Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 12. Производительность труда на предприятии: сущность, способы расчёта, основные показатели




Производительность труда– это результативность, эффективность труда в процессе производства за определенный период времени. В широком понимании, производительность труда – это способность конкретного работника производить продукцию, услуги в единицу времени.

В производстве любого продукта участвует живой труд, то есть труд затраченный работником непосредственно в процессе производства данного продукта итруд прошлый, затраченный, как правило, другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сырье, материалах, энергии и т.п.

Соответственно при характеристике производительности труда различают производительность индивидуального (живого) труда и общественного труда.

 

Производительность живого труда– это результативность работы конкретного работника.

Производительность труда, определяемая по затратам не только живого труда, но и общественного труда – называется производительностью общественного труда. При ее определенииобъем национального дохода страны делится на численность работников, работающих в сфере материального производства. Она планируется и учитывается в целом по народному хозяйству.

Повышение производительности труда во многом предопределяет изменение всех других качественных показателей характеризующих эффективность производства – прибыли, рентабельности, себестоимости и др.

На предприятии для выражения производительности труда используются два показателя – выработка и трудоемкость.

Выработка– это показатель количества продукции (объема работ, услуг) произведенную за определенный объем времени (час, день, месяц, квартал, год).

Трудоемкость– показатель, характеризующий затраты рабочего времени на производство единицы продукции (объема работ, услуг). Выработка считается прямым показателем производительности труда, трудоемкость - обратным.

На предприятиях материального производства в зависимости от того в каких единицах измеряется объем продукции различают три метода определения выработки: натуральный, трудовой, стоимостной.

Натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу времени, при котором выработка измеряется в натуральных единицах (штуки, тонны, метры и т.д.). Но этот метод в чистом виде может применяться только тогда когда на предприятии выпускается однородная продукция, что бывает очень редко. В основном этот метод используется при сопоставлении показателей бригад, звеньев, отдельных рабочих, оценке проектных решений, при определении норм выработки и уровне их выполнения.

Наибольшее распространение для оценки уровня производительности труда получил стоимостной метод, когда выработка рассчитывается в денежном выражении и позволяет учесть и сравнить разнообразные виды работ. В этом случае выработку можно рассчитать по валовой, товарной, реализованной продукции, чистой, нормативно-чистой и т.д. Вместе с тем, этот метод не всегда объективно отражает уровень производительности труда, так как на ее стоимостное выражение влияет структура, ценовой фактор и материалоемкость продукции. Наиболее приемлемым показателем выработки при стоимостном методе является показатель, рассчитанный по чистой продукции.



Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат в человеко-часах к фактическим затратам рабочего времени в часах. При использовании этого метода рассчитывается нормативная трудоемкость программы в нормо-часах. Этим методом определяется выработка в бригадах, участках, в цехах, по выпуску разнородной продукции (при наличии норм труда).

 

Вопрос 13. Сущность, задачи и принципы планирования на предприятии

Планирование — непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование деятельности компании– это документальная фиксация предстоящих действий или результатов конкретных действий компании в будущем.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.



3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов.

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам.

• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

 

Вопрос 14. Роль бизнес-плана в планировании деятельности предприятия

В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т. е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.

Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов.

С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции:

* Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, т.е. разработки стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений ее деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса.

* Вторая функция — собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, à в случае реализации бизнес-плана — для контроля за его выполнением.

* Третья функция — привлечение займов и кредитов. Для того, чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют — и их требования следует признать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдаст под новое дело кредиты, если ему не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы, поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования.

* Четвертая функция — рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал