Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наличие развитой среды обучения






Средства новых информационных технологий обеспечивают слушателей разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов студентам могут предлагаться:

n компьютерные обучающие программы

n мультимедийные образовательные ресурсы (электронные и мультимедиа - учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы)

n компьютерные системы тестирования и контроля знаний

n электронные справочники и энциклопедии

n учебные аудио и видеоматериалы

n информационные материалы, размещенные в сети Интернет и многие др.

4. Эффективность дистанционного обучения

Как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способно качественно обучаться дистанционно.

5. Экономическая эффективность. Для учебных заведений, стремящихся привлечь большее количество студентов (если нужно и за границей) дистанционное обучение представляется единственно возможным с точки зрения экономической эффективности. Из информации, имеющейся в базе данных Международного центра дистанционного обучения (ICDL, 2000), следует, что курсы дистанционного обучения имеются более, чем в 50 университетах или университетских колледжах Великобритании и более, чем в 1000 учебных заведениях других стран мира. В тех учебных заведениях, которые уже начали испытывать на себе груз увеличивающего числа (и разнообразия подготовки) студентов при отсутствии соответствующего роста финансирования, обучение на основе учебных материалов, вероятно, является эффективной альтернативой системе чтения традиционных лекций в аудиториях. Дистанционное обучение позволяет проводить образовательный процесс с большим количеством обучающихся (более 10 тысяч) одновременно, в то время как при традиционном процессе это потребует значительных затрат связанных с аудиторным фондом и сопутствующие ему финансовыми расходами [5].

6. Наличие современных мультимедиа средств и технологий позволяет создавать качественные электронные программы учебного назначения, дидактическая ценность которых может быть значительно выше обычных учебников. Такие мультимедиа курсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала. Однако для обеспечения диалога с преподавателем или организации коллективной работы студентов необходимы соответствующие телекоммуникационные средства и информационные технологии. Соответствующие технические средства позволяют реализовать практически все педагогические технологии, использующие в дистанционном обучении и сократить до минимума время обратной связи.

Традиционно ДОТ применяются вузами при организации обучения в региональных центрах. Для применения ДОТ требуется наличие соответствующего оборудования и программного обеспечения для проведения лекций, практических и семинарских занятий, разработанные интерактивные курсы, материалы для самостоятельной работы и т.д.

ДОТ в образовательной деятельности применяется и для организации самостоятельной работы студентов в условиях традиционного обучения.

Особое внимание при использовании ДОТ уделяется разработке концепции курса, в которой необходимо определиться с механизмами реализации различных видов деятельности обучаемых, обеспечивающих получение требуемых стандартами знаний, развития навыков и, в конечном итоге, компетенций.

Повышение роли самостоятельной работы, увеличение времени на нее приводит к тому, что особую актуальность приобретают такие разделы курсов, как методические рекомендации по изучению предмета (Путеводитель), форумы, связанные с обсуждением проблем, возникающих при изучении курса. Также повышаются требования к оперативности проверки заданий, прозрачности и понятности критериев оценки. Особую роль в этой системе играет контроль, заключающийся в том, что преподаватель- тьютор в течение учебного года контролирует наличие заданий для самостоятельной работы в каждом модуле, их своевременную выдачу студентам, своевременное выполнение задания и своевременную проверку (при необходимости используется система SMS-оповещений студентов и преподавателей), составляет графики консультаций студентов в чате/форуме и контролирует их исполнение. Кроме того, использование технологий дистанционного обучения приводит к интенсификации использования средств (например, Skype), обеспечивающих визуальный контакт с обучаемыми и необходимую степень интерактивности. Вместе с этим немаловажным является использование грамотно срежиссированного мультимедийного электронного учебника для проведения образовательного процесса в ДОТ.

Существующую традиционную подготовку специалистов все больше заменяют информационные технологии, использующие виртуализацию, с интерактивным управлением изменения параметров. Такие мультимедийные учебники позволяют создать виртуальные площадки, имитирующие реальность производственной среды и оценивают правильность выполнения заданий с указанием ошибок и полученных рейтинговых баллов. Все приборы и инструменты виртуально – интерактивной производственной площадки не отличаются от реально применяемых в жизни.

Перспективами использования ДОТ является более активное их использование при организации обучения по программе двойного диплома или нахождения студентов в рамках академической мобильности в другом государстве. Кроме того, ДОТ могут быть эффективным средством для организации непрерывного образования, когда слушатели могут более эффективно использовать свое время, совмещая работу с прохождением обучения в течение всей жизни.

Отдельным аспектом применения ДОТ является интеграция вузов с бизнес-сообществом, предоставляющей возможность получения необходимых знаний в разработке бизнес-проектов.

Таким образом, описанный практический опыт и перспективы применения ДОТ в вузе позволит заинтересованным организаторам и преподавателям реализовать модель инновационно-ориентированного вуза, являющегося значимой единицей экономики знаний.

Внедрение информационных технологий в систему образования не ограничивается только лишь созданием e-learning и использованием ДОТ. Этот процесс идет значительно шире: многие вузы в настоящее время перешли на электронное управление деятельностью путем создания электронных университетов.

Наш Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана поэтапно трансформируется в электронный университет на базе специально разработанного программного обеспечения, позволяющего вести учет и контроль над всеми структурными подразделениями университета в строгом соответствии с нормативной документацией.

В соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в университете студентам предоставлена возможность получать всю необходимую информацию по учебному процессу средствами информационных технологий – по принципу «одного окна» в «Личном кабинете студента» на портале университета, в частности:

ü самостоятельно выбирать преподавателя, основываясь на его квалификации и его учебной программе (составлять ИУП на один год обучения);

ü видеть свое индивидуальное расписание занятий за весь период обучения;

ü интерактивно работать весь период обучения с преподавателем в режиме как on-line так и off-line (видеть УМКД преподавателя, иметь доступ к электронным библиотечным ресурсам университета и Республиканской межвузовской электронной библиотеке);

ü просматривать свою успеваемость по каждой дисциплине (как текущее накопление рейтинга, так и итоговый рейтинг по дисциплине).

Кроме этого студенты могут просматривать свою успеваемость и расписание занятий на терминале прямого доступа в здании Университета, если доступ к Интернету у студента отсутствует.

Неоспоримые преимущества приобретает и профессорско-преподавательский состав (ППС) университета по возможности организации своей работы по учебному процессу средствами информационных технологий через «Личный офис преподавателя» на портале университета. В своем личном офисе преподаватель имеет:

ü электронный УМКД для студентов;

ü мониторинг дисциплинарной группы;

ü мониторинг индивидуального расписания занятий с прикрепленным списком студентов (аудитория, корпус, время проведения занятия);

ü самостоятельное ведение электронного журнала по накоплению текущих и рубежных контролей за указанный период времени, которые автоматически попадают в Офис Регистратора без возможности исправления выставленных преподавателем рейтингов студента, тем самым препятствуя возникновению коррупционных действий.

Автоматизированная система управления образовательным процессом (рис.1) позволяет в комплексе решить задачи автоматизации учета документов, взаимодействия сотрудников, контроля и анализа исполнительской дисциплины, такие как:

ü централизованное безопасное хранение документов;

ü оперативный доступ к документам;

ü регистрация входящих и исходящих документов;

ü просмотр и редактирование документов;

ü контроль версий документов;

ü поиск документов по их содержанию;

ü работа с документами;

ü коллективная работа пользователей с возможностью согласования, утверждения и контроля исполнения документов;

ü контроль и анализ исполнительской дисциплины;

ü учет и контроль рабочего времени сотрудников [6].

Рис.1 АСУ образовательным процессом

 

Использование информационных технологий создает основу для результативного и эффективного с точки зрения соотношения «затраты-результаты» внедрения и поддержания системы управления качеством учебного процесса и, в целом, управления деятельностью организации образования.

Для эффективного использования современных информационных технологий в учебном процессе необходима высокая информационная компетентность сотрудников, преподавателей и обучающихся. При внедрении АСУ в университете мы столкнулись с данной проблемой, которая была успешно разрешена путем организации повышения квалификации всех сотрудников и ППС, в том числе с применением ДОТ.

При использовании информационных технологий в образовании, в том числе ДОТ, имеют место актуальные на сегодняшний день недостатки, на которых следует остановиться:

1. Прежде всего, затруднена идентификация студента - проверить, кто сдаёт экзамен, пока невозможно. Однако, некоторые учебные заведения, практикующие ДОТ, стараясь исправлять недостатки, применяют веб-камеры, организуют очные сессии, а также организуют выезды преподавателей в учебные центры или другие формы, которые выбирает вуз по своему усмотрению.

2. Требуется разработка и модернизация существующих государственных стандартов по дистанционному обучению.

Все указанные недостатки постепенно могут быть устранены через развитие современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), новых педагогических технологий и, несомненно, переработку нормативной правовой базы ДОТ, которые открывают возможности и перспективы внедрения данной технологии обучения и информационных технологий, в целом.

Таким образом, новые требования вызывают необходимость построения новой модели учебного процесса, создания качественно новой системы управления образованием, формирования новой модели личности, существующей в условиях открытого информационного общества. Эти и многие другие вопросы необходимо совместно решать учеными и педагогами, занимающимися проблемой эффективного использования информационных технологий в учебный процесс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.