Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга о вере 12 страница






Глава 124. О достоинстве общей молитвы

325 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Общая молитва на двадцать пять [ступеней] превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве».

 

Глава 125. Общая молитва относится к числу обычаев правильного пути

326 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Никто из нас[564]не пропускал [общую] молитву, кроме лицемера, известного своим лицемерием, или больного, [но иногда], чтобы прийти на [общую] молитву, [больной] передвигался [с помощью] двух человек».

['Абдуллах также] сказал: «Поистине, посланник Аллаха т учил нас обычаям {сунан) правильного пути, а [совершение общей] молитвы в мечети, в которой возглашается азан, относится к числу обычаев пра­вильного пути».

Глава 126. Об ожидании молитвы и достоинстве общей молитвы

327 Передают, что Абу Хурайра сказал:

Посланник Аллаха сказал: «Общая молитва, [в которой при­нимает участие] человек, превосходит молитву, [совершаемую] им у себя дома или на рынке, более чем на двадцать ступеней. Объясня­ется это тем, что если любой [из мусульман] совершит омовение долж­ным образом, а затем явится в мечеть, стремясь только к совершению молитвы и не желая ничего иного, кроме молитвы, то за каждый шаг он непременно будет возвышаться на одну ступень, и с него будет сни­маться одно прегрешение, пока он не войдёт в мечеть. Когда же [чело­век] войдёт в мечеть, [будет считаться, что он занят] молитвой всё то время, пока [лишь] молитва будет удерживать его [там][565]. [Кроме того], ангелы будут возносить за него мольбы и говорить " О Аллах, окажи ему милость, о Аллах, прости его, о Аллах, прими его покаяние" пока [чело­век] будет оставаться на месте [совершения общей] молитвы, [при том условии, что он [никому] не причинит обиды и не осквернится[566]».

Глава 127. Достоинство общих вечерних и утренних молитв

328 Передают, что 'Абд-ар-Рахман ибн Абу 'Амра сказал: [Однажды] 'Усман ибн 'Аффан в одиночестве сидел в мечети, куда он вошёл после закатной молитвы. Я сел рядом с ним, и он ска­зал: «О сын моего брата, я слышал, как посланник Аллаха сказал: " [Человек, который] принял участие в общей вечерней молитве, [подо­бен тому, кто] молился половину ночи[567], а [человек], принявший участие в общей утренней молитве, [подобен тому, кто] молился всю ночь"».

 

Глава 128. Наказание за отказ от участия в общих вечерних и утренних молитвах

329 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечер­няя, но если бы они знали, [какая награда ждёт людей за совершение] двух этих [молитв], то обязательно являлись бы на них [в мечеть] даже ползком! [Бывало так, что] я хотел велеть объявить о начале молитвы, потом [поручить] кому-нибудь провести её с людьми, а потом отпра­виться вместе с [другими] людьми, у которых будут вязанки дров, к тем, кто не приходит на молитву, и сжечь их дома дотла!»

В другой версии [этого хадиса сообщается, что пророк также сказал]: «Если бы кто-нибудь из них узнал, что найдёт здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на [общую вечер­нюю молитву]!»

 

330 Передают со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда , что [однажды] послан­ник Аллаха сказал о людях, которые не являлись на пятничную молитву: «[Бывало так, что] я хотел велеть кому-нибудь провести молитву с людьми, а потом сжечь дома тех, кто не является на пятничную молитву!»

 

Глава 129. Разрешается отсутствовать на общей молитве по уважительной причине

331 Передают, что Махмуд ибн ар-Раби', ссылавшийся на 'Итбана ибн Малика, сказал:

Я приехал в Медину, встретился с 'Итбаном и сказал [ему]: «Дошёл до меня [один] рассказ о тебе». Он сказал: «[Когда] у меня ослабло зрение, я отправил к посланнику Аллаха [человека, чтобы тот передал ему от меня следующее]: " Я хочу, чтобы ты пришёл ко мне и совершил в моём доме молитву, [а потом] я буду молиться [на том месте, где помолишься ты]" И пророк пришёл ко мне вместе с теми своими сподвижниками, кого Аллаху было угодно [привести с ним], вошёл в дом и стал молиться. Его сподвижники, которые в это время разговаривали друг с другом, стали возлагать основную вину[568] на Малика ибн Духшума и говорить: " Пожелайте, чтобы он призвал на него проклятие, и [Малик] погиб, пожелайте, чтобы его постигло дур­ное! " Что же касается посланника Аллаха , то после молитвы он спро­сил: " Разве он не свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха? " [Люди] стали говорить: " Он действительно произносит [такие слова], но в его сердце их нет! " [На это пророк ] сказал: " [Если] кто-нибудь засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, он не войдёт в Огонь (или: Огонь не поглотит его)"».

Анас сказал: «Поскольку мне понравился этот рассказ, я ве­лел своему сыну: " Запиши его", и он его записал».

Глава 130. Веление совершать молитву как можно лучше

332 Передают, что Абу Хурайра сказал:

Однажды, проведя с нами молитву, посланник Аллаха сказал: «О такой-то, почему ты не [стараешься] совершать молитву хорошо? Разве во время молитвы молящемуся не следует обращать внима­ние на то, как он молится? Он ведь молится только для себя! Кля­нусь Аллахом, поистине, тех, кто находится позади меня, я вижу так же, как и тех, кто находится передо мной!»

Глава 131.0 том, что все основные элементы молитвы, которую следует совершать полностью, должны быть равны друг другу по продолжительности

333 Передают, что аль-Бара ибн 'Азиб сказал: «Совершая молитву вместе с Мухаммадом ш, я наблюдал [за тем, как он молится], и обна­ружил, что [продолжительность] его стояния[569] была примерно равна [продолжительности] поясного поклона, выпрямления после пояс­ного поклона, [первого] земного поклона, сидения между двумя зем­ными поклонами, [второго] земного поклона и сидения после таслима до оставления [места молитвы]».

334 Передают, что Анас говорил: «Поистине, совершая с вами молитву, я делаю всё возможное, чтобы молиться так же, как с нами молился посланник Аллаха ».

[Передатчик этого хадиса] сказал: «И Анас всегда делал то, чего, как я вижу, не делаете вы. Выпрямившись после поясного поклона, он стоял [так долго], что кто-нибудь говорил: " Он забыл [о земном поклоне]" Выпрямившись же после [первого] земного поклона, он про­должал [сидеть так долго], что кто-нибудь говорил: " Он забыл [о вто­ром поклоне]"».

Глава 132. Лучшей является та молитва,

[во время которой человек] долго стоит [перед поясным поклоном]

335 Передают, что Джабир сказал:

[Однажды] посланника Аллаха спросили: «Какая молитва явля­ется лучшей?» — и он сказал: «[Та, совершая которую человек] долго стоит [перед поясным поклоном]»[570].

 

Глава 133. Веление сохранять спокойствие во время молитвы

336 Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «[Однажды] посланник Аллаха вышел к нам и сказал: " Почему вы поднимаете руки подобно хвостам, [что задирают] норовистые лошади? Сохраняйте спокойствие во время молитвы! " Выйдя к нам [в другой раз] и увидев, что мы [собрались отдельными] кружками, он сказал: " Почему вы раз­делились? " Выйдя к нам [в третий раз], он сказал: " Не выстроиться ли вам рядами так же, как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом? " Мы стали спрашивать: " О посланник Аллаха, а как ангелы выстраиваются рядами пред своим Господом? " — на что он ответил: " Они до конца заполняют первые ряды и смыкают все ряды"».

Глава 134. Во время молитвы ответом на приветствие [может] служить знак рукой

337 Передают, что Джабир сказал: «[Однажды] посланник Аллаха т послал меня с каким-то поручением, а [на обратном пути] я догнал его, когда он уже находился в пути[571], и поприветствовал его. [В ответ пророк у] сделал мне знак рукой, закончив же [молиться], подозвал меня и сказал: " Недавно ты поприветствовал меня, но я был занят молитвой" [572], и в это время лицо его было обращено к востоку»[573].

Глава 135. Во время молитвы следует отказаться от разговоров

338 Передают, что Му'авия ибн аль-Хакам [ас-Сулями] сказал: «[Однажды], когда я молился вместе с посланником Аллаха [574], кто- то из людей чихнул, а я сказал: " Да помилует тебя Аллах", после чего люди стали бросать на меня [осуждающие] взгляды. Я воскликнул: " Да лишится меня моя мать! [575] Что вы так смотрите на меня? " — и тут они принялись бить себя руками по бёдрам. Увидев, что они стараются заставить меня замолчать, я [рассердился, но всё же] умолк. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, [он обра­тился ко мне], и не встречал я такого прекрасного наставника ни до, ни после него! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а [только] сказал: " Поистине, во время этой молитвы не подобает произносить слова, которые [обычно] произносят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха и чте­ние Корана", или же посланник Аллаха ш сказал нечто подобное. [После этого] я сказал: " О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах [даровал нам] ислам, но среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям (куххан)" [576] . [Пророк ] ска­зал: " А ты не ходи к ним". Я [также] сказал: " И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования", [на что] он сказал: " Они [лишь] ощущают подобное в своих сердцах[577], но это ни в коем случае не должно останавливать их" [578]».

Ибн ас-Саббах[579] сказал: «Пусть это ни в коем случае не останав­ливает и вас».

[Му'авия ибн аль-Хакам] сказал: «[Потом] я сказал: " И есть среди нас люди, которые чертят линии" [580]. [Пророк ] сказал: " Был среди про­роков один[581], который [тоже] чертил линии, и кто [может делать это] так же, как он, [пусть делает]"»[582].

[Му'авия ибн аль-Хакам сказал]: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ [горы] Ухуд и Джавванийи''. Однажды я [решил] узнать, [сколько овец у меня в стаде], и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал [своей рабыне] пощёчину. После этого я пришёл к послан­нику Аллаха ш, [которому рассказал о том, что случилось], и он [назвал мой поступок большим грехом]. Тогда я спросил: " О посланник Аллаха, не освободить ли мне её? " Он сказал: " Приведи её ко мне" Когда я привёл её к [пророку ], он спросил: " Где Аллах? " Она ответила: " На небе" Он спросил: " Кто я? " Она ответила: " Ты — посланник Аллаха" и тогда [про­рок т] сказал: " Освободи её, ибо, поистине, она — верующая"».

339 Передают, что Зайд ибн Аркам сказал: «[Сначала] мы обычно разговаривали во время молитвы, и [каждый мог] разговаривать со своим товарищем, который находился рядом. [Так продолжалось до тех пор], пока не был ниспослан [аят, где сказано] " и стойте пред Аллахом смиренно" (2: 238), после чего нам было велено хранить молчание и за­прещено вести разговоры».

Глава 136. Произнесение слов «Субхана-Ллах!» во время молитвы в случае необходимости

340 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «[В случае необходимости][583] мужчинам во время молитвы [сле­дует произносить] слова " Субхана Ллах! ", а женщинам — хлопать в ладони».

 

Глава 137. Во время молитвы запрещается поднимать глаза к небу

341 Передают со слов Абу Хурайры , что [однажды] посланник Аллаха сказал: «Люди, обращающиеся к Аллаху с мольбами во время молитв, должны прекратить поднимать глаза к небу, иначе они непре­менно лишатся зрения!»

Глава 138. Строго запрещается проходить перед молящимся

342 Буср ибн Са'ид передал, что [однажды] Зайд ибн Халид аль-Джухани послал его к Абу Джухайму, чтобы спросить, что тот слышал от посланника Аллаха т о человеке, который проходит перед моля­щимся. Абу Джухайм передал [ему], что посланник Аллаха сказал: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой [грех он берёт] на себя, он [понял бы], что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед [тем, кто совершает молитву]!»

Абу ан-Надр[584] сказал: «И я не знаю, что именно он сказал — сорок дней, месяцев или лет».

Глава 139. Препятствование тому, кто проходит перед молящимся

343 Передают, что Абу Салих ас-Самман сказал:

Однажды, когда я совершал пятничную молитву вместе с Абу Са'идом аль-Худри , который молился, отгородившись чем-то от людей, какой-то юноша из племени бану абу му'айт хотел пройти перед ним[585], однако [Абу Са'ид] толкнул его в верхнюю часть груди. Посмотрев [по сторонам], этот юноша увидел, что [достичь того места, куда он направлялся], он может, только если пройдёт перед Абу Са'идом, и повторил [свою попытку], но тот толкнул его ещё сильнее. [Юноша] остановился и принялся поносить Абу Са'ида, а потом [вокруг них] собралось много людей. Тогда [юноша] вышел [из мечети], явился к Марвану[586] и пожаловался на то, что ему [при­шлось претерпеть]. Вслед за ним Абу Са'ид также пришёл к Мар­вану, который спросил его: «Что произошло между тобой и сы­ном твоего брата? Он пришёл с жалобой на тебя». Абу Са'ид сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Если любой из вас ста­нет молиться, [обратившись лицом] к тому, что будет отделять его от людей, а кто-нибудь захочет пройти перед ним [в это время], пусть [молящийся] толкнёт его в верхнюю часть груди, и если тот отка­жется [подчиниться], пусть он сразится с ним[587], ибо это — не кто иной, как шайтан! " [588]»

Глава 140. Что может служить преградой перед молящимся

344 Передают, что Тальха ибн " Убайдуллах сказал: «Обычно, когда мы молились, перед нами проходили животные. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха , и он сказал: " Пусть перед каждым из вас [во время молитвы] будет нечто [высотой] с заднюю часть седла[589], и тогда [животные, которые] будут проходить перед ним, не повредят ему"».

Глава 141. Молитва перед копьём

345 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что, выходя [на молитву] в день праздника, посланник Аллаха приказывал, чтобы [в землю] перед ним воткнули короткое копьё, после чего совершал перед ним молитву, а люди молились позади него. Так же он поступал, находясь в пути, а потом этот обычай переняли и другие правители.

 

Глава 142. Молитва перед верблюдицей

346 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что пророк нередко [опускал на землю] перед собой свою вер­блюдицу и молился, обратившись к ней лицом.

Глава 143. Прохождение перед преградой, которая отделяет молящегося от людей

347 'Аун ибн Абу Джухайфа передал со слов своего отца, [Абу Джухайфы Вахба ибн 'Абдуллаха ], что тот видел посланника Аллаха в шатре из красной кожи. [Абу Джухайфа] сказал: «И я ви­дел, как Билял вынес воду, [которой посланник Аллаха ж совершил] омовение, и я видел, как [после этого] люди устремились к этой воде[590], и тот, кому доставалось [хоть немного], обтирался ею, тот же, кому ничего не досталось, прикасался к влажной руке своего товарища. И я видел, как Билял вынес [из шатра] палку с заост­рённым концом[591] и воткнул её [в землю], после чего наружу вышел посланник Аллаха , одетый в одежду красного цвета, [полы] которой были подобраны [до середины голеней]. Затем [послан­ник Аллаха ж обратился лицом в сторону] этой палки и совершил с людьми молитву в два раката, и я видел, как люди и животные проходили перед ней»[592].

Глава 144. Во время молитвы запрещается возлагать руки на бока

348 Абу Хурайра передал, что пророк запрещал молиться, воз­лагая руки на бока.

 

Глава 145. Запрещается плевать перед собой во время молитвы

349 Передают со слов Абу Хурайры что однажды, увидев мок­роту на [стене] мечети, [ориентированной на] киблу, посланник Аллаха повернулся к людям и сказал: «Почему один из вас ста­новится [на молитву] и обращается лицом к своему Господу, а по­том плюёт перед собой? Разве кому-нибудь из вас понравится, если кто-то повернётся к нему и плюнет ему в лицо?! Когда кому-либо из вас захочется сплюнуть, пусть сплюнет налево себе под ногу, а если [такой возможности] у него не будет, пусть сделает так». И аль-Касим[593] [показал, как следует поступать в подобных случаях]. [Взяв­шись за край] своей одежды, он сплюнул [на него], а потом растёр [плевок другой частью этого края].

Глава 146. Во время молитвы желательно подавлять зевоту

350 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас [захочет] зевнуть во время молитвы, пусть подавляет зевоту, сколько сможет, ибо [иначе] шайтан проникнет [в него]».

В другой версии [этого хадиса сообщается, что пророк сказал]: «...пусть прикроет рот рукой, ибо [иначе] шайтан обязательно проник­нет [в него]».

Глава 147. Во время молитвы разрешается держать на руках детей

351 Передают, что Абу Катада аль-Ансари сказал:

Я видел, как посланник Аллаха проводил молитву с людьми, держа на плече Умаму бинт Абу аль-'Ас, дочь дочери посланника Аллаха Зайнаб. [Собираясь] совершить поясной поклон, он опускал [девочку на землю], а когда поднимался после земного поклона, [снова сажал] её [на плечо].

 

Глава 148. Очищение земли от камешков во время молитвы

352 Передают, что Му'айкиб сказал: «[Однажды в присутствии] пророка кто-то упомянул об очищении места совершения земных поклонов от мелких камешков, и он сказал: " Если тебе необходимо сделать это [во время молитвы, сделай], но [только] один раз"».

Глава 149. Растирание плевка сандалией

353 Передают, что 'Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «[Однажды] я молился вместе с посланником Аллаха ш и видел, как он сплюнул и растёр плевок сандалией».

Глава 150. Заплетённые в косу волосы молящегося

354 Передают, что [однажды], заметив, что волосы молящегося 'Абдуллаха ибн аль-Хариса заплетены в косу сзади, 'Абдуллах ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал и начал распускать их. Закончив молиться, ['Абдуллах ибн аль-Харис] подошёл к Ибн 'Аббасу и спросил его: «Что тебе до моей головы?» [В ответ ему Ибн 'Аббас] сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха ш сказал: " Такой [человек][594] подобен тому, кто молится связанным'"».

Глава 151. Совершение молитвы после того как будет подана еда

355 Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха сказал: «Если ужин подадут тогда, когда настанет время молитвы, поужинайте, прежде чем совершать закатную молитву, и не торопитесь во время [еды]».

Глава 152. Веление совершать земные поклоны в случае проявления невнимательности во время молитвы

356 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что посланник Аллаха сказал: «Если во время молитвы кто-нибудь из вас будет сомневаться, не зная [точно], три или четыре [раката] он совершил, пусть отринет сомнения и основывается на том, в чём он уверен[595], а по­том, перед таслимом, совершит два земных поклона [в качестве искуп­ления за проявление невнимательности]. Если человек [по ошибке] совершит [обязательную молитву в] пять ракатов, то [благодаря совершению этих двух поклонов общее количество совершённых им ракатов] станет чётным, если же он [по ошибке] совершит [вышеу­помянутые поклоны] после четырёх ракатов, [эти поклоны] унизят шайтана».

357 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] посланник Аллаха проводил с нами одну из двух предвечерних молитв — либо полуденную, либо послеполуденную. Совершив два раката, он про­изнёс слова " Мир вам и милость Аллаха", подошёл к бревну, кото­рое находилось у [стены, ориентированной на] киблу, и облокотился на него, [а нам показалось, что] он гневается. Среди [участников этой молитвы] находились Абу Бакр и 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, которые [не решились] заговорить с [пророком ] из край­него почтения по отношению к нему. Между тем самые торопли­вые из людей стали покидать [мечеть, говоря]: " Молитву укоротили", и тогда со своего места поднялся один человек по прозвищу Дву­рукий[596]. Он спросил: " О посланник Аллаха, [теперь] молитва стала короче, или ты забыл [что-нибудь]? " Пророк посмотрел направо и налево, а потом спросил: " Что говорит Двурукий? " [Люди стали] говорить: " Правду, ведь ты совершил только два раката". Тогда [про­рок ] совершил два [пропущенных] раката и произнёс слова " Мир вам и милость Аллаха", а потом сказал: " Аллах велик" — и совершил земной поклон. Затем он снова сказал: " Аллах велик" — и поднял [голову][597], потом снова произнёс сказал: " Аллах велик" — и совер­шил земной поклон, после чего снова произнёс слова " Аллах велик" и поднял [голову]».

[Ибн Сирин][598] сказал: «Мне сообщили, что 'Имран ибн Хусайн, [со слов которого передавали нечто подобное], говорил: "...а затем про­изнёс слова Мир вам и милость Аллаха'».

Глава 153. О совершении земного поклона во время чтения Корана

358 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда пророк читал [в нашем присутствии] такую суру Корана, в которой упоминалось о земном поклоне, он совершал зем­ной поклон[599], а мы кланялись вместе с ним, [и иногда получалось так, что] некоторым из нас не удавалось найти [на полу] места, которого можно было бы коснуться лбом».

359 Передают, что Абу Рафи сказал: «[Однажды] я принимал участие в вечерней молитве вместе с Абу Хурайрой который совершил зем­ной поклон, прочтя " Когда небо расколется" [600]. Потом я спросил его: " Что за земной поклон [ты совершил]? " — и он сказал: " Я совершал поклоны [в таких случаях во время молитв], когда находился позади Абу аль- Касима[601], и я буду совершать их, пока не встречу его" [602]».

 

Глава 154. Обращение к Аллаху с мольбой во время утренней молитвы

360 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Был такой период, когда во время] совершения утренней молитвы посланник Аллаха как обычно [сначала] читал Коран, [потом] произносил слова " Аллах велик" [а потом совершал поясной поклон] и выпрямлялся со словами " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, а Тебе — хвала" после чего говорил стоя: [603] " О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, Саляму ибн Хишама, 'Айяша ибн Абу Раби'у[604] и слабых из числа веру­ющих! О Аллах, подвергни суровому наказанию [людей из племён] мудар[605] и сделай так, чтобы для них оно продолжалось столько же, сколько лет [длилась засуха] во времена Юсуфа! [606] О Аллах, прокляни [убийц из племён] лихьян, ри'ль, закван и 'усайя[607], которые ослушались Аллаха и Его посланника! " А потом до нас дошло, что после ниспос­лания [аята, в котором сказано]: " Не тебе решать — [это Аллах] либо примет их покаяние, либо подвергнет их наказанию. Поистине, они несправедливы! " (3: 128), [пророк ] перестал делать это».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.