Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга о вере 8 страница






203 Передают со слов Са'да ибн Абу Ваккаса , что посланник Аллаха сказал: «Простятся грехи[387] тому, кто, услышав [голос] муэз­зина, скажет: " Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник; доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом — как посланником и исламом — как религией" (Ашхаду алля иляха илля Алаху вахда-ху ля шарика ля­ху ва анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху; радыйту би-Аляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян, ва би-лъ-ислами динан)».

Глава 10. Обязательность молитвы

204 Передают, что Анас ибн Малик сказал:

Нам запрещалось спрашивать Посланника Аллаха о чём бы то ни было[388], и [поэтому] мы любили, когда [к нему] приходил какой- нибудь разумный бедуин, которому [разрешалось] задавать любые вопросы, [ибо в таких случаях] мы [могли] слушать. [Как-то раз к про­року ] пришёл один бедуин и сказал: «О Мухаммад! К нам явился твой посланец, который сказал, что ты утверждаешь, будто тебя послал [к людям] Аллах». [Пророк ] сказал: «Он сказал правду». [Тогда бедуин] спросил: «Кто создал небо?» [Пророк ] ответил: «Аллах». [Бедуин] спросил: «Кто создал землю?» [Пророк ] ответил: «Аллах». [Бедуин] спросил: «Кто воздвиг эти горы [со всем, что на них есть]?» [Пророк ] ответил: «Аллах». [Тогда бедуин] сказал: «Заклинаю [тебя] Тем, Кто создал небо и землю и воздвиг эти горы, [скажи, действи­тельно] ли тебя послал Аллах?» [Пророк ] сказал: «Да». [Бедуин] ска­зал: «Кроме того, твой посланец утверждал, что в течение дня и ночи мы обязаны совершать пять молитв». [Пророк ] сказал: «Он сказал правду». [Тогда бедуин] сказал: «Заклинаю [тебя] Тем, Кто послал тебя [к людям, скажи, действительно] ли Аллах велел тебе [делать] это?» [Пророк ] сказал: «Да». [Бедуин] сказал: «Кроме того, твой посланец утверждал, что мы обязаны выплачивать закят с нашего имущества». [Пророк сказал: «Он сказал правду». [Тогда бедуин] сказал: «Закли­наю [тебя] Тем, Кто послал тебя [к людям, скажи, действительно] ли Аллах велел тебе это?» [Пророк ] сказал: «Да». [Бедуин] сказал: «Кроме того, твой посланец утверждал, что мы обязаны ежегодно проводить в посте месяц рамадан». [Пророк ] сказал: «Он сказал правду». [Тогда бедуин] сказал: «Заклинаю [тебя] Тем, Кто послал тебя [к людям, скажи, действительно] ли Аллах велел тебе это?» [Пророк ] сказал: «Да». [Бедуин] сказал: «Кроме того, твой посланец утверждал, что каждый из нас обязан совершить хаджж к Дому [Аллаха][389], если у него будет возможность сделать это». [Пророк ] сказал: «Он ска­зал правду». После этого [бедуин] повернулся, [чтобы уйти], и сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я ничего не прибавлю к [этим велениям] и ничего не стану убавлять», пророк же восклик­нул: «Поистине, он непременно войдёт в Рай, если говорит правду!»[390]

 

Глава 11. Молитву вменяется в обязанность совершать по два раката

205 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что сна­чала [людям] было вменено в обязанность совершать молитву в два раката, впоследствии же [обязательная] молитва в пути была остав­лена в неизменном виде, а молитва на постоянном месте жительства была увеличена.

Аз-Зухри сказал: «Я спросил 'Урву[391]: " Почему же в пути 'Аиша совершала молитвы полностью? " Он сказал: " Она толковала [это уста­новление] так же, как и 'Усман" [392]».

Глава 12. [Совершение] пяти молитв послужит искуплением

[грехов, совершённых] между ними

206 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал: «[Совершение] пяти [ежедневных] молитв и [участие в каж­дой следующей] пятничной молитве [после предыдущей] послужат искуплением [прегрешений, совершённых] между [этими молитвами], если не будет среди них тяжких грехов, и [соблюдение поста в каж­дый следующий] рамадан [после предыдущего] послужит искупле­нием [прегрешений, совершённых] между ними, если [человек] не со­вершит тяжких грехов».

Глава 13. Отказ от [совершения] молитвы есть проявление неверия

207 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха ска­зал: «Поистине, отказ от молитвы отделяет человека от многобожия и неверия»[393].

 

Глава 14. О времени молитв

208 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Время полуденной (зухр) молитвы [наступает], как только солнце начинает клониться [к закату, и продолжается до тех пор], пока не настанет послеполуденное время, когда тень человека сравняется с ним по длине; время послеполуден­ной ('аср) молитвы [продолжается до тех пор], пока солнце не пожел­теет; время закатной (магриб) молитвы [продолжается до тех пор], пока не погаснет вечерняя заря; время вечерней ('иша) молитвы [продол­жается] до середины ночи, а время утренней (фаджр) молитвы [про­должается] от первых проблесков зари[394] до тех пор, пока не покажется солнце. Когда же солнце покажется [над горизонтом], воздержись от молитвы, ибо оно восходит меж двух краёв головы шайтана»[395].

209 Абу Муса аль-Аш'ари передал, что [как-то раз] к посланнику Аллаха пришёл один человек и спросил его, когда следует совер­шать молитвы. [Пророк ] ничего не ответил ему, но через некото­рое время, когда только стало светать и люди едва могли узнавать друг друга [в сумерках], Билял по его велению объявил о начале утренней молитвы. Когда солнце стало клониться к закату, и можно было ска­зать, что наступил полдень (а [пророк ] лучше [других] знал об этом), [Билял] по его велению объявил о начале полуденной молитвы. Потом, когда солнце было ещё высоко, [Билял] по его велению объявил о начале послеполуденной молитвы. Потом, как только солнце зашло, [Билял] по его велению объявил о начале закатной молитвы, а потом, как только погасла вечерняя заря, [Билял] по его велению объявил о начале вечер­ней молитвы. После этого [пророк дождался] утренней молитвы, которую совершил позже, [чем накануне], и когда он закончил молиться, можно было сказать, что солнце показалось или почти показалось [над линией горизонта]. После этого [пророк дождался] полуден­ной молитвы, но совершил её незадолго до времени начала вчерашней послеполуденной молитвы. После этого [пророк , дождался] послепо­луденной молитвы, которую совершил позже, [чем накануне], и когда он закончил молиться, можно было сказать, что солнце покраснело. После этого [пророк дождался] закатной молитвы, [которую совер­шил позже, чем накануне], когда вечерняя заря почти погасла. После этого [пророк дождался] вечерней молитвы, которую совершил позже, [чем накануне], когда прошла уже первая треть ночи, а утром он подоз­вал к себе человека, задавшего ему вопрос, и сказал: «[Каждая из мо­литв совершается в промежутке] времени между тем и этим»[396].

Глава 15. Утренняя молитва в предрассветном сумраке

210 Передают, что Мухаммад ибн 'Амр сказал: «Когда аль-Хаджжадж[397] прибыл в Медину, мы задали Джабиру ибн 'Абдуллаху вопрос [о наилучшем времени для совершения молитв], и он сказал: " Обычно посланник Аллаха совершал полуденную молитву в полдень, пос­леполуденную — когда солнце [оставалось] ещё чистым[398], а закат­ную — [как только] оно садилось. Что касается вечерней молитвы, то иногда он откладывал её, а иногда совершал рано. Так, если он видел, что [люди] уже собрались [в мечети], то начинал [молитву] раньше, а если видел, что они запаздывают, то откладывал её. Что же касается утренней молитвы, то они (или: пророк ) совершали её в предрассветном сумраке"».

 

Глава 16. Неуклонное совершение утренних и послеполуденных молитв

211 Абу Бакр ибн 'Умара ибн Руайба передал, что [однажды] его отец сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Никогда не вой­дёт в Огонь ни один [из тех], кто станет молиться до восхода сол­нца и перед его закатом", имея в виду утреннюю и послеполуденную молитвы». Какой-то человек из Басры спросил его: «Ты сам слышал это от посланника Аллаха ?» [Мой отец] ответил: «Да». Тогда этот человек сказал: «И я свидетельствую, что слышал это от посланника Аллаха щ. [Его слова] слышали мои уши, и сохранило моё сердце».

212 Абу Бакр ибн Абу Муса аль-Аш'ари передал со слов своего отца, что посланник Аллаха сказал: «Войдёт в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время»[399].

Глава 17. Запрет на совершение молитв во время восхода и заката солнца

213 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха никогда не упускал возможности совершить [дополнительную молитву в] два раката после [обязательной] послепо­луденной молитвы»[400]. 'Аиша также сказала: «Посланник Аллаха ска­зал: " Не старайтесь совершать молитвы во время восхода солнца и во время его заката"»[401].

Глава 18. Совершение полуденной молитвы в начале установленного для неё периода времени

214 Передают, что Хаббаб ибн аль-Аратт сказал: «[Однажды] мы пришли к посланнику Аллаха и пожаловались ему на [трудность совершения] молитвы на [пышущей] жаром раскалённой земле[402], но он оставил наши жалобы без внимания».

Зухайр сказал: «Я спросил Абу Исхака[403]: " Речь шла о полуден­ной молитве? " Он сказал: " Да". Я спросил: " [Они жаловались на то, что молитва совершалась] немедля? " [404] — и он сказал: " Да"»[405].

Глава 19. Откладывание полуденной молитвы в сильную жару

215 Передают, что Абу Зарр сказал: «[Однажды, когда] муаззин посланника Аллаха стал призывать людей на молитву, пророк велел: " Отложи [молитву], отложи [молитву], пока не станет про­хладнее (или: Подожди, подожди). Поистине, [причиной] сильной жары является распространение жара Геенны, а поэтому откладывайте молитву, если жара усилится"». Абу Зарр [также] сказал: «[И мы откла­дывали молитву], пока не видели тени холмов»[406].

 

Глава 20. Начало периода времени, отводимого для послеполуденной молитвы

216 Анас ибн Малик передал, что обычно посланник Аллаха совершал послеполуденную молитву в то время, когда солнце стояло высоко и ярко светило, и [если после этого] кто-нибудь отправлялся в 'Авали[407], то он добирался до места, когда солнце всё ещё было высоко.

217 Аль-'Аля ибн 'Абд-ар-Рахман передал, что [как-то раз] после полуденной молитвы он зашёл к Анасу ибн Малику , дом которого в Басре находился рядом с мечетью. [Аль-'Аля сказал]:

Когда мы вошли к нему, он спросил: «Совершили ли вы послеполу­денную молитву?» Мы стали говорить: «Мы ведь только недавно совер­шили полуденную!» — однако он велел: «Совершите послеполуденную молитву». Тогда мы встали и совершили эту молитву, а когда закончили молиться, [Анас] сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Такова молитва лицемера, который сидит и ждёт, пока солнце [не начи­нает садиться], а когда оно оказывается меж двух краёв головы шайтана, [лицемер] встаёт и совершает четыре [раката], быстро кланяясь[408], подобно птице, которая клюёт [зерно], и лишь немного поминая Аллаха"».

Глава 21. Неуклонное совершение послеполуденной молитвы и запрет на совершение дополнительной молитвы после неё

218 Передают, что Абу Басра аль-Гифари сказал: «[Однажды] пос­ланник Аллаха совершил с нами послеполуденную молитву в Аль- Махмисе[409], а потом сказал: " Поистине, эта молитва была предложена тем, кто жил до вас[410], однако они не стали совершать её. Двойную награду получит тот, кто будет неуклонно совершать [эту молитву], после которой не следует совершать никаких иных [обязательных] молитв, пока не появятся звёзды"».

Глава 22. Суровое наказание, [ожидающее] того, кто не совершает послеполуденную молитву

219 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «[Человек], про­пускающий[411] послеполуденную молитву, подобен тому, кто лишился своей семьи и имущества».

Глава 23. Что было сказано о средней молитве

220 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «[Однажды, когда] многобожники не давали посланнику Аллаха возможности совер­шить послеполуденную молитву, пока солнце не покраснело (или: не пожелтело), посланник Аллаха ш воскликнул: " Они отвлекли нас от средней молитвы[412], от послеполуденной молитвы, да наполнит (или: да набьёт) Аллах огнём их утробы и их могилы! "»

Глава 24. Запрет на совершение добровольной молитвы сразу после обязательной утренней или послеполуденной молитвы

221 Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха запретил совер­шать [добровольные] молитвы после [обязательной] послеполуденной молитвы, пока не зайдёт солнце, и после [обязательной] утренней молитвы, пока солнце не поднимется над горизонтом [на определённую высоту][413].

 

Глава 25. Три периода времени, когда не следует ни совершать молитв, ни хоронить покойных

222 Передают, что " Улейя ибн Рабах сказал: «Я слышал, как 'Укба ибн 'Амир аль-Джухани сказал: " Посланник Аллаха запрещал[414] нам молиться и хоронить наших покойников[415] в трёх случаях: во время вос­хода солнца, пока оно не поднималось [на высоту копья], в полдень, пока солнце не начинало клониться к закату, и незадолго до захода солнца, пока оно не заходило"».

Глава 26. О добровольной молитве в два раката после послеполуденной молитвы

223 Абу Саляма передал, что [в своё время] он задал Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о молитве в два раката, которую посланник Аллаха обычно совершал после послеполуденной молитвы. [В ответ ему] она сказала: «[Сначала] он всегда совершал [такую молитву] перед послеполуденной молитвой, но потом его отвлекли от неё (или: он забыл о ней). Тогда он начал совершать [эти два раката] после послеполуденных молитв и впоследствии делал это постоянно, ибо, единожды совершив какую-нибудь молитву, потом он продолжал делать это неизменно»[416].

Глава 27. Возмещение пропущенной послеполуденной молитвы после захода солнца

224 Передают, что Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В [один из] дней Битвы у рва[417] 'Умар ибн аль-Хаттаб принялся ругать неверных курайшитов, [а потом] сказал: " О по­сланник Аллаха, клянусь Аллахом, едва я успел закончить послепо­луденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт! " Что же касается посланника Аллаха , то он воскликнул: " А я, клянусь Алла­хом, [вообще] не совершил её! " Затем мы направились в сторону Бутхана[418] и посланник Аллаха , [как и все] мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, посланник Аллаха [сначала] совершил послеполуден­ную молитву, а после этого — закатную».

Глава 28. О добровольной молитве в два раката перед закатной молитвой после захода солнца

225 Передают, что Мухтар ибн Фульфуль сказал: «Я задал Анасу ибн Малику вопрос о добровольной молитве после послеполуденной молитвы, и он сказал: '" Умар бил людей по рукам за совершение такой молитвы[419]. Что же касается нас, то при жизни посланника Аллаха мы совершали добровольную молитву в два раката после захода солнца перед закатной молитвой". Я спросил: " А совершал ли [такую молитву] посланник Аллаха ? " [Анас] сказал: " Он видел, как мы совершали [её], но не велел нам делать это, как и не запрещал нам этого"».

Глава 29. Время закатной молитвы наступает после захода солнца

226 Саляма ибн аль-Аква' передал, что посланник Аллаха всегда совершал закатную молитву [сразу] после того, как солнце исчезало из виду и скрывалось [за горизонтом].

 

 

Глава 30. Время вечерней молитвы и её откладывание

227 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] пророк откладывал вечернюю молитву, пока не про­шла значительная часть ночи, когда все люди, находившиеся в мечети, заснули. После этого он вышел [в мечеть][420] и совершил молитву, а по­том сказал: " Поистине, не будь это трудно для [членов] моей общины, [совершать эту молитву лучше всего было бы] в такое время! "»

Глава 31. О названии вечерней молитвы

228 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Ни в коем случае не под­давайтесь [влиянию] бедуинов в том, что касается названия вашей вечерней молитвы[421], ибо [она названа] вечерней ('иша) в Книге Аллаха[422], [бедуины же называют её 'атама потому, что] в первую треть ночи они доят верблюдиц».

Глава 32. Запрет на совершение [обязательной] молитвы позже установленного для неё времени

229 Передают, что Абу Зарр сказал: «[Однажды] посланник Аллаха спросил меня: " Как ты поступишь, если люди, которым ты будешь подвластен, станут откладывать молитву (или: умерщвлять молитву[423]), [совершая] её позже [начала установленного периода] вре­мени? " [424] Я спросил: " А что ты велишь мне? " Он сказал: " Совершай [каждую обязательную] молитву в [лучшее] время, а если тебе при­дётся быть вместе с ними, молись, и [эта молитва зачтётся тебе как] добровольная"».

 

Глава 33. Самым достойным делом является своевременное совершение молитвы

230 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «[Однажды] я спросил пророка " Какое дело Аллах любит больше всего? " Он ска­зал: " Совершаемую своевременно молитву" [425]. Я спросил: " А после этого? " Он сказал: " Проявление почтительности к родителям". Я спро­сил: " А после этого? " Он сказал: " Борьбу на пути Аллаха", и я перестал [задавать вопросы] только из уважения к нему».

Глава 34. Успеет совершить всю молитву тот, кто успеет совершить один из её ракатов

231 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Успеет совершить [всю] молитву тот, кто успеет совершить [хотя бы] один её ракат»[426].

Глава 35. Пусть тот, кто проспит молитву

или забудет о ней, совершит её, когда вспомнит

232 Передают, что Абу Катада сказал:

[Во время одного военного похода] посланник Аллаха обра­тился к нам и сказал: «Вы будете идти весь вечер и всю ночь, а за­втра утром, если пожелает Аллах Всевышний, доберётесь до [источ­ника] воды». После этого люди двинулись в путь и не поворачивались друг к другу. Посланник Аллаха , рядом с которым я находился, ехал на своей верблюдице до середины ночи, а потом задремал и стал кло­ниться набок. Я приблизился к [пророку и поддерживал его, не будя, пока он не выпрямился [в седле]. Так [пророк ехал, пока не прошла большая часть ночи, а потом он [снова задремал] и стал клониться набок, сидя на своей верблюдице. Я [опять приблизился к нему] и под­держивал его, не будя, пока он не выпрямился [в седле]. Так он и ехал, пока перед самым восходом солнца снова не наклонился больше, чем в первый и второй раз, и чуть не упал. Я приблизился к нему и стал поддерживать его, а он поднял голову и спросил: «Кто это?» Я ото­звался: «Абу Катада». Он спросил: «Сколько времени ты едешь рядом со мной?» Я ответил: «Я еду так с [начала] ночи». Тогда он сказал: «Да позаботится о тебе Аллах (Хафаза-ка Ллах) за то, что ты позабо­тился о Его пророке!» Потом он спросил: «Не кажется ли тебе, что мы отстали от людей? Видишь ли ты кого-нибудь?» Я сказал: «Вот один всадник». Потом я сказал: «Вот ещё один», а через некоторое время мы соединились [с этими двумя и другими], всего же собралось семь всадников. После этого посланник Аллаха щ свернул с дороги, прилёг и сказал: «Следите [за временем], чтобы нам [не проспать] молитву», [после чего все заснули]. Первым, когда солнце уже взошло, проснулся посланник Аллаха , а потом поспешно поднялись и мы. [Пророк ] велел: «Садитесь верхом». Мы сели [на своих верблюдов] и двину­лись в путь[427], когда же солнце поднялось уже довольно высоко, [про­рок спешился и велел мне принести мой сосуд для омовения, в ко­тором было немного воды. И он совершил более лёгкое омовение, чем обычно[428], после чего в сосуде осталось ещё немного воды.

[Передатчик этого хадиса сказал]: «Потом [пророк сказал Абу Катаде: " Сохрани для нас твой сосуд, ибо впоследствии [люди будут] рассказывать о нём [друг другу]" [429]. После этого Билял призвал людей на молитву, и посланник Аллаха сначала совершил [доброволь­ную молитву] в два раката, а потом провёл обязательную утреннюю молитву, поступив так, как он поступал ежедневно».

[Абу Катада] сказал:

Затем посланник Аллаха сел верхом, и мы тоже сели [на своих верблюдов]. [Двинувшись в путь], мы стали перешёптываться, спра­шивая друг друга: «Как нам искупить то, что мы проявили нерадение по отношению к нашей молитве?» [Услышав это, пророк ] сказал: «Разве я не являюсь примером для вас?»[430] Потом он сказал: «Сон не яв­ляется проявлением нерадения — нерадение проявляет такой чело­век, который не молится, пока не настанет время следующей молитвы. Пусть тот, кто поступит так, совершит молитву, когда вспомнит о ней, а на следующий день совершит эту молитву в установленное время»[431]. Потом он спросил: «Как вы думаете, что [сейчас] делают [остальные] люди?» — а спустя некоторое время сказал: «Наутро люди обнаружили, что потеряли своего пророка. Абу Бакр и 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, стали говорить: " Посланник Аллаха щ находится за вами, ибо он не оставил бы вас позади". Однако [некоторые] люди утверж­дали: " Посланник Аллаха находится перед вами" [432], и если бы они послушались Абу Бакра и 'Умара, то поступили бы правильно».

[Абу Катада] сказал:

Когда мы присоединились к [остальным], прошла уже значитель­ная часть дня. Всё вокруг раскалилось, и [люди] жаловались: «О по­сланник Аллаха, мы погибаем от жажды!» [Пророк ] отвечал им: «Вы не погибнете», а потом сказал: «Подайте мне мою чашу», и велел принести [мой] сосуд для омовения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.