Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иностранные транснациональные корпорации в РБ






 

В экономике Республики Беларусь присутствие иностранных ТНК стало реальностью. Они поставляют продукцию из-за рубежа, образуют совместные предприятия с белорусскими компаниями, организуют свои филиалы, производства.

Сегодня в Республике Беларусь функционируют две из ста крупнейших ТНК мира - «Coca-Cola» и «McDonalds», работают различные совместные и иностранные предприятия. Например, иностранное предприятие «Маерск Медикал» (совместное белорусско-датское предприятие) производит одноразовые шприцы и катетеры. Иностранное частное унитарное производственно-торговое предприятие «Сироб» акционерного общества «РЕСИФ» (со 100% иностранным капиталом) разрабатывает, производит и продает роботизированное оборудование, используемое на разных стадиях производства полупроводников. Совместное Белорусско-германское предприятие «Цейсс-БелОМО» в качестве важнейшей задачи видит дальнейшее освоение новых продуктов и технологий в области оптики, системах электронной визуализации и медицинской техники. Совместное предприятие «Бакко Бисов» является единственным производителем биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металло- и деревообработки на территории СНГ [20, с.50].

Количество совместных и иностранных предприятий в Республике Беларусь постоянно увеличивается.

Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий на территории Беларуси создано с Россией (1002), США (481), Германией (360), Польшей (329), Великобританией (247), Литвой (276) и Латвией (194). На протяжении последних лет число организаций с иностранными инвестициями постоянно растет. Также надо отметить, что на постсоветском пространстве Беларусь участвует в финансово-промышленных группах. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединяющих свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Развитие ФПГ в странах СНГ началось с создания ФПГ «Интернавигация», в состав которой вошли предприятия Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины. нтеграционные процессы России и Беларуси способствовали созданию российско-белорусских межгосударственных ФПГ. Зарегистрированы, например, такие группы, как «Межгосметиз», «Формат», «БелРусАвто», «ИнтерАгроИнвест», «Электронные технологии» и другие, а на территории Беларуси - ФПГ «Росуголь».

Также многие предприятия Беларуси участвуют в работе ФПГ, зарегистрированных в России. К их числу принадлежат «Нижегородские автомобили» («Автогидроусилитель» и ОАО «Батэ» г.Борисов), «АЭРОФИН» (Гос. предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа», гос. предприятие «Минскавиа», аэропорт «Гомельавиа», ЗАО «Авиакомпания Техавиасервис»), «Славянская бумага» (ОДО «Белорусские обои» г.Минск) и т.д. На базе предприятий «Азот», Минский тракторный завод, Гомсельмаш, МАЗ, БелАЗ и других, которые по характеру своей деятельности являются международными, возможно создание транснациональных корпораций, установление долгосрочных хозяйственных отношений с ТНК (например, через международную производственную кооперацию, создание совместных предприятий).

Также примером создания транснациональной производственно-инвестиционной модели экономических связей может служить организация Минским тракторным заводом (МТЗ) предприятий по сборке тракторов в европейской части России, в Украине, Польше, Египте, Пакистане (в настоящее время действует 10 предприятий в странах СНГ и более 12 - в странах дальнего зарубежья). МТЗ планирует создание сборочных предприятий в Турции, Вьетнаме, Бангладеш и других странах. Аналогичная деятельность осуществляется по созданию совместных предприятий МАЗом в Украине, Китае, Вьетнаме, Аргентине; БелАЗом - в Китае. В последние годы началась работа по организации на венесуэльской территории сборочных производств МАЗ, МТЗ, БелАЗ, проектированию и строительству жилищных районов и поселков, а сегодняшний день в Беларуси присутствует множество транснациональных компаний. В первой сотне крупнейших мировых корпораций фигурируют шесть концернов, имеющие дочерние компании на территории Беларуси. Прежде всего, это три страховые группы. Французская AXA, которая с недавних пор стала собственником 80% акций крупнейшей частной белорусской страховой компании «Би энд Би Иншуэренс. Ко», а также опосредованно (через российскую компанию «РЕСО-Гарантия») является акционером «Белросстраха», занимает в рейтинге 48-е место. Итальянская корпорация «Generali Group» имеет в Беларуси одноименную дочернюю компанию. А белорусский актив немецкого страхового концерна «Munich Re» представляет собой компания «Эрго» [20, с.52].

Российский Газпром, которому в Беларуси принадлежат напрямую и через другие компании трубопроводы, доли в нефтеперерабатывающих и кирпичных заводах, предприятия по производству бытовой техники, банк и даже журнал, занял в 2011 году 15-е место среди крупнейших международных компаний. На 71-м месте находится российский Лукойл, активы которого в Беларуси представляют собой одну из крупнейших сетей автозаправочных станций и совместное предприятие по производству присадок для моторных масел. На 178-м месте находится российская банковская корпорация «Сбербанк России», которая в 2009 году стала собственником контрольного пакета белорусского БПС-банка.

Белорусские мобильные операторы также не остались без ТНК. В частности, в оператора Life:) инвестировали турецкая компания «Turkcell» и шведская «TeliaSonera».

В таблице 3.1 приведен список крупнейших мировых компаний (по версии Forbes), которые сегодня присутствуют в Беларуси.

 

Таблица 3.1 − Список крупнейших ТНК, действующих в Республике Беларусь

№ в топ-2000 крупнейших мировых компаний Компания Страна Отрасль, в которой компания присутствует в Беларуси
  Газпром Россия Газовая, бытовая техника
  AXA Group Франция Страхование
  Лукойл Россия Нефтяная
  Generali Group Италия Страхование
  MunichRe Германия Страхование
  United Parcel Service США Экспресс-доставка
  British American Tobacco Великобритания Табачная
  Сбербанк Россия Банковская
  McDonald`s США Общепит
  TeliaSonera Швеция Телекоммуникации
  Henkel Group Германия Стройматериалы
  Deutsche Lufthansa Германия Авиауслуги
  Heineken Holding Нидерланды Пивная

Источник: собственная разработка автора на основе данных [3, с.48]

Таким образом, исходя из анализа первой сотни рейтинга, в белорусской экономике в равной степени присутствуют как российские, так и западные корпорации. При просмотре же топ-2000 транснациональных корпораций это равенство примерно сохраняется, хотя и небольшое преимущество имеют пока все же западные транснациональные корпорации. При этом надо отметить, что западные корпорации - это в основном компании Германии и Франции, хотя и присутствуют шведские, голландские, австрийские, датские и другие корпорации. Что касается отраслей, в которых в Беларуси присутствуют ТНК, то они также достаточно различны: от пивных и общепита до нефтяных и банковских.

3.2 Деятельность ТНК в Республике Беларусь на примере компании McDonald’s

 

Международным экспертам, составляющим отчеты по экономическому развитию Беларуси, следует обратить внимание на такой сегмент белорусской экономики, как ресторанный бизнес. По многим параметрам и именно с точки зрения западных бизнес-стандартов это самая «живая» в белорусской экономике отрасль, которая может придать административной гримасе нашей системы хоть какой-то цивилизационный вид.

Иностранный капитал в белорусском ресторанном бизнесе довольно разнообразен по своему происхождению: россияне, литовцы, ливанцы, болгары и другие. В Республике Беларусь действует достаточно много ресторанных бизнесов, и одним из самых крупных является американская корпорация McDonald’s.

Компания была основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдональдами, в 1948 году впервые в мире сформулировала принципы концепции «быстрого питания».

McDonald’s Corporation – это американская корпорация, которая до 2010 года являлась крупнейшей в мире сетью ресторанов быстрого питания. В 1999 году компания McDonald's лидировала на мировом рынке общественного питания за счет сильного брэнда и общего объема продаж в 35 млрд. долл. Из более чем 25 тыс. ресторанов McDonald's около 80% находились во франчайзинге у примерно 5000 владельцев во всем мире. За последние 10 лет объемы продаж компании увеличивались ежегодно в среднем на 8%, а коэффициент окупаемости ее акций составил 20%.

Ассортимент ресторанов включает гамбургеры, сэндвичи, картофель фри, десерты, напитки и т.п. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают пиво, однако в Беларуси рестораны «McDonald’s» являются полностью безолкогольными.

Макдоналдсу потребовалось 14 лет, чтобы сеть ресторанов распространилась и за океаном в таких странах как Япония, Германия, Англия, Франция, Австралия. На сегодняшний день в Австралии и в странах Европы насчитываются более 700 точек, а в Японии около 2500 точек ресторанов Макдоналдс.

Значимый этап в развитии белорусского общепита начался 1996 году, когда в Минске открылись три заведения американской сети McDonald’s. В Беларусь пришел fast-food, и Минторгу пришлось срочно вносить изменения в перечень характеристик типов предприятий общественного питания в Беларуси.

Сегодня в нашей стране работает 8 заведений сети McDonald’s – 7 в Минске и 1 в Витебске. К концу 2017 года планируется увеличить количество ресторанов до 16. Белорусская столица в настоящее время остается для компании приоритетом. Количество посетителей растет, и представители McDonald’s признаются, что в первую очередь хотели бы снизить нагрузку на Минск, а уже потом выходить в регионы.

Американская сеть остается самым успешным бизнес-проектом в белорусском общепите, и превзойти ее в ближайшее время никому не удастся. В 2014 году в каждый минский ресторан McDonald’s в среднем посетили 1, 3 млн. человек. В Европе этот показатель составляет 500 тыс.

Объем инвестиций компании «McDonald’s» в Беларусь превысил 26 млн долларов. С открытием каждого ресторана создается в среднем порядка 200 рабочих мест. В ближайшие десять лет корпорация планирует построить в Минске и во всех областных центрах 28 ресторанов фастфуда.

Сегодня, «McDonald’s» является лидером белорусского рынка быстрого питания. «McDonald’s» является одной из сильнейших компаний и продолжает усиливть свое присутствие. Многолетний успех «McDonald’s» на рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, корпорация «McDonald’s» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в нашей стране за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру.

В последнее время наметилось некоторое потепление отношений Беларуси и США. В Беларуси была заметна приостановка развития сети ресторанов, и это было связано с некоторыми политическими причинами. Преодолев данные трудности, можно смело заявить, что начнется бурное строительство не только в Минске, но и в регионах.

McDonald's разработала единые стандарты приготовления блюд, технологии оборудования, маркетинговых стратегий, программ подготовки персонала, организации обслуживания, методики выбора месторасположения заведений и системы поставок. Эти стандарты действуют во всех ресторанах компании в любой стране мира. В будущем корпорация видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого обслуживания и намерена превзойти конкурентов по качеству, уровню обслуживания, санитарному состоянию и потребительской ценности. Стратегическими приоритетами компании названы обеспечение стабильного роста, безукоризненное обслуживание клиентов, сохранение статуса эффективного и качественного производителя, повышение квалификации сотрудников на всех уровнях, организация обмена опытом между подразделениями в разных странах, постоянное совершенствование концепции быстрого питания, поощрение разработки новых блюд, инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях.

Можно сделать вывод о том, что для большего процветания компании «McDonald’s» стоит уделить подготовке квалифицированных кадров (выделить финансовые средства на прохождения курсов по повышению квалификации сотрудников). По возможности расширить свой ассортимент продукции, и сделать больше всяких акций в определенные дни. Поддерживать высокое качество своей продукции. Разработать стратегию для рекламной кампании. Необходимо ускорить и расширить производство для того, чтобы увеличить объем продукции.

Рассматривая деятельность ТНК в Республике Беларусь, надо сказать, что бояться прихода крупных международных компаний в страну не стоит. Во-первых, некоторые из них уже действуют на территории Беларуси - и это не привело к какой-то серьезной конкуренции и борьбе с местным бизнесом. Во-вторых, в стране пока еще не созданы условия, на которых корпорация обычно начинает проникать в национальную экономику. В-третьих, приход ТНК - это возможность для белорусского бизнеса научиться приемам ведения собственного дела по мировым методикам.

Таким образом, в третьей главе данной курсовой работы были выявлены особенности развития ТНК в Республике Беларусь. Была рассмотрена деятельность транснациональных корпораций в Республике Беларусь на примере компании «McDonald’s». Приведена общая характеристика деятельности данной компании.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.