Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад выдающихся врачей России в медицинскую науку (Ф.П. Гааз. Ф.И. Иноземцев).






Федор Иванович Иноземцев (1802—1869) был фигурой исключительно самобытной и популярной, можно сказать, легендарной. Он был хирургом консервативного направления и старался оперировать как можно реже, а не как можно чаще. Он был прежде всего врач, а не хирург или ученый, выше всего ставил не интересы науки, а интересы больного. И все-таки у хирурга-консерватора Ф.И. Иноземцева есть серьезнейшая заслуга - в отечественной хирургии он стал пионером применения наркоза. Он пропагандировал использование обезболивания при операциях и изучение действия эфирного наркоза на организм. 1 февраля 1847 г. Ф.И. Иноземцев первым в России применил эфирный наркоз при операции удаления раковой опухоли грудной железы и в течение четырех ближайших месяцев провел под эфирным наркозом 42 операции.

Понятен поэтому и его особый интерес к более безопасным для больного терапевтическим методам лечения. Среди его научных публикаций, а также докладов в Обществе русских врачей в Москве преобладает не хирургическая, а терапевтическая и инфекционная (бешенство, холера) тематика.

В числе его основных заслуг фигурирует введенное им — впервые в Московском университете — преподавание хирургической анатомии. Все его современники сходятся в том, что Иноземцев был блестящим педагогом — лектором, воспитателем, реформатором образования. Он покорял эрудицией, страстным и постоянным стремлением воспитать не только врача с развитым клиническим мышлением, но и врача — гражданина, нравственную личность

Исключительно важна роль Иноземцева как одного из инициаторов и активного участника реформы клинического преподавания на медицинских факультетах российских университетов, проведенной в 1840—1860 гг. «Сердцевина» этой реформы — введение этапности клинического преподавания, то есть такой системы обучения, когда студенты последовательно проходят три этапа клинического обучения: изучение семиотики и диагностики в «приуготовительных» (пропедевтических) клиниках. Иноземцев одним из первых (если не самым первым) в России начал в соответствии со своей программой читать студентам прикладную, или так называемую, хирургическую анатомию (в современной терминологии - топографическую анатомию). Он немало сделал для совершенствования преподавания хирургии. Важным было его мнение об организации факультетских и госпитальных клиник (хирургических и терапевтических), причем госпитальные клиники следовало, по его мнению, располагать в городских больницах.

Федор Петрович Гааз (1780-1853), выдающийся врач-гуманист первой половины XIX столетия, получил известность своей многолетней филантропической деятельностью в Москве. С именем доктора Ф.П. Гааза неразрывно связано развитие в XIX столетии деонтологии — науки, изучающей этические нормы и принципы поведения врача, а также определенные обязанности по отношению к больному. Жизнь и деятельность этого выдающегося врача-гуманиста представляют замечательный пример высокой нравственности в выполнении своих профессиональных обязанностей и подлинного благородства в служении больным и страждущим людям.

Он внес свой вклад и в медицинскую науку, был оригинальным ученым, вошедшим в число основоположников ряда новых научных направлений. Гааз сыграл также важную роль в организации медицинской помощи населению Москвы. Актуальным является всестороннее исследование практической и научной деятельности Ф.П.Гааза, сформировавших его как видного ученого -медика и опытного врача-практика.

Изучение жизни и деятельности доктора Гааза, его вклада в развитие отечественной медицинской науки и практики, в особенности - медицинской деонтологии, важно в связи с необходимостью в настоящее время совершенствовать профессиональную деятельность врачей и среднего медицинского персонала, повышать качество медицинской помощи населению. Обращение к наследию Ф.П.Гааза приобретает особое значение сегодня - время прогресса медицинской науки и практики, технизации медицины и внедрения новых технологий, а также изменений в высшем и среднем медицинском образовании.

Систематическое преподавание акушерства в Московском университете было начато в 1790 г. Вильгельмом Михайловичем Рихтером. С 1801 по 1807 г. В.М.Рихтер был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Открытие факультетских клиник Московского университета на Рожде­ственке в 1846 г. знаменовало собой важный этап в жизни медицинского факультета. Отныне клинический метод преподавания стал основой всего учебного процесса. В результате этого медицинский факультет Московского университета встал в один ряд с лучшими медицинскими учебными заведе­ниями Европы и появилась возможность подготовки большого числа хоро­шо обученных врачей, столь необходимых России.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.