Было принято решение включить в систему высшего образования третий уровень – докторантуру и переименовать систему в трехуровневую (бакалавриат, магистратура, докторантура).

Единство системы высшего образования обеспечивается введением сходных периодов обучения и одинаковых названий. Первый цикл обучения – бакалавриат, должен длиться не менее 3-х лет. Степень бакалавра должна соответствовать европейскому рынку труда как степень достаточной квалификации. Степень бакалавра должна давать доступ (в смысле взаимопризнания дипломов) к программам второго цикла. Степени второго цикла должны давать доступ к обучению в докторантуре: т.е. бакалавр не может поступить в докторантуру, только через магистратуру.

В Берлине было признано, что научные исследования – это неотделимая часть высшего образования, поэтому докторский уровень включался как третий цикл высшего образования.

Распространенная в Российской Федерации степень специалиста не вписывается в болонскую систему, в некоторых европейских странах выпускников российских вузов не считают обладателями высшего образования, напротив, в Швеции наших специалистов приравнивают к магистрам.

Срок обучения в магистратуре определяется как один или два года. Существует такое явление как «интегрированный магистр». В обращении съезда европейских ректоров в Саламанке (2001 г.) говорится «При определенных обстоятельствах университет может принять решение об интегрированном учебном плане, который ведет непосредственно к степени магистра, т.е. студенты принимаются на 5 лет с вручением диплома «магистра», при этом уровень бакалавра выделяется, но не является выпускным».

Европейская и российская педагогическая общественность поднимает вопрос о введении двух разновидностей степени магистра: «магистр-исследователь», ориентированный на дальнейшую исследовательскую деятельность и «магистр по профессии», обладающий больше навыками и умениями в профессиональной деятельности. Тогда российская степень специалиста может быть заменена степенью «магистра по профессии» (модель 4+1).

Очень важный вопрос о допустимости смены направления подготовки после получения степени бакалавра. Но тут много нерешенных юридических и профессиональных вопросов.

Уровень магистратуры считается перспективным для обучения по программам мобильности в двух или нескольких университетах и получения совместного или двойного диплома.

Двойной диплом создает меньше юридических проблем, чем совместный.

Для третьего уровня – докторантуры, нерешенной проблемой является наличие в России двух ученых степеней: кандидата наук и доктора наук. Наиболее приемлемым будет назвать нашего кандидата наук доктором, против чего не возражают наши европейские коллеги. При таком варианте степень доктора наук могла бы быть российской национальной степенью с названием, например, «доктор Академических наук». Срок докторантуры – 3 года, после трех лет докторант перестает получать финансирование своей работы над диссертацией, защитить диссертацию можно по мере готовности.

Прорисовываются две совместимых с европейскими договоренностями модели российского высшего образования:

3+2+3 или 4+1+3 (указаны годы обучения на каждом цикле или на каждой ступени).

Первая модель доминирует в Западной Европе.

Третья модель, уже существующая в российских вузах – это модель

4+2+3 (указаны годы обучения на каждой ступени), не совсем подходит под европейские стандарты.

Последняя модель даст возможность выпускникам вузов со степенью магистра легче устроиться на работу в Европе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.