Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие патологической физиологии (В.В. Пашутин и др.)






Патологическая физиология (лат. patos - " страдание") - наука, устанавливающая функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляющая общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний. Объектом изучения патологической физиологии является болезнь человека, а основным методом - научный эксперимент по моделированию болезни и изучению механизмов ее развития.

Патологическая физиология как самостоятельная наука возникла в XIX в. на основе патологической анатомии. Более ста лет назад это была одна наука. Разделение ее обусловлено тем, что только морфологического анализа для понимания динамики патологического процесса стало недостаточно.

Как самостоятельное направление науки в России патологическая физиология оформилась в XIX веке. Основоположниками патологической физиологии в России являются А. И. Полунин, А. Б. Фохт и В. В. Пашутин. В 1849 г. на медицинском факультете Московского университета была основана кафедра общей патологии, которую возглавил профессор Алексей Иванович Полунин. В научных исследованиях А. И. Полунин больше тяготел к патанатомии, так что чисто патофизиологическими вопросами кафедра стала заниматься при ученике и преемнике А. И. Полунина профессоре Александре Богдановиче Фохте (1848-1930), который в 1891 г. основал при кафедре Институт общей и экспериментальной патологии, в дальнейшем превратившийся в кафедру патологической физиологии медицинского факультета Московского университета. А. Б. Фохт российский и советский патолог, терапевт, один из основоположников экспериментальной кардиологии и клинико-экспериментального направления в патологии. Хотя его основные научные интересы лежали в области патофизиологии сердца, тем не менее он занимался и другими вопросами. В частности, первым из русских ученых он обратил внимание на необходимость экспериментального изучения деятельности желез внутренней секреции.

Крупнейшим отечественным патофизиологом является ученик И. М. Сеченова профессор Виктор Васильевич Пашутин (1845-1901). В 1874 г. в Казани он возглавил кафедру общей патологии Казанского университета, придав ее деятельности патофизиологическую направленность, а в дальнейшего руководил кафедрой общей и экспериментальной патологии Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В. В. Пашутин первым внедрил в медицину термин «патологическая физиология» и фактически основал ее как науку. Придавая большое значение общетеоретическим и методологическим вопросам, являясь автором фундаментальных научных трудов в области патологической физиологии, В. В. Пашутин считал патологическую физиологию «философией медицины». Он доказал авитаминозную природу цинги (явившись таким образом основоположником учения об авитаминозах), создал учение о кислородном голодании тканей (гипоксии); его классические опыты по изучению голодания до сих пор являются основой для исследования этого состояния. Первым обратил внимание на патологические отложения гликогена в тканях и ввёл понятие углеводного перерождения. В 1878 г. спроектировал противочумный герметический костюм, снабжённый приспособлениями для фильтрации воздуха и вентиляции. Он занимался изучением пищеварения, функций эндокринных желез. Перу В. В. Пашутина принадлежат первые руководства по общей и экспериментальной патологии для студентов.Им было написано первое руководство по общей патологии, где большое внимание уделялось вопросам обмена веществ в здоровом и больном организме. На кафедре в крупных масштабах было проведено исследование по голоданию. Впервые в мире внедрил экспериментальный метод исследования - прямой калориметрии.

Третья патофизиологическая школа сформировалась на Украине. Ее возглавил В. В. Подвысоцкий (1857-1913), канцерогенеза, инфекционной патологии и эпидемиологии. В лаборатории В. В. Подвысоцкого работали два будущих президента Академии наук УССР - микробиолог Д. К. Заболотный и патофизиолог А. А. Богомолец. Здесь впервые была получена живая холерная вакцина. А. А. Богомолец в 29 лет стал профессором Саратовского университета в 1911 г. Со своими учениками внес большой вклад в различные области патологической физиологии, но больше всего усилий А. А. Богомолец приложил к изучению физиологической системы соединительной ткани. Патологическая физиология как самостоятельная наука, впервые возникнув в России, успешно развивалась в СССР. Самостоятельные кафедры работают ныне во всех медицинских вузах.

5.8. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной науки о физическом воспитании.

П.Ф. Лестгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.
Лесгафт окончил академию и остался и он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии. В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, активного поборника женского медицинского образования, борца за справедливость. Идея всестороннего изучения человеческой личности все больше увлекала П. Ф. Лесгафта. Он приступил к сбору материалов для новой обширной работы «Задачи антропологии и методы ее изучения»,
По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран.

В практическом плане ему удалось добиться лишь организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла.
Консервативная администрация и профессура недолюбливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных поисков. Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. По словам Лесгафта, вся его жизнь была отдана студенческой молодежи.

В 1893 г. после очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью. Эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяризации своей системы физического образования. Через созданные им и его учениками Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений. Так, в 1896 г. Лесгафтом были организованы курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, которые представляли собой частное высшее учебное заведение. Это было первое в России и в мире высшее женское учебное заведение, готовившее специалистов по физическому воспитанию. Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.

5.9. Организация и деятельность Института экспериментальной медицины.
Институт экспериментальной медицины (полное название — НИИЭМ СЗО РАМН) — научно-исследовательский институт Северо-Западного отделения РАМН в Санкт-Петербурге.

8 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России научно-исследовательский медико-биологический центр — Императорский Институт экспериментальной медицины (ИЭМ). Основателем и попечителем института был принц А. П. Ольденбургский, который пригласил в ИЭМ лучших специалистов того времени. По этой причине в периодической печати до марта 1917 г. ИЭМ часто называли «Институт принца А. П. Ольденбургского». ИЭМ был создан как «высшее научное медицинское учреждение академического типа», с основной задачей — производить «практическое применение способов борьбы с заболеваниями и последствиями оных».

Труды многих ученых, работавших в его стенах, обогатили мировую и отечественную науку, ряд структурных подразделений ИЭМа дал жизнь новым научно-исследовательскимьинститутам. Так, на базе Биологической станции в с. Колтуши был организован Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности, переросли в самостоятельные институты отделы вакцин и сывороток, эксперимен-тальной биологии, вирусологии. Первоначально в составе ИЭМа было шесть отделов: физиологический, химический, патологической анатомии, общей бактериологии, эпизоотологии и сифилидологии (вскоре преобразованный в отдел общей патологии), — а также практическое прививочное отделение. К началу первой мировой войны их число увеличилось за счет гигиенического отдела, специальной " чумной" лаборатории и клиники кожных болезней.

К лету 1891 г. специалисты института организовали отделы: физиологии (И. П. Павлов), химии (М. В. Ненцкий), бактериологии (С. Н. Виноградский), патологической анатомии (Н. В. Усков), сифилидологии (Э. Ф. Шперк) и эпизоотологии (К. Я. Гельман). В состав института вошла петербургская пастеровская станция (В. А. Краюшкин), основанная в 1886 г. А. П. Ольденбургским.

В 1892 г. вышел в свет первый номер журнала ИЭМа «Архив биологических наук».

В 1904 г. за классические работы в стенах института по физиологии пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию, в 1913 г. став почётным директором института.

В 1918—1931 гг. ИЭМ расширил сферу научных исследований и стал называться Государственным институтом экспериментальной медицины — ГИЭМ.

В 1932 году ГИЭМ был реорганизован во Всесоюзный институт экспериментальной медицины — ВИЭМ.

В 1934 г. было принято решение о переводе ВИЭМ в Москву с сохранением в Ленинграде его филиала (ЛФ)[1][2].

Ныне — Учреждение Российской академии медицинских наук «Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины Северо-Западного отделения РАМН» (НИИЭМ СЗО РАМН).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.