Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.






Билет

Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.

Предмет философии науки. Современная философия науки представляет собой спектр теоретико-методологических программ, подходов и концепций, нацеленных на охват науки в её генетическом, социокультурном, структурно-морфологическом, институциональном, динамическом, функционально-прикладном, прогностическом и этико-аксиологическом аспектах. 1. Философия науки занимается исключительно выработанной общенаучной картины мира, которая основана на важнейших научных теориях и концептуально совместима с ними; 2. Философия науки есть дисциплина, связанная с выявлением предпосылок научного мышления, реконструкцией тех оснований, которые определяют выбор учёными своей проблематики; 3. Философия науки предстает в виде своеобразной анатомической области знания, которая занята анализом и уточнением внутреннего содержания всякой научной теории: от исходных принципов до эмпирических и прикладных моментов.

Проблемы философии науки. 1) проблема построения целостной научной картины мира;

- изучения динамических и статистических закономерностей; 2) анализа науки в ее связи с эмпирическими данными; 3) уяснения мировоззренческих и социокультурных факторов, сопровождающих развитие науки; 4) проблема критериев научности; 5) проблема этических норм и идеалов науки, а также ответственности ученых за последствия использования результатов своей деятельности.

Этапы развития философии науки. 1) Позитивизм (1830-егг. Франция, Великобритания), основоположник Огюст Конт. Представители У.Уэвелл, Дж.С.Милль, Г.Спенсер, Э.Ренан. «Наука сама себе философия», натурфилософская метафизика, истина добывается описательными методами. 2)Марксизм (1848г. Германия), основатель Карл Маркс. Наука рано или поздно с необходимостью превратится «в непосредственную производительную силу» и не в последнюю очередь потому, что она является особой областью духовного производства, всякий научный труд – всеобщий труд, предмет ФН – природа, социум, человек. 3) Баденская школа неокантианств а (вт.пол.19-пер.пол.20вв. Пруссия). Основоположник Вильгельм Дильтей. Представители Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерд. Ключевое понятие в построении науки – понятие жизни (как взаимодействие живых существ, относящихся в природе), наука движется от частного к общему, герменевтика – иск-во толкования. 4) Венский кружок (1922г. Кафедра философии в Венском ун-те). Основоположник Макс Шлиг. Представители Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Фриц Вайсман, Курер Гедель, Фриц Кауфман. Проблема объединения всех наук. Единство знаний достижимо на фундаменте логики. Выдвигали критерий проверки любых высказываний на объективно-научное содержание. 5) Школа критического рационализма (вт.пол.20в. Лондонская экономическая школа). Основатель Карл Поппер. Представители Имре Лакатос, Томас Кун, Пол Феерабенд. Рассматривали саму науку как целостное явление (единство теоретического и эмпирического пластов, требующих разносторонних исслед. подходов), что есть наука в современных условиях. Научная революция освобождает от старых представлений.

 

19. Зарождение и развитие классической науки: Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц – главные представители и творцы первой научной революции.

Галилей Галилео (15 февр. 1564 - 8 янв. 1642) - итальянский ученый, один из основоположников экспериментально-математического естествознания и механистического материализма. Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистического мировоззрения определяются, во-первых, его естественно–научными открытиями: доказательством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Куаанского, Бруно), установлением законов механического движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобождению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: «Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы». Филос. значение открытий Г. в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания - проблем познаваемости мира и соотношения чувства и рациональных моментов в процессе познания. Значение Г. в развитии материализма определяется также филос.-методологич. идеями. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч.мышления.

Исаак Ньютон (1643–1727) – выдающийся английский физик, астроном, математик и философ. С 1667 г. Ньютон преподавал в университете: сначала оптику, а затем, получив степень магистра, – физику и математику (кафедра натуральной философии). В 1687 г. вышла в свет его работа «математические начала натуральной философии», благодаря которой завершилась научная революция, начавшаяся в эпоху Возрождения: возникла классическая физика и на ее базе – новая картина мира (ньютоно-картезианская). Ньютон (параллельно с Лейбницем) создал интегральное и дифференциальное исчисление; совершил ряд открытий в оптике; созданная им теория – классическая механика – стала образцом для научных теорий Нового времени. В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц – корпускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (пространстве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Ньютон выступил против домыслов натурфилософов и метафизиков, изобретающих многочисленные сущности и силы для объяснения природы (и, в частности, против умозрительной теории вихрей Декарта). Ньютон считал, что на смену фантазиям и догадкам должен прийти строгий научный метод исследования природы, опирающийся на опыт.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — немецкий математик, физик, юрист, историк и философ. Лейбницу принадлежат значительные достижения в целом ряде наук: в математике он разработал дифференциальное и интегральное исчисление, в физике сформулировал закон сохранения силы, в геологии предложил эволюционистское учение о происхождение Земли и солнечной системы, в биологии разработал теорию эволюции (на механистической основе), написал ряд работ по истории и юриспруденции; является основоположником математической (символической) логики. В борьбе между рационализмом (Декарт, Спиноза) и сенсуализмом (Локк) Лейбниц занимает промежуточную позицию: отрицая врожденные идеи Декарта и тезис Локка о том, что душа новорожденного ребенка есть " чистая доска", Лейбниц утверждает наличие у человека врожденной способности к восприятию ряда важнейших идей (" Я", " тождество", " бытие" и т.п.). Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций – " центров сил", " духовных атомов", или " монад" (от греческого " monas" – " единица"), Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады являются простыми и неделимыми; поэтому они не могут быть протяженными и находиться в пространстве, ведь пространство бесконечно делимо; монады – это " метафизические точки". Они вечны и неуничтожимы, т.е. не могут возникать или погибать естественным путем: их существование зависит только от Бога.

 

42. «Научно-исследовательская программа» Имре Лакатоса.

Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма. Этот принцип является универсальным; однако «рациональный критицизм» не должен сводиться к требованию беспощадной фальсификации. Аномалии не должны побуждать ученых расправляться со своими теориями; рациональное поведение исследователя – идти вперед, не цепенея от отдельных неудач, если это движение обещает новые успехи.

У Лакатоса, сравниваются и оцениваются не две теории как у Поппера, а их серии, определяемые как исследовательская программа. Развитие науки – это «история рождения, жизни и гибели исследовательских программ».

Основной принцип Лакатоса - это соединение философии и истории науки. В связи с этим он формулирует важное положение: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа». Поэтому им разработана теория «научно-исследовательских программ».

Научно-исследовательская программа – это совокупность теорий, развивающихся на базе единых исследовательских и методологических принципов. Структурно включает в себя: 1) «жесткое ядро» - фундаментальные принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность; 2) «защитный пояс» - вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра». Защитный пояс должен приспосабливаться и переделываться под давлением новых фактов; 3) методологические принципы, определяющие перспективы применения данной программы – «положительная» и «отрицательная эвристика». «Отрицательная эвристика» – это ограничение в форме правил, позволяющих избегать ложных путей познания. «Отрицательная эвристика» определяет «твердое ядро» программы, считается «неопровержимым». «Позитивная эвристика» – это набор правил, позволяющих модифицировать программу так, чтобы сохранить её или улучшить. «Позитивная эвристика» складывается из доводов более или менее ясных, и предположений более или менее вероятных, направленных на изменение и развитие исследовательской программы.


 

Билет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.