Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Дистанционные образовательные технологии






Поскольку ДОТ становятся частью учебного процесса, то их использование должно регламентироваться определёнными требованиями.

В образовательной практике Республики Казахстан на законодательном уровне в Законе РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319- III(с изменениями и дополнениями, последнее 4 июля 2013 г. № 130-V) дистанционное обучение прописано как технология обучения и согласно постановлению Правительства от 19 января 2012 года № 112 «Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» и Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137. «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» дает возможность вузам реализовывать дистанционное обучение самостоятельно. Благодаря этому дистанционное обучение (ДО) реализуется во многих вузах Казахстана во все формы обучения.

Однако, прежде чем говорить об эффективном внедрении ДО необходимо разработать системный подход к его реализации. Системный подход в первую очередь предусматривает рассмотрение всех компонентов системы дистанционного образования: методологического, педагогического, научно-методического, экономического, организационного [4].

В системе дистанционного образования все эти составляющие отличаются от аналогичных составляющих системы традиционного образования, и одной из задач, которую необходимо решить это- определение места и роли дистанционного обучения в современном образовании.

Наиболее важными задачами, решение которых имеет определяющее значение для организации качественного дистанционного образования, является разработка методологических основ дистанционного обучения. В первую очередь необходимо определить:

1.Что понимается под дистанционным обучением: это форма или технология?

2. Какие педагогические методы используются в учебном процессе?

Необходимо ответить и на такие вопросы как:

1) оперативная доставка учебной информации обучающимся;

2) осуществление обратной связи с преподавателем;

3) обеспечение дистанционной индивидуальной или групповой работы.

Сегодня дистанционное обучение осуществляется во всех вузах Казахстана не как форма обучения, а как дистанционные образовательные технологии и только для лиц с ограниченными возможностями передвижения дистанционное обучение является формой получения образования (инклюзивное образование).

Дистанционное обучение затрагивает и очень много смежных проблем: философских, психологических, медицинских, которые должны рассматриваться во взаимосвязи.

Например, концепция электронного учебника включает в себя множество проблем: восприятие электронной информации, определение предельных информационных нагрузок, определение формата объектов на экране, анимация и т.д.

Экономика дистанционного образования определяется изменениями в роли и функции субъектов образования (преподаватель-студент). У преподавателей появляются новые функции, которые отсутствовали в традиционной системе. К ним можно отнести: умение работать на компьютере, умение создавать и работать с интерактивными обучающими программами, быть специалистом в области информационных технологий.

Система дистанционного образования требует также другой организационной структуры и формы управления учебным процессом, иных организационно-правовых норм. Это обусловлено тем, что в ДО используются распределенные образовательные ресурсы, применяется концепция гибкого учебного плана и не требуется аудиторного фонда для проведения занятий.

Однако, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, используемых в дистанционном обучении, качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебно - методического материала, формы его представления и организации самого процесса обучения. Другими словами от применяемых дидактических средств обучения.

Основой любого обучения является общение преподавателя со студентом. Традиционная технология передачи знаний в форме диалога (непосредственного общения) основных субъектов учебного процесса, является наиболее совершенной. Качество обучения здесь зависит от многих факторов и, прежде всего, от профессионально-личностных качеств самого преподавателя. Тем не менее, с самых ранних этапов развития коммуникационных средств в межличностных отношениях используется опосредованное общение с разделенной во времени обратной связью. Для дистанционного обучения именно опосредованное общение является основной технологией проведения образовательного процесса.

Психологическая и информационная насыщенность такого общения зависит от уровня развития технических средств. И в этой связи, появление компьютеров, особенно компьютеров с мультимедиа средствами, коренным образом меняет роль технических средств обучения.

Главной особенностью, отличающей компьютер от обычных технических средств обучения, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. Тогда, при наличии коммуникационного канала, компьютер может выступать как в качестве посредника между преподавателем и студентом, так и брать на себя часть организации учебного процесса. Таким образом, компьютер становится как бы еще одним субъектом учебного процесса.

Отсюда следует, что основной формой учебно-познавательной деятельности студента должна стать самостоятельная работа. Перенос центра тяжести в учебно-познавательной деятельности на самостоятельную работу студента требует пересмотра педагогических методов и средств организации учебного процесса.

В традиционной педагогике высшей школы, основанной на непосредственном общении, передача знаний осуществляется главным образом путем чтения лекций, проведения семинарских и практических аудиторных занятий. Так называемые информативные лекции занимают основную часть учебного времени [3].

При использовании компьютера, эта педагогическая технология может быть эффективно заменена технологией мультимедиа - лекций (интерактивных и не интерактивных), созданных на электронных носителях или размещенных на WEB - сайте университета. Известно, что на обычной лекции, опытный преподаватель интуитивно чувствует настроение аудитории, ее готовность к восприятию информации и, соответственно, мгновенно может корректировать ход лекций. При дистанционном обучении, когда учебный материал изучается самостоятельно, его усвоение контролируется опосредованной обратной связью. Поэтому здесь большое значение имеет представление учебного материала в виде электронных изданий с применением всевозможных, помимо текста, средств (картинок, анимации, звука и т.д.) и грамотное структурирование информации с тем, чтобы добиться максимального его усвоения в интерактивном режиме.

В мультимедийном учебном пособии, предназначенном для самостоятельного изучения можно включить и «мультимедийное сопровождение лекций», который представляет собой материал, предназначенный для подкрепления рассказа преподавателя эффектными видео- и аудио- материалам.

Учебное пособие является важнейшим условием организации высококачественного учебного процесса. И мы стоим сейчас перед серьезной проблемой создания принципиально нового типа информационного учебного материала, с необычайно широким спектром образовательных перспективных возможностей.

Сегодня, в связи с включением электронного обучения (E-learning) в образовательный процесс субъектов образования, роль электронных и мультимедийных образовательных ресурсов при самостоятельной подготовке обучающихся необычайно велика, т.к. они направлены на повышение качества образования.

Говоря о ДО в первую очередь необходимо рассмотреть какими свойствами оно обладает и без чего нельзя его организовать.

К существенным свойствам ДО можно отнести:

1. Опора на средства новых информационных технологий

n электронная почта

n телеконференции

n пересылка данных через FTP-серверы

n гипертекстовые среды (WWW-серверы)

n ресурсы World Wide Web, базы данных

n информационно-поисковые системы

n видеоконференции

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают достаточно большую интерактивность. Это достигается как с использованием различных программных продуктов, таких как систему MOODLE, так и с помощью электронной почты. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи с преподавателем, а преподавателю - возможность оперативно реагировать на запросы слушателя, контролировать и корректировать его работу в интерактивном режиме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.