Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема социальной и профессиональной ответственности ученых. Кодексы профессиональных научных сообществ.






Сложившаяся в мировой науке (с 60-х годов) практика саморегуляции научной деятельности предполагает наличие в структуре конкретного научного коллектива этического комитета, функция которого - предварительная моральная экспертиза любых направлений исследований: психологического, социологического, информационно-технологического, биомедицинского, этнографического и т.д. При этом в расчет берутся нормы жизни и здоровья самих испытуемых, их права и достоинства. Помимо “внутреннего” институционально оформленного регулирования деятельности ученых самим научным сообществом, существует и “внешний” план регулирования, осуществляемый институтами современного общества и государства. Среди «горячих точек морального фронта», к которому причастна современная наука, нередко называют такую «биоэтическую проблему» как проблему эвтаназии. Не секрет, что она выходит за рамки привычных норм моральной компетенции и также нуждается в санкционировании (при своем разрешении) в общественным регламентом. Проблема смерти человека нередко оборачивается и своей другой стороной. Если естественные и технические науки развиваются более динамично и их результаты имеют более скорую применимость, а значит, “внешняя” регуляция здесь проявила себя как более результативная, то социогуманитарные науки с их спецификой (а значит, идейно-идеологической “срощенностью” с социальным организмом), еще не стали предметом этической экспертизы и оценки. Можно сказать, что часть гуманитарных наук несут в себе большой иделогической потенциал, т.е. служат орудием социальных преобразований. В силу субъективной ограниченности многих идеологий, попавшие под их пресс социальные и гуманитарные науки, сами неспособны прояснить характер негативных тенденций при реализации многих идеологических проектов в истории. Таким принципом в деятельности ученых ХХ, а тем более ХХI в., стал принцип ответственности. Согласно современному немецкому философу Х.Ленку, ответственность – это принцип, позволяющий интерпретировать многообразие ситуаций деятельности ученого в терминах его причастности к порождаемым ситуациям. Ответственность ученых может быть разграничена (в зависимости от масштаба самой деятельности и ее оценкой социальными институтами) на: 1) ответственность за действия, их последствия и результаты (ситуационно-деятельностная моральная ответственность); 2) компетентную и ролевую; 3) универсальноморальную (за общественнубю безопасность, здоровье и благополучие); 4) правовую (институциональную и корпоративную) ответственности.


 

Билет

7. Понятия: «познание», «истина», «научная картина мира». Научная картина мира и ее основные функции.

Познание – процесс, детерминированный с внешней стороны общественно-исторической практикой, а с внутренней стороны – самой потребности науки.

Объект познания – внешняя сторона действительности, часть объективной действительности, к-рая вовлекается в познавательный процесс.

Субъект познания – коллективный и индивидуальный, научное общество в целом.

Истина – полное адекватное отражение гносеологического образа с самой реальностью.

Научная картина мира (НКМ) – устоявшаяся система взглядов об общих св-вах и закономерностях объективного мира, и той части, к-рая вовлечена не только в процесс познания, но и в практическое применение.

Общенаучная картина мира – громоздское образование, к-рое включает в себя гипотезу большого мира или конца, теорию биогенеза или эволюцию живого, происхождение мира.

Частнонаучная картина мира – более цельные, устойчивые, внутренне внутренне непротиворечивые (механистическая, электромагнитная, тепловая, квантово-волновая).

Ядро НКМ – эмпирически выверенные точные научные опыты.

 

24. Наука второй половины ХХ – начала ХХI ст. Четвертая научная революция: общая характеристика и основные достижения.

Внедрившая в жизнь информационные технологии, является предвестником глобальной четвертой научной революции. Мы живем в расширяющейся Вселенной, сопровождающейся мощными взрывными процессами и выделением колоссального количества энергии, на всех уровнях происходят качествен­ные изменения материи. Учитывая совокупность открытий, которые были сделаны в конце XX в., можно говорить, что мы на пороге глобальной научной революции, которая приведет к глобальной перестройке всех знаний о Вселенной. Она связана с формированием постнеклассической рациональности, ее онтологических фундамент – открытие самоорганизующихся систем.

Особенности: 1) превращение синергетики в общенаучное парадигмальное знание; 2) переход от системного подхода к целостному. Его проявление отчетливо видно в 3-х аспектах: соединение мира субъекта познания с миром объекта познания (а не их противопоставление, как в классике Декарта), во влиянии субъекта познания на результат знания, а также в онтропном принципе – мировые константы по мнению некоторых ученых подобраны таким образом, чтобы на каком-то этапе эволюции вселенной могла появиться разумная форма жизни, со временем берущая на себя ответственность за выживание вселенной; 3) широкое распространение междисциплинарных научных комплексов; 4) методологический плюролизм научного знания - комбинирование рациональной методологии, а также широкое обращение к философии методологии, постижению ее теории; 5) широкая математизация науки (ЭВМ, компьютерное моделирование); 6) оформление концепции глобального эволюционизма; 7) ориентация науки на ценности и идеалы общественной жизни, общественный контроль за ее достижением.

 

37. Этическое измерение науки: понятие этики науки, научных норм и ценностей научной деятельности.

Ценности науки принято подразделять на две группы: «внутринаучные ценности» и «институциональные ценности». Первые имеют отношение к научному знанию, а вторые «являются ориентирами для деятельности по производству этого знания». «Совокупность институциональных ценностей науки представляет собой «этос» науки…

Этические нормы определяют, «что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Роль институциональных ценностей в научном сообществе может быть сведена к следующему: 1) регуляция деятельности, сопровождающей производство знания (сюда могут относиться такие аспекты как: этические нормы, касающиеся проведения исследований; этика взаимоотношений между представителями научного сообщества; этические моменты, связанные с донесением результатов научных исследований до различных групп общественности, а также с использованием результатов научных открытий); 2) фиксация тех принципов, которые являются основой самосознания науки, видения наукой самой себя, своего места и роли в социальном мире.

Любая деятельность имеет свою этику («кодекс чести» ученого). Этос науки отвечает требованиям: 1) универсализм (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных); 2) коллективизм (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества); 3) бескорыстие (ученый должен в своей Д. руководствоваться принципом поиска истинности); 4) критицизм (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам).


 

Билет

8. Понятие науки. Наука как социокультурный феномен: как познавательная деятельность и как социальный институт.

Наука – специфический вид высокопрофессионально деятельности, направленной на производство нового знания, его систематизацию, проверке и адаптации к практическим нуждам человека и общества.

Наука как познавательная деятельность - начиная с эпохи античности, где зародились ферменты знания математического, астрономического, физического. Второй этап в логике развития научного знания – новоевропейского опытного, математического естествознания - связан с «чтением книги природы». Третий сюжет принадлежит обществознанию, которое формируется в середине ХІХ века и связано с необходимостью оптимизации социальных процессов.

Наука как социальный институт - в этом качестве наука – продукт Новоевропейской культуры ХVI – XVIII веков. Ее влияние на общество возрастает пропорционально вкладу ученых в развитие объективных представлений о природе, обществе и человеке. Распространение просвещенческих идей создало предпосылки социального заказа ученым со стороны общества, которое стало нуждаться в более гарантированном и позитивном знании как двигателе социального прогресса.

 

25. Синергетика – естественнонаучная версия диалектики как всеобщей теории развития: синергетика как основа объяснения процессов саморазвития и самоорганизации открытых систем.

Синергетика — научное направление, изучающее процессы образования и коллективных взаимодействий объектов, происходящие в открытых системах в неравновесных условиях, сопровождающиеся интенсивным обменом веществом и энергией подсистем с системой и системы с окружающей средой, характеризуемые самопроизвольностью (отсутствием жесткой детерминации извне) поведения объектов и имеющие результатом упорядочение, самоорганизацию, уменьшение энтропии, также эволюцию систем.

Синергетика, основные положения которой были сформулированы Г. Хакеном, представляет собой эвристический метод исследования процессов самоорганизации систем различной природы. Синергетика возникла в ответ на кризис исчерпавшего себя стереотипного, линейного мышления, основными чертами которого являются: представление о хаосе как исключительно деструктивном начале мира; рассмотрение случайности как второстепенного, побочного фактора; мир считается независимым от флуктуаций нижележащих уровней бытия и космических влияний; взгляд на неравновесность и неустойчивость как на досадные неприятности, которые должны быть преодолены, т.к. играют негативную, разрушительную роль; процессы, происходящие в мире, являются предсказуемыми на неограниченно большие промежутки времени (лапласовский детерменизм); развитие линейно, поступательно, безальтернативно; мир связан жесткими причинно-следственными связями; причинные цепи носят линейный характер.

Основные концепции теории самоорганизации:

1. Самоорганизация характерна только для открытых систем, характеризуемых интенсивным обменом веществом и энергией между подсистемами и между системой и её окружением; 2. Самоорганизующиеся системы — нелинейные, т.е. они способны к самодействию. Самодействие приводит к тому, что малые воздействия на систему могут приводить к очень большим последствиям, а большие — к совершенно незначительным; 3. Самоорганизующиеся системы — неустойчивые; 4. Процесс самоорганизации характеризуется возрастанием порядка вследствие протекания процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия независимо взаимодействующих элементов среды; 5. Результатом самоорганизации становится возникновение объектов, более сложных в информационном смысле, чем элементы среды, из которых они возникают; 6. Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую ''погружена'' система; 7. Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности наряду с процессами противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними (прогресс), так и уступать им (регресс).

36. Общие закономерности развития науки: теоретизация и диалектизация; ускоренное развитие наук; свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.

Теоретизация как первая из названных тенденций означает повышение значимости фундаментальных наук. Подтверждением этому служит разработка концептов, совершенствование категориального аппарата, создание формализованных искусственных сред, абстрактных логических конструкций - неклассических логик: логик действия, временных логик, исчисления предикатов - и моделей. Диалектизация науки - означает широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития и ее коррелята - времени. Регулятивные принципы диалектической логики позволяют высветить предмет в процессе его возникновения и развития вплоть до перехода в «свое иное». Общепризнано, что история частных наук свидетельствует в пользу диалектического характера их саморазвертывания.

Ускоренное развитие науки. Данное положение нашло свою конкретизацию в момент зарождения новоевропейской науки и описывались такой математической зависимостью: развитие науки усиливается пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Эту зависимость можно охарактеризовать как экспотенциальный закон развития (т.е. перманентного ускорения темпов развития) научного знания. На эту закономерность обращал внимание академик Вернадский, подчеркивая, что «…ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления». Одна из важнейших причин «взрыва научного творчества» и ускорения развития науки, с точки зрения Вернадского в том, что в определенное время «скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу… Необходимо совпадение обоих явлений: и нарождение богато одаренных людей… и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий.

Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Наука по своей природе демократична, поскольку главным способом решения ее проблем является дискуссия, диалог. Учитывая, что диалог связан с обнаружением позиций сторон, разных точек зрения, подходов, данное обстоятельство предполагает процедуру внутринаучной критики, а при необходимости – и самокритики учеными своих убеждений.

Под критикой следует понимать способ духовной деятельности, главной задачей к-рого есть выяснение феномена во всем его объеме, его черт и характеристик, существования в этом феномене сильных и слабых сторон. Критика бывает двух видов: 1) полное голое отрицание всего и вся, что означает деструктивное отношение к объекту; 2) созидательный потенциал, не отметая всего того негатива, конструктивно-критический взгляд. Реальность надо видеть такой, какая она есть на самом деле.


Билет

9. Проблема классификации наук: критерии и типы классификации.

Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира.

Гуманитарные науки — это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа.

Технические науки — это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой " второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д.

 

26. Научные революции и смена типов научной рациональности: классика, неклассика, постнеклассика.

Глобальные научные революции не могут не оказывать влияния на изменение типов рациональности. Идея рациональности реализовывалась в истории человеческой культуры различным образом, представления о рациональности изменялись. Исторические типы научной рациональности: 1) Классический тип научной рациональности (тип рациональности XVII – XIX веков), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями; 2) Неклассический тип научной рациональности(конецXIX - первая половина ХХ века) учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире); 3) Постнеклассический тип (последняя четверть ХХ века) расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

35. Общие закономерности развития науки: преемственность в развитии научных знаний; дифференциация и интеграция наук; взаимодействие наук и их методов; углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего хода познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, гипотез, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. Каждая последующая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей с опорой на то, что было накоплено на предыдущем этапе. Успеха, как правило, добиваются те ученые, которые соединяют в себе два качества: 1) чувство нового, связанное с умением разглядеть новые эмпирические данные, требующие изменения устоявшихся теоретических представлений; 2) бережное уважительное отношение к наследию старого (“классическая механика - квантовая механика”). Только на путях преемственности может быть обеспечено подлинное развитие науки.

Традиции в науке – это знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся для использования в будущих научных исследованиях. Учитывая, что в науке имеет место многообразие традиций (европейская, британская, российская, украинская и т.п.), то перед учеными всегда встает непростая проблема выбора. Выбор в этом случае означает решение вопроса о том, что предпочесть и чем можно пренебречь. Новация (в самом широком смысле) – это все то, что возникло впервые, чего не было ранее. Характерный пример новаций – «сумасшедшие гипотезы», которые, по сути, и двигают науку (например, теория относительности или социальная синергетика).

Дифференциация и интеграция наук. Под дифференциацией понимают выделение новых направлений исследований в самостоятельные дисциплины. Интеграцией, в свою очередь, называется синтез знания, объединение ряда наук, близких по предметной области и сходных по методологической направленности. В результате образуется принципиально новая – «пограничная» - дисциплина, обладающая большим эвристическим потенциалом. Как известно, дифференция неразрывно связана с разделением научного труда и способствует углублению специализации среди ученых. Процесс интеграции - объединения, синтеза наук, их методов, приемов – приводит к стиранию граней между ними, в результате чего образуются новые предметные комплексы. Это характерно для современной науки (инженерная психология, социобиология, генная инженерия, социальная экология и т.д.).

Взаимодействие наук и их методов. Современный этап развития науки отличается все более тесным взаимопроникновением методов различных дисциплин. Данная закономерность указывает на взаимное обогащение наук методами и приемами исследования. Уже на заре науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала вторгаться и в другие, в том числе и гуманитарные науки. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению биологии живого вещества, сущность и специфика которых только этими методами не может быть раскрыта - для этого нужны и собственно биологические методы и приемы их изучения. Перенос методов одной науки на другую теоретическую сферу как правило сопровождается проблемами адаптации методологического инструментария к решению задач, связанных с принципиально иным предметом. В частности, такая проблема возникает при использовании количественных (математических) процедур в историческом, социальном познании, в исследовании экономических процессов. Неоднозначные оценки среди ученых получили попытки перенести достижения синергетики в области физической химии на социальную сферу, а также частотные методы в лингвистике и т.д. С другой стороны, наблюдаются случаи привлечения естественными науками ряда приемов и методов гуманитарного знания – «понимающей методологии», герменевтики - в геологии и космологии.

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. Сегодня как никогда ранее количественные методы исследований широко применяются практически во всех областях научного знания. Роль математики в развитии познания была осознана достаточно рано: в античности была создана геометрия Евклида, сформирована теорема Пифагора; у входа в знаменитую академию Платона был начертан девиз «Не геометр да не войдет». В Новое время Галилей писал о том, что «Книга Вселенной написана на языке математики». И.Кант считал, что в любом частном учении о природе, можно «науки столько, сколько в ней математики». Далекие от реальности математические абстракции позволили человеку проникнуть в самые глубокие горизонты реальности, разобраться в сложных и разнообразных процессах объективной действительности. В современной науке широкое распространение получили информационные технологии, которые заставили существенно пересмотреть представления о специфике научного труда. Вместо рутинных процедур подсчета и математического подтверждения выдвигаемых гипотезам, которые занимали большую часть времени, на первое место выходит сама формулировка новых идей, приобретающих в условиях компьютеризации особую ценность, а также разработка самих алгоритмов решения задач. Сегодня компьютеры активно используются для компьютерного моделирования, прогнозирования, создания виртуальных сценариев будущего и т.д. Эффективность применения математических и компьютерных методов зависит как от уровня развития самой науки, так и от совершенства математического аппарата, позволяющего количественно воспроизвести все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений. Чем сложнее данное явление, тем труднее оно поддается изучению количественными методами, точной математической обработке.


 

Билет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.