Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и элементы мировой валютной системы.




Мировая валютная система- форма орг-ции валютных отношений в рамках мирового хоз-ва, закрепленная межгос-ыми и м/народными договоренностями.

М/народные валютные отношения - совокупность общественных отношений, склад-ющихся при функц-нии валюты в мировом хоз-ве и обслуж-ющих взаимный обмен результатами деят-ти национальных хоз-в.

Обязательные условия мировой валютной системы: 1)механизм установления и поддержания валютных курсов; 2)условие конвертируемости валют; 3)режим работы валютных и золотых рынков; 4)м/народные платежные ср-ва; 5)порядок балансирования м/народных платежей; 6)права и обязанности межгос-ных институтов, регулирующих валютные отношения.

Основные элементы: 1. Мировой денежный товар; 2. М/народные ликвидные активы; 3. Валютный курс; 4. Валютный (форексный) рынок; 5. М/народные валютно-финансовые орг-ции; 6. Межгос-нные договоренности.

1.Мировой денежный товар принимается каждой страной в кач-ве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает м/народные отношения. Первым м/народным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав. В наст время в этом качестве распространены СДР (специальные права заимствования: это коллективная расчетная единица, эмитированная М/народнымВФ для стран-участниц в качестве специальной м/народной валюты для расчетов между гос-ми. Имеют безналичную форму в виде записей на банковских счетах).

2.М/народные ликвидные активы – валютные активы, кот-ые могут быть использованы банками, компаниями и гос-вами для погашения м/народных долговых обязательств и представляющие собой резервы м/народных платежных ср-в, к кот-ым в наст время относятся валюты ведущих промышленно развитых стран.

3.Валютный курс- ст-ть денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны или м/народных валютных единицах.

4.Валютный рынок – рынок, на кот-ом осуществляются операции по покупке или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.

5.М/народные валютно-фин-вые орг-ции- орг-ции, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в сфере м/народных фин-сов.

6.Межгосударственные договоренности — соглашения, заключенные двумя или несколькими суверенными государствами на определенный срок или навечно.

 

 

7. Международный кредит: сущность, функции, виды. Международный кредитный рейтинг.

М/народный кредит - кредит, предоставляемый гос-вами, банками, фирмами, другими юр или физ лицами одних стран правительству, банкам, фирмам других стран. Это движение ссудного капитала, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты %.



Сущность м/народного кредита проявляется через его функции.

Функции м/народного кредита:

1) Перераспределения: Перевод временно-свободных фин-вых ресурсов из одних сфер хоз деят-ти в другие, обеспечивающие высокую прибыль.

2) Экономия издержек обращения: Ликвидация временного разрыва м/у поступлением и расходованием ден ср-в субъектов хозяйствования, кот-ые испытывают недостаток фин-вых ресурсов.

3) Ускорение концентрации капитала: М/народный кредит позволяет существенно расширить масштаб произв-ва, обеспечивая дополнительную массу прибыли.

4) Обслуживание товарооборота: Кредит активно воздействует на ускорение товарного и денежного обращения, вытесняя из него наличные деньги.

5) Ускорение научно-технического прогресса: Финансирование деят-ти научно-технических орг-ций.

Роль кредита в развитии произв-ва: положительная (обеспечивает непрерывность воспроизв-ва и его расширение, углубление м/народного разделения труда) и отрицательная (усиливает диспропорции общественного воспроизв-ва, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные ср-ва).

Виды м/народного кредита

1.По срокам: краткоср. - до 1 года; среднеср. - от 1 года до 10 лет; долгоср. - свыше 10 лет.

2.По источникам: внутренние; иностранные; смешанные; кредитование внешней торговли.

3.По назначению: коммерческие кредиты (обслуживающий м/народную торговлю); фин-вые кредиты (используются для приобретения цен бумаг, погашение внешнего долга); промежуточные кредиты(предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, Т и У).



4.По валюте займа: предоставляемые в валюте страны-должника или страны кредитора; предоставляемые в валюте третьей страны (доллар США и евро).

5.По обеспечению: обеспеченные (товарами, коммерческими док-тами); необеспеченные (бланковые).

6.По видам: товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа); валютные.

7.В зависимости от кредитора:

А) частные – форма коммерч кредита, предоставляется экспортером одной страны импортеру другой страны в форме отсрочки платежа за товар.

Б) банковские – предоставляются экспортерами и импортерами под залог материально-товарных ценностей.

В) брокерский – предоставляется банком или фин-вой компанией на покупку цен бумаг.

Г) правительственные (гос займы) – предоставляются правительствам стран на основании межправительственных соглашений.

А также:

Ролловерные - средне- или долгосрочный кредит, предоставляемый по плавающей ставке, фиксируемой через равные промежутки времени (3-6 месяцев).

Вексельный - экспортер, заключив соглашение о продаже товара, выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, кот-ый, получив коммерч документы, акцептирует его, т. е. дает согласие на оплату в указанные на нем сроки.

Акцептно-рамбурсный кредит - основан на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны в переводе суммы векселя импортером банку-акцептанту. Условия этого вида кредита - лимит, сроки, %ная ставка, порядок оформления, использ-ния и погашения, определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Обеспеченность кредита обусловливается реализацией товара.

Кредит покупателю - банк экспортера непосредственно кредитует иностранного покупателя, т.е. фирмы страны-импортера и их банки. Тем самым импортер приобретает необходимые товары с оплатой счетов поставщика за счет ср-в кредитора с отнесением зад-сти на покупателя или его банк.

Кредит.рейтинг – инструмент, кот-ый отражает комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязат-в на весь срок погашения долга или период обращения цен бумаги с учетом прогноза возможных изменений эк-кой среды и социально-политической ситуации.

Кредит.рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному Прав-ву, регион.и мест.органам власти, корпорациям, фин.институтам, страх.компаниям и фондам) или отдельному долговому обязат-ву.

Все рейтинги строятся по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов.

  1. Международные финансовые организации.

М/народные фин-вые орг-ции — орг-ции, созданные на основе межгосударственных соглашений в сфере м/народных фин-ов. Участниками соглашений могут выступать гос-ва и негос-ные институты.

М/народные фин орг-ции создаются путём объединения фин ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой эк-ки и м/народных эк-ких отношений.

Целями м/народной фин орг-ции могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Задачи м/народных фин орг-ций:

анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой эк-ки; операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой эк-ки, поддержания и стимулирования м/народной торговли; инвестиц-ая деят-сть (кредитование в области м/народных и внутренних национальных проектов);кредитование гос проектов;финансирование программ м/народной помощи;финансирование научных исследований;благотворительная деят-сть.

Примеры м/народных фин-вых орг-ций:

1)М/народный валютный фонд:

Цели МВФ:

Способствовать развитию м/народного сотрудничества.Поддерживать стабильность валют.Содействовать расширению и сбалансированному росту м/народной торговли и др.

Основные функции МВФ:

содействие м/народному сотрудничеству в денежной политике;расширение мировой торговли;кредитование;стабилизация денежных обменных курсов;консультирование стран-дебиторов (должников);

разработка стандартов, сбор и публикация м/народной фин-вой статистики.

2)К Всемирному банку (ВБ) причисляют: МБРР и его дочернюю структуру – М/народную ассоциацию развития, Международная фин-вая корпорация, Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ).

Цели ВБ являются: 1.содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; 2.поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; 3.стимулирование сбалансированного роста м/народной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

3)Международный банк реконструкции и развития (МБРР):

Цели:

1) оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;2) содействие частным иностранным инвестициям;3) содействие сбалансированному росту м/народной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;4) сбор и публикация стат инф-ции.

МБРР предоставляет кредиты для эк-кого развития как гос-ным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительством. Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ.

4)Международная ассоциация развития (МАР).

Цель: оказание помощи самым бедным странам за счёт добровольных пожертвований стран-членов.

МАР предоставляет беспроцентные займы со сроком погашения 20, 35, 40 лет.

Источники ресурса – взносы в уставный капитал, часть перечисленной прибыли МБРР, т.к. МАР ведет свою деятельность на некоммерческих началах.

 

 

  1. Международные финансовые системы: понятие и виды.

М/народная фин-вая система – фундамент управления глобальной эк-кой. Её основой являются институты, устанавливающие порядок осуществления платежей при совершении м/народных сделок.

М/народные фин-вые системы - совокупность эк-ких, валютно-денежных и кредитных отношений м/у странами, закрепленная в м/народных договорных и государственно-правовых нормах.

МФС– это сфера трансграничного движения фин. ресурсов, а также лиц-поставщиков и получателей этих ресурсов. Трансграничное движение фин.ресурсов осуществляются м/народной платежной системой - совокупностью инструментов и методов, с помощью кот-ых проводятся платежи м/у резидентами различных стран.

МФС явилась результатом интеграции внешних секторов нац. фин. систем. наиболее (развитые страны мира с открытой экономикой.)

Институциональную структуру фин. системы страны можно представить организациями банковской и кредитной систем, фондового рынка, фин. посредниками и контролирующими органами.

Национальные фин. системы могут быть разделены на те, в кот-ых преобладают операции и влияние банковского сектора, и те, в кот-ых превалируют фин. операции, выполняемые небанковскими фин. институтами.

Виды фин систем:

В универсальной фин. системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций фин. обслуживания, кот-ые не относятся к банковским. Это -фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

В сегментированной фин. системе банкам нельзя выполнять небанковские ф-ции. Дополнительным признаком является более жесткое разграничение сфер деят-ти и отдельных операций. При сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению цен бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Эти операции выполняются специализированными орг-циями.

существуют смешанные фин. системы и сегментированные системы с элементами универсализации.

 

 

Социально-экономическая роль и виды макроэкономического планирования и прогнозирования

Макроэк-кое планирование - проектирование желаемого будущего макроэк-ки и результативных путей его достижения.

Макроэк-кое прогнозирование - создание вероятностного научного суждения о будущем макроэк-ки.

Необходимость МПП определяется тем, что оно позволяет гос-ву:

1.снизить остроту социально-эк-ких проблем, эк-ких кризисов, массовых безработиц, высоких темпов инфляции.2.установить цели и приоритеты эк-кого развития гос-ва.3.обеспечить объективность в оценке ресурсов гос-ва в будущем и спланировать их воспроизводство.4.создать условия для стабильного эк-кого роста и повышения уровня жизни граждан.

Принципы МПП:

1.системность - подразумевает исследование кач-ных и колич-ных закономерностей в эк-ке, а также построение такой логически слаженной цепочки исследования, согласно кот-ой процесс обоснования и выработки какого-либо решения будет отталкиваться от определения общей для всей системы цели, а также подчинять деят-ть всех подсистем достижению этой цели;2.объективный учет будущего;3.научность;4.беспристрастность;5.наличие вариантов - требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). В соответствии с этим принципом в основу должен браться наилучший вариант из нескольких возможных;

6.целенаправленность - требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был бы направлен на достижение определенных целей.

Цель МПП - достижение устойчивого эк-кого роста гос-ва и высокого уровня жизни населения.

Задачи:

1)определение основных параметров развития эк-ки;2)выявление необходимых ресурсов;3)определение приоритетов;4)выявление возможностей для прогрессивного развития эк-ки;5)информирование населения, орг-ций о будущем развитии эк-ки гос-ва.

Виды МПП.

1) По срокам:- краткосрочное (до 3 лет);- среднесрочное (3-6 лет);долгосрочное (больше 6 лет).

Закон «О стратегическом планировании в РФ»

2) По масштабам:- федеральное;- региональное;- муниципальное;- отраслевое;- межотраслевое.

3) По сфере применения:- социальное;- научно-техническое;-инновационное;- инвестиционное;- экологическое;- финансовое и т.д.

Планирование делится:

1) По качеству цели:

- стратегическое (долгосрочное план-ие, нацелено на качественно новые параметры развития);

- тактическое (краткосрочное план-ие, без постановки качественно новых целей).

2) По характеру целей:

- стабилизационное (план-ие развития отдельных секторов эк-ки);

- структурное (план-ие с целью устранения глубоких структурных диспропорций);

- чрезвычайное (план-ие развития в ЧС).

3) По степени обязательности исполнения:

- директивное (имеет обязательный для исполнения характер по отношению к объектам планирования);

- регулятивное;

- индикативное (носит рекомендательный характер).

Прогнозирование делится на:

1)поисковое (определение будущего состояния на основании тенденций);

2)нормативное (исходя из цели прогнозируют развитие событий).

 

Методы планирования и прогнозирования экономических и социальных процессов

План - совокупность действий, мероприятий, кот-ые последовательно соединены м/у собой для достижения целей с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.

Прогноз - вероятностное научное суждение о будущем, будущая модель объекта прогнозирования, научное предвидение.

Методы МПП делятся на:

1.балансовый:Увязка потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых, фин-вых ресурсах с возможностью проив-ва и источников ресурсов.

2.нормативный:Технико-эк-кое обоснование прогнозов и планов с использованием норм и нормативов.

3.программно-целевой метод:Отбор основных целей соц-ного, эк-кого, научно-технического развития и разработки мероприятий по их достижению в намеченные сроки и сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

4.формализованный: Основанный на фактически имеющейся инф-ции об объекте прогнозирования и его прошлом развитии.

- Метод экстраполяции: При формировании прогнозов с помощью экстраполяции обычно исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных колич-ных характеристик объекта.

- Метод моделирования: Методы информационного моделирования с помощью компьютерных технологий, статистического и логического моделирования.

5.экспертный: Базируется на инф-ции, кот-ую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения.

- Метод интервью: Предполагает личное общение с опрашиваемым, при кот-ом исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

- Метод мозгового штурма: Отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на 2 группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

- Метод составления сценариев:Дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации: оптимистический сценарий, пессимистический и средний (наиболее вероятностный).

- Метод дерева целей: Основан на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, кот-ые делятся на цели нижележащих уровней.

- Матричный метод: Составляется стратегическая матрица, образованная пересечением координат, кот-ые отражают величину 2-х факторов. Решения на основании этой матрицы принимаются на основе того, в какой квадрант этой матрицы попадает наибольшее кол-во оценок.

- SWOT анализ: Определяются сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы окруж. среды.

- PEST анализ: Выявление политических, эк-ких, социальных и технологических аспектов внешней среды.

-Метод Дельфи. Проводится сначала индивид-ый опрос экспертов анонимно. Полученные ответы сопоставляются спец.работниками, и обобщенные результаты вновь отправляются членам группы. На основе этой инф-ции члены группы сохраняют анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем.

Основные федеральные правовые акты в сфере макроэкономического планирования и прогнозирования

Правовое регулирование макроэкон плинир-я и прогноз-я осуществляется на всех уровнях управления (фед, рег, муницип). Основы регулирования этой сферы заложены в Конституции. Например, в ст. 71 Конституции в качестве предметоведения в РФ указано установление основ фед-льной политики и принятия фед. Программ в области гос-ого, эк-кого, соц-ного и т.д. развития РФ.

На федеральном уровне правовые акты МПП:

1.ФЗ №172 «О стратегическом планировании в РФ»;

2.БК РФ;

3.Градостроительный Кодекс РФ;

На региональном уровне:

1.Устав СПб от 14.01.1998г.

2.Проект закона СПб «О стратегическом планировании в СПб».

На муниципальном уровне:

Устав муниципального образования г.Пушкин.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал