Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая система дистанционного обучения




С дидактической точки зрения ДО можно охарактеризовать как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой посредством информационно – коммуникационных технологий на расстоянии в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Традиционная дидактическая система, в которой протекает образовательный процесс, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.

Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система ДО, в которой он происходит, включает в себя 12 элементов. Помимо перечисленных 7 элементов дополнительно включены такие элементы как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Хотя, эти элементы присутствуют в традиционной форме, но их значимость для нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.

Дадим характеристику элементов педагогической системы ДО (ДСДО), которая изображена на рис. 1.2.1, отмечая особенности в общих элементах и, делая упор на вновь введенные

  Цель     Учебно- материальная
  Содержание   Обучающие Идентифика- ционно- контрольная
  Методы     Нормативно- правовая
  Средства   Обучаемые   Финансово- экономическая
Формы     Маркетинговая

Рис. 1.2.1. Структура дидактической системы дистанционного обучения.

Цель обучения.

Она составляет систему и знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает, как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д.. Цель- это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне . Такое общепедагогическое понимание цели приемлемо как к традиционному, так и к дистанционному обучению.

Содержание обучения.

Его можно определить как педагогическую модель социального заказа, а процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. Содержание обучения не зависит от формы обучения и устанавливается ГОСО специальности. Вместе с тем нужно особо отметить, что ДО применим не ко всем специальностям. Например специальностям медицины, ряду технических специальностей. Где в обязательном порядке требуется работать руками под руководством преподавателя.



Обучающиеся

Поскольку ДО в Казахстане утверждено как технология обучения, то и обучающиеся во всех формах обучения носят одинаковый смысл. Единственным различием является то, что обучение в рамках традиционно процесса происходит в аудиториях, а в ДО вне учебного заведения. Однако обучающимся в ДО предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств ИКТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., а, главное, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это и свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться. Очевидно, что к слушателю ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др.. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами ИКТ.

Таким образом, обучение в системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал