Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное воспитание в детском доме и школе-интернате






Дети-сироты или социальные сироты воспитываются до 3 лет в домах ребенка, а с 3-летнего возраста – в детских домах и школах-интернатах.

Социализация детей-сирот происходит с определенными трудностями:

– такая категория детей длительно пребывают на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях;

–детские дома являются закрытым социальным пространством, в котором ограничены социальные связи детей, возможности усвоения социального опыта;

– отстранение интернатных учреждений от личностных проблем воспитанников.

- темп психического развития воспитанников детских домов замедлен.

Депривация – это ситуация, в которой отсутствуют или являются недостаточными условия для полноценного развития и жизни человека. Существует несколько видов депривации: личностная, эмоциональная, социальная и когнитивная.

Главная задача в организации воспитательного процесса в условиях детского дома – это компенсация недостатка эмоционального тепла, милосердия, доброжелательность к детям-сиротам:

– создание ситуации максимально приближенной к семейной (создание помещений – квартиры, в которой живет семья – 10–12 детей разного возраста);

– позитивная эмоциональная поддержка действия ребенка;

– воспитание самостоятельности, преодоление иждивенческой позиции;

– жизнь ребенка в детском доме должна быть заполнена деятельностью, творчеством;

– коррекция личностного развития, поведения.

Содержание и формы организации жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у них:

– жизненной устойчивости, т. е. умения противостоять негативным явлениям среды;

– личностной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности;

– мотивации и потребности в развитии собственной личности.


 

Сфера нормаль­ного всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое».

Понятие нормы широко используется в медицине, психоло­гии, педагогике, социологии и других науках.

Понятие нормы изменчиво, различно в разных культурах и изменяется с течением времени.

Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Социальные нормы – официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила, дозволенные и обязательные стандарты поведения личности в группе, выступающие необходимым условием взаимодействия. Закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, могут выступать в виде неписанных правил среды.

«Отклонение» - не соответствие норме.

В социальной педагогике понятия «норма» и «откло­нение от нормы» используются для характеристики процесса развития и социального поведения человека.

Отклонения могут носить как негативный (умственная отсталость, преступность, алкоголизм), так и позитивный (талантливость, экономическая предприимчивость, творческая одаренность) характер. Одаренность детей - своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способно­сти - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности.

Понятие нормы позволяет выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации личности, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

 

Типы отклонений:

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показа­телями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. К таким нарушениям относят болезнь, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостат­ками: задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения), нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка (аутизм - состояние психики, характеризующееся замкну­тостью, отсутствием потребности в общении), суицид — попыт­ки к самоубийству.

Педагогические отклонения - понятие редко. В педагогической деятельности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятель­ность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности- стандарты, образования, получение или неполучение начального, среднего, профессионального образования. Согласно закону «Об образовании» РФ обязательным является общее среднее образование.

Социальные отклонения.

Социальное отклонение – социальное развитие, воспитание и поведение человека, не соответствующие ценностям и нормам, принятым в обществе.

Формы социального отклонения:

- асоциальное поведение (а- - не, без) несоответствие поведения человека принятым нормам, но не содержащее противоправных действий;

- антисоциальное поведение (анти- - против) противоправное поведение человека.

Теория социальной аномии (Р.-К. Мертон, 1930 гг.) – отсутствия норм в поведении человека или их недостаточность. Основанием аномии служит несоответствие между целями и средствами. Типы аномии:

- конформизм – равно положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе;

- инновативность – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств;

- ритуализм – отрицательное отношение к целям, перенос акцента на средства (бюрократизм, религиозная деятельность);

- ретризм – отрицание целей и средств (уход от жизни, алкоголизм, наркомания);

- бунт – отказ от целей и средств, принятых в обществе, замена их новыми целями и средствами.

Отклоняющееся поведение: девиантное и делинквентное.

Девиантное – действия человека отклоняются от принятых в обществе норм.

Делинквентное – отклоняющееся поведение в крайних его проявлениях – уголовно наказуемое, подлежащее соответствующему воздействию.

Социальные нормы делятся: уни­версальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие опреде­ленную сферу профессиональной деятельности или жизнедея­тельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Социальные нормы – фактор воспитания. Соблюдение социальных норм обеспечива­ется путем превращения внешних требований в потребность и привычку.

Этапы становления девиантного поведения:

- возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

- проявление несогласия, отрицание социальных требований;

- проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман);

- рецидивы противозаконных действий;

- накопление опыта противозаконных действий;

- включение в группу с асоциальным поведением;

- нарушение законов, совершение преступления.

Отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.

Причины социальных отклонений - трудности подрост­кового переходного возраста, неопределенность социального положения в обществе, нестабильность развития страны, воз­никновение экстремальных ситуаций, из которых подросток не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализиро­ванные социальные службы и специальные образовательные и социальные учреждения (дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры по­мощи детям, социальные приюты и др.).

Психолого-медико-педаго­гическая комиссия. Задачи: раннее обследование детей, выявление особенностей их развития, консультирование ответственных за детей взрослых по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования.

Состав психолого-медико-педагогической: психолог, врач-психиатр, невро­патолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт, специалисты дефектолого-педагогического профиля, социальный педагог и юрист.

По источнику типы отклонения в развитии ребенка и его со­циализации: антропологические (У. Г. Шелдон, склонность к нарушению определяется своеобразием внешнего вида), биологические (наследственность), социологические (Э. Дюркгейм, Р.-К. Мертон, усвоение негативного социального опыта, противоречие между результатом воспитания и требованиями среды) и психологические (З.Фрейд, особенности психики человека).

«Чистых» отклонений, как правило, не бывает. Социаль­ные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин отклонения в здоровье, психические и педагоги­ческие отклонения.

В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено поня­тие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждения; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть дан­ные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В социальной педагогике большое значение име­ет пограничная зона между нормой и отклонением, так как нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе; на реабилитацию подростков, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

Медицинская модель. Суть: несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

Причины отклоняющегося поведе­ния: эндокринные нарушения, нарушение созревания (акселерация и недоразвитие), органические мозговые наруше­ния, генетические отклонения и др.

На рубеже XIX-XX вв. сформи­ровалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями. В обществе имеются люди, физические и психические возможно­сти которых ограничены, но это не мешает им осуществлять элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Для обозначения людей с ограни­ченными возможностями использовалось слово «инвалид» (от лат. invalidus - бессильный, слабый), которое противопоставляло эту категорию граждан здоровым, сильным людям, подчеркивая, что инвалиды - более слабые, а потому менее способные.

В 60-х гг. XX в. - соци­альная модель, развитию которой послужила теория психоана­лиза. Люди с ограниченными возможностями стали объединяться в ассоциации и различные движения, что­бы отстаивать свои права.

Суть. Ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой новой теории изменились приоритеты в объясне­нии социальных выпадений. Социальная модель рассматривает поведение ребенка не только как от­клоняющееся, но и корректирующееся. Неадекватное, не соответствующее социальным ожиданиям поведение детей и подростков рассматривается как деформированный процесс накопления социального опыта, связанного с семейным неблагополучием, недостаточной педа­гогической культурой родителей, негативным балансом поощ­рений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами. И, по­скольку оно обусловлено не только болезненными процесса­ми, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция.

 


 

«Адаптация» - (от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание - приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Социальная адаптация - условие оптимальной социализации человека, социального самосовершенствования.

Показатели успешной социальной адаптации - удовлетворенность социальной средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс - естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.), обеспечивающее его естественную самореализацию, социализацию.

Адаптация как проявление - типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней.

Адаптация как результат – степень приспособленности человека к среде жизнедеятельности, данным условиям.

Факторы адаптации: опыт, настрой, состояние, самоактивность.

Опыт адаптации (характеризует адаптивность) способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним, обеспечивая большую скорость адаптации.

Неадаптивность - неспособность адаптироваться в условиях к предлагаемой деятельности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации.

Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.).

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Функциональная адаптация - характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Функциональная адаптация зависит от опыта в соответствующей деятельности, длительности временного перерыва в ней.

Адаптированность среды - ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.

Д е задаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) —исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение.

В научной литературе встречается синонимичный термин «д и задаптация» (от лат. dis — нарушение, искажение, деформация, исчезновение). Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить именно о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезновение адаптации — это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще.

Дезадаптация - несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, препятствующее адаптации.

Дезадаптация как процесс - снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.).

Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в данных условиях среды.

Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности.

Дезадаптированный человек - человек, отличающийся от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.

Основными причинами дезадаптации человека являются личностные и/или средовые факторы.

Личностные связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности:

•длительную болезнь;

•ограниченные возможности ребенка для общения со средой и отсутствие адекватного общения с ним;

•длительную изоляцию человека от среды повседневной жизнедеятельности;

•переключение на другой вид деятельности и др.

Средовые связаны с непривычностью или сдерживанием личностных проявлений:

•нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность;

•недостаточное внимание к общению с ребенком;

•подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад);

•подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие, бойкот;

•негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком и его отсутствие может привести к депрессии. (депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психического состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности – характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость);

•негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании» - формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения;

•дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. (дезадаптирующий человек (группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя);

• перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др.

Последствия дезадаптации негативного характера:

•личностные деформации;

•недостаточное физическое развитие;

• задержка психического развития;

•возможные мозговые дисфункции;

•типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

•одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;

•проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения - суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.

Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от педагога определенных защитных усилий по отношению ко всем детям.

Пути предупреждения или преодоления дезадаптации:

•создание оптимальных для ребенка средовых условий;

•недопущение перегрузок в процессе обучения;

•поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

•побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

•создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

•обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий;

•подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

«Реадаптация» (от лат. re... —возобновление или повторность действия) - восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности.

«Реабилитационная деятельность» - это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.

Реадаптированный человек — человек, преодолевший дезадаптацию.

«Коадаптация» (от лат. со..., вместе) — общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт. В зависимости от того, какой социальный опыт теряется, дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают для организации перевоспитательной работы с детьми и подростками. Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной среды.


 

Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить, как отрасль знания, в которой:

а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для развития и самореализации;

б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Задачи социально-педагогической виктимологии:

- разрабатывает принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации, коррекции этих отклонений;

- определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

- выявляет причины восприятия человеком себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Факторы виктимизации

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-климатические условия

2. общество и государство.

3. специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов.

4. группа сверстников

5. семья

Жертвы неблагоприятных условий социализации

Латентные жертвы - те, кто не смог реализовать заложенные в них за-датки в силу объективных обстоятельств их социализации. Высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. Но большинство Эйнштейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, т. к. условия их социализации недостаточны для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности.

Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут рассматриваться инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу потенциальных жертв могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность), или проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения - противоправное поведение и др.).

Направления виктимологической деятельности

1. Подготовка личности: разработка алгоритмов оптимального поведения в криминогенных ситуациях и специальный тренинг; формирование навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психофизиологической саморегуляции и т.п.

2. Повышение уровня защищенности лиц, чьи служебные функции, род деятельности и т.п. сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству.

3. Сведение к минимуму виктимогенных ситуаций, предотвращение и пресечение их путем информирования граждан о виктимогенных " ситуациях-ловушках", с тем чтобы они по возможности избегали их.

4. Практика своевременного и продуманного планирования в области социальной инфраструктуры (строительство жилья, учреждений социальной сферы и т.п.) - способствует предотвращению неконтролируемых миграционных процессов среди жителей данной территории (в поисках новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.).

5. Помощь и поддержка лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей среды:

– создание специализированных отделений для переживших насилие;

– развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной дефект развития человека (например, спортивный клуб для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

– создание культурных и образовательных центров различных национальностей (немцев, украинцев, белорусов и т.д.).

Социально-педагогическая реабилитация людей, ставших жертвами насилия либо пострадавших в экстремальной ситуации, основывается на принципах безотлагательности, приближенности и надежды.

Основными формами коррекционной работы являются:

а) семейная психотерапия: помощь семье в решении проблем, возникших перед ней в связи с нервно-психическими расстройствами у ребенка или подростка, содействие развитию взаимоотношений в семье по конструктивному пути, ослабление напряженности, отвлечение ребенка от психотравмирующих переживаний.

б) индивидуальная психокоррекционная: уменьшении тревоги и внутреннего напряжения путем отреагирования (разрядки) переживаний в рисунках, фантазиях, играх.

в) реабилитационные мероприятия: наличие социальной поддержки со стороны общества, восстановление или сохранение прежнего социального статуса, предоставление возможности обеспечить себе прочное материальное положение.

Направления помощи жертвам экстремальных и кризисных событий:

1. Поддержка адаптивных навыков " Я".

- формирование позитивных терапевтических взаимоотношений;

- разумное объяснение предстоящих терапевтических вмешательств.

2. Формирование позитивного отношения к симптомам.

- помочь клиентам признать, что их реакции, учитывая экстремальные обстоятельства, нормальны (предотвращение дальнейшей травматизации пережитым);

- помочь в изменении смыслов, которые человек вкладывает в пережитую ситуацию, на более конструктивные, адаптивные.

3. Снижение избегания. Избегание может происходить на нескольких уровнях:

– избегание аффектов или чувств (оцепенение);

– избегание воспоминаний о травмировавшем событии (амнезия);

– поведенческое избегание (фобические реакции);

– избегание обсуждения произошедшего.

Психологический дебрифинг – процесс совместного обсуждения в группе со специалистом всех аспектов травматической ситуации.

4. Изменение атрибуции смысла (изменение характеристик смыслов, вкладываемых в травматическую ситуацию).

а) возможность пациента вынести болезненные воспоминания и эмоции;

б) развитие самоэффективности;

в) изменение образа себя.

Основная цель социально-педагогической работы с клиентами-жертвами заключается в том, чтобы вернуть их на тот уровень функционирования, который у них имелся до травмы. Эго не значит, что человек станет таким же, каким он был до травмы, чего часто хотят сами клиенты. Травма разрушила их картину мира, поэтому им будут нужны некоторые дополнительные ресурсы " Я" или более гибкие поведенческие и когнитивные реакции, чтобы лучше противостоять стрессу при столкновении с травматическими переживаниями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.