Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции науки и ее социальная роль.






Выделяют следующие основные функции науки: культурно-мировоззренческую (науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире); функцию непосредственной производительной силы (в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования); функцию социальной силы (она обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности).

Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы присущих ей традиционных функций. Среди них: гносеологическая функция; объяснительная функция; логико-методологическая функция; прогностическая функция.

Социальная роль науки. Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

 

18. Философия и наука Нового времени. Первая научная революция XVII в.: общая характеристика, исторические научные предпосылки.

Начиная с XVII в., в Западной Европе быстрыми темпами утверждается буржуазный способ производства. Для соответствующего данной эпохе типа философствования были характерны дальнейшее ослабление влияния религиозной идеологии; развитие экспериментально-математического естествознания; приоритет гносеологических проблем; попытки рационально объяснить устройство природы и социальный порядок. В эпоху Нового времени закладываются основы науки современного типа. В связи с тем, что именно наука становится приоритетной в духовной сфере, философия основное внимание уделяет методологии. Новоевропейскую философию условно можно разделить на три этапа (направления): 1) «раннее» Новое время (Стремление построить целостную картину мира, которая носила механистический характер. В теории познания выделяются две противоположных тенденции: эмпиризм (от греч. ε µπ ε ι ρ ί α – опыт), представители которого выводили знание из чувственного опыта, и рационализм (лат. rationalis – разумный, от ratio – разум), сторонники которого считали основным источником знания человеческий разум.); 2) эпоха Просвещения (представители которой были убеждены в том, что общественный прогресс есть результат развития науки и образования. Просветители усматривали причину отсталости в невежестве народа; по их мнению, средневековье есть «провал в истории», но будущее общество должно стать воплощением разума и культурности); 3) немецкая классическая философия (Общими моментами для классической философии являются стремление мыслителей к созданию целостных философских систем, критика обыденного мышления, возрождение интереса к идее развития, к диалектике. Человек в ней рассматривается как субъект активной познавательной и преобразующей деятельности).

Важное место на первом этапе развития новоевропейской философии принадлежит социально-философским концепциям Т.Гоббса и Дж.Локка, оспаривавшим у француза Ш.Монтескье авторство теории естественного права и общественного договора. Эта теория объясняла происхождение государства и гражданского общества добровольной передачей людьми части своих природных прав сюзерену, гарантирующему в обмен на это безопасность их жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.