Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание общин сестер милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньевской и др.).






С основанием Общества попечения о раненых и больных в 1867 г. был сразу поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать квалифицированную помощь не только больным и сиротам, но и участникам военных конфликтов, в т.ч. непосредственно на театре военных действий.

Община сестер милосердия св. Георгия стала первой в Петербурге общиной сестер милосердия, созданной в ведении Российского общества Красного Креста, равно как и первой сестринской общиной, основанной в мирное время именно для попечения о раненых и больных воинах.

Главной задачей Общины было «создание кадра образцовой сестры милосердия», которая была в случае войны способна облегчить страдания раненых на поле битвы, а в мирное время противостояла бы бедствиям в виде жалких условий гигиенических условий быта, ежедневных болезней и эпидемий. Помощь нуждающимся понималась как разностороннее благотворительное социальное служение. Община, таким образом, взяла на себя роль посредника во взаимодействии имущих и неимущих классов. Свою деятельность Община начала среди беднейшего населения Петербургской и Выборгской сторон столицы.

Выполнение этой задачи предполагало продуманную подготовку сестер как в теоретическом, так и - прежде всего - в практическом плане. Именно поэтому при Общине сразу же занялись устройством больнички на 10 коек с аптекой, где бедным больным предоставлялись бесплатные лекарства. Помимо стационара действовал и амбулаторный прием приходящих больных, большинство из которых составляли рабочие предприятий Петроградской и Выборгской стороны. Кроме того, в 1873 г. было открыто отделение для призрения сирот и детей, родители которых проходили стационарное лечение в больнице Общины.

При Общине была открыта школа фельдшериц с 3-летним курсом обучения (устав утвержден в 1877 г.), давшая стране немало грамотных представителей среднего медперсонала. Георгиевская община стала и «кузницей» кадров стоматологических сестер - для работы на особо выделенном зубоврачебном приеме. С первых же лет деятельности Общины ее сестры стали служить и в военных и гражданских лечебных заведениях Петербурга. Важную роль сыграли сестры милосердия, в т.ч. и Георгиевской общины, в ликвидациях эпидемий и последствий неурожая.

Александровская община сестёр милосердия «Утоли моя печали» создана в 1866 княгини Н.Б. Шаховской. В 1868 объединена с московским Дамским комитетом Общества попечения о больных и раненых воинах (преобразовано впоследствии в Общество Красного Креста). В 1872 на пожертвования Богатырёва, Баевых и Третьяковых для общины было куплено здание в Лефортове (рядом с военным госпиталем), в котором в 1873 открылись отделение для Сиротского приюта на 500 мест и больница на 200 коек. В 1874 на Госпитальной площади был построен отдельный трёхэтажный больничный корпус для неизлечимых больных. В 1881 император Александр II взял общину под личное покровительство, после чего она получила название Александровской. В 1896 община открыла богадельню для престарелых бедных женщин. При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России.

Учредительницей и покровительницей Покровской общины стала великая княгиня Александра Петровна. Для строительства зданий Общины был отведен обширный участок Смоленского поля по Большому проспекту Васильевского острова, отдаленной окраины столицы, где жили беднейшие петербургские мастеровые и рабочие. В первых деревянных зданиях расположились детский приют, приют для грудных детей и отделение сестер милосердия.

Больница предназначалась для приходящих больных с хирургическими болезнями. Больница имела первоначально 20 кроватей для детей и 10 – для взрослых. Здесь они бесплатно получали врачебную помощь, а также необходимые медикаменты из аптеки Общины. Эта лечебница была принята «местными жителями с необыкновенной благодарностью и полным, слепым доверием к подававшим советы врачам». Все операции производились врачами с помощью ассистирующих дежурных сестер. Операционному делу они обучались практически. Приют для грудных детей вмещал до 15 младенцев-сирот «или таковых, которые не могли быть вскармливаемы матерями по причине отсутствия молока или же других трудных болезней». Каждый из них имел отдельную кормилицу, нанимаемую за жалование, и получал прививку от оспы. Большинство детей возвращалось после вскармливания родителям, но некоторых оставляли в детском приюте для дальнейшего воспитания.

Успешно прошедшие испытательный срок испытуемые посвящались в звание сестры милосердия. Посвящение совершалось церковным благословением во время богослужения. Они давали присягу, текст которой в основном был общим для всех других первых общин сестер милосердия и восходил к церковному обещанию сердобольных вдов. Под покровительством Общины находился располагавшийся поблизости бесплатный родильный дом.

Таким образом, Покровская община сохранила свою специфику: в ней сестры милосердия занимались не только медицинским делом, но и воспитанием детей. Число ее воспитанников увеличилось, обязанности сестер усложнились, и среди них, о чем можно косвенно судить, сложилась определенная специализация: больничные сестры, сестры в лечебнице и аптеке, воспитательницы.

Евгеньевская община сестер милосердия была образована при Санкт-Петербургском комитете попечения с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Августейшее покровительство Общине приняла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

При Евгеньевской общине в Петербурге с 1896 г. действовало издательство с целью привлечения дополнительных средств, для содержания больничных учреждений и курсов сестер милосердия общины св. Евгении. Основной продукцией издательства были художественные почтовые открытки. Больница при Общине сестер милосердия Красного Креста была основана по инициативе принцессы Ольденбургской.

Первоначально она представляла собой терапевтический, хирургический павильоны и амбулаторной лечебницы для малоимущих. В декабре 1900 г. был открыт третий больничный павильон имени государыни императрицы Александры Федоровны с двумя отделениями: гинекологическим и женским терапевтическим. Сестры милосердия общины участвовали в военных действиях в Русско-японскую войну, Балканскую войну и Первую мировую войну.

В Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия детей. В Псковской губернии возникает община сельских сестер милосердия, Крестовоздвиженская община, в Петербурге в самом начале Крымской войны. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненным на поле боя. От этой общины берет свое начало Российское Общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году. Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины 19 столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, а также оказывали помощь раненым.
В 1863 году был издан указ военного министра Д. А. Милютина о введении, по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России.

5.7. Развитие физиологии: деятельность Д.М. Велланского, И.Т. Глебова, А.М. Филомафитского, И.Е. Дядьковского.

Велланский Данила Михайлович (1774-1847) – рус. ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский понимает как «изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны».

Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисленные натурфилософские сочинения оказали влияние на развитие русской идеалистической философии. Основные произведения: «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира», 1836.

Глебов, Иван Тимофеевич (1806—1884) — оказал значительное влияние на развитие русской медицинской науки и образование русских ученых и профессоров. Первоначальное воспитание получил в Рязанской духовной семинарии, а затем в Московской медико-хирургической академии. В Московской медико-хирургической академии был адъюнкт-профессором анатомии и физиологии, а некоторое время — патологии и терапии. По закрытии академии занял в Моск. университете на медиц. факульт. кафедру зоологии, а на естественном — кафедру сравн. анатомии и физиологии. В 1857 г. назначен вице-президентом Санкт-петербургской медико-хирургической академии; был ближайшим сотрудником Дубовицкого в эпоху выдающихся реформ в академии и расцвета русской медицинской науки. С его именем связано учреждение при Военно-медицинской академии клинического института врачей, оставляемых при Академии и отправляемых за границу для научного усовершенствования и приготовления к профессорской деятельности. По поводу юбилея врачами Клинического института Академии был издан " Глебовский Сборник", заключающий в себе ряд научных статей, посвященных авторами юбиляру. Как ученый, Г. известен статьями по физиологии (" Физиология аппетита или голода").

Филомафитский Алексей Матвеевич (1807-1849 гг.) - выдающийся отечественный физиолог, основоположник московской физиологической школы. В 1824 г. после окончания ярославской духовной семинарии поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Окончив курс с получением званием лекаря в 1828 г., он, «по выдержании экзамена в Императорской академии наук», в том же году поступил в «профессорский институт» при Дерптском университете для подготовки к профессорской деятельности по физиологии (1828-1833 гг.).

Пройдя этот длительный путь научной подготовки, Филомафитский в 1835 г. зачисляется в состав преподавателей Московского университета, став преемником профессора Е.О. Мухина (1766-1850) по курсу физиологии. С 1837 г. читал, в звании ординарного профессора, помимо физиологии, сравнительную анатомию и общую патологию.

С именем А. М. Филомафитского связан важнейший период развития московской физиологической школы. К началу его деятельности происходит важный процесс выделения физиологии в самостоятельный предмет преподавания из общего комплекса анатомии, патологии, терапии, судебной медицины и т.п. Физиология вводится в университете как курс «Физиология и сравнительная анатомия» во 2-м (физико-математическом) отделении философского факультета, а на медицинском факультете - как курс «Физиология здорового человека».

Иустин Евдокимович Дядьковский (1784— 1841) русский терапевт и философ-материалист. В 1812 окончил Московскую медико-хирургическую академию. Член Центральной комиссии по борьбе с холерой. Профессор внутренних болезней Московского университета. Д. признавал материальность мира, единым началом считал материю, которая вечна. Свойство материи реагировать на внешние воздействия, по Д., — основа восприятия (ощущения, мышления). Отвергал господствовавшее тогда в медицине представление о «жизненной силе», «жизненном духе», считал, что мозг является средоточием всех жизненных функций организма. С материалистических позиций рассматривал вопросы наследственности, подчёркивая влияние внешней среды. Болезнь Д. рассматривал как процесс, охватывающий весь организм, её сущность — качественное и количественное изменения материального субстрата организма.

Предложил классификацию болезней, в основу которой положил состояние нервной системы, придавая ей большое значение в развитии патологических процессов. Его идеи о ведущей роли нервной системы в жизни организма повлияли на формирования научных взглядов И. М. Сеченова и С. П. Боткина. Разрабатывал методы расспроса и обследования больного, способы рациональной диагностики и терапии; различал лечение «предохранительное» (т. е. профилактическое) и «восстановительное», указывал на целебную силу климатической и курортной терапии.

5.8. Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания. М.Я. Мудров–основоположник клинической медицины в России.

Обогатила медицинскую науку деятельность профессора, декана медицинского факультета Московского университета М.Я.Мудрова (1772-1831). Он впервые в России внедряет во врачебную практику перкуссию и аускультацию, подробное ведение истории болезни, разрабатывает этические нормы врача.

Особенностью подхода М. Я. Мудрова к работе с пациентом было то, что он рассматривал больного в неразрывной связи с окружающей средой, а именно с теми факторами, которые являются источниками и пособниками заболеваний. Для выявления таких факторов он тщательно опрашивал своих пациентов, выясняя все детали их жизни. Сбор анамнеза путем расспроса - это метод врачебного исследования, введенный в практику именно М. Я. Мудровым. Позднее в клинике факультетской терапии медицинского факультета Московского университета Г. А. Захарьин довел до совершенства схему сбора анамнеза, поэтому не случайно в Западной Европе стали говорить о русском методе расспроса больного.

Другое нововведение М. Я. Мудрова - план написания истории болезни. Истории болезней велись и до М. Я. Мудрова, однако им придавалось крайне малое значение, и там отсутствовал важнейший раздел - анамнез. Матвей Яковлевич к историям болезней относился очень серьезно, заводил их на каждого больного, хранил, за свою практику собрал более 20 тыс. историй и считал этот фонд бесценной частью своей библиотеки. Он советовал вести историю болезни так: "...писать все, писать в порядке, писать ежедневно и ежедневно проверять ход болезни с лечением... История болезни должна иметь вид точного повествования, в ней подлежат описанию лишь достоверные факты".

Схемой М. Я. Мудрова вот уже 200 лет пользуются многие поколения врачей. Все, что предложено им, осталось, усовершенствовано его учениками, добавились лишь как следствие научно-технического прогресса разделы " план обследования" и " результаты лабораторных и инструментальных исследований". Матвей Яковлевич являлся сторонником индивидуального подхода к лечению, Весьма охотно он применял физиотерапию: водолечение, физические упражнения. Важное место отводил искусству психотерапии, и взгляды его соответствуют современным представлениям. По мнению Матвея Яковлевича, внешний облик врача, умелое поведение у постели больного, умное слово способны исцелять.

Помимо лечебного дела, М. Я. Мудров развивал профилактическое направление в медицине. Идея предупреждения болезней путем уменьшения вредных воздействий внешней среды получила наиболее полное развитие в трудах по военной гигиене. Его первый труд по военной медицине " Принципы военной патологии, касающиеся огнестрельных ранений и ампутаций конечностей на поле сражения, или о последствиях лечения, развертываемого у постелей раненых". М. Я. Мудров по праву считается основоположником самобытной русской медицины, которая получила дальнейшее свое развитие в работах таких ученых, как А. Г. Захарьин, С. П. Боткин, А. А. Остроумов.

Своими лекциями он заложил основы военно-медицинской подготовки в России. М. Я. Мудров рассказывал о медицинском обеспечении армии, об управлении госпиталями, принципах эвакуации раненых, о наиболее часто совершаемых в военное время операциях и наиболее частых болезнях, учил студентов накладывать простые удобные повязки. " Слово о пользе и предметах военной гигиены" переиздавалось трижды и длительное время служило руководством и для студентов, и для врачей.

М. Я. Мудров представляет собой целую эпоху усовершенствования медицинских наук в России и особливо в Московском университете. Смело можно сказать, что ученики М. Я. Мудрова составляют особое поколение врачей в России, врачей и образованных и просвещенных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.