Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Уроки 19, 20. Ненаучное познание
Особенности этих уроков состоят в том, что их содержание охватывает различные виды познавательной деятельности, не являющиеся научным познанием. Сводить все познания только к научному — значит существенно сужать содержание деятельности человека по усвоению окружающего мира. Так, здесь находят освещение такие способы и формы познания, как миф, опыт повседневной жизни, или жизненная практика, народная мудрость и здравый смысл, художественное освоение мира, а также паранаука. Содержание урока диктует его план. Опыт показывает, что бо́ льшую часть учебного времени целесообразно посвятить изучению нового материала, попутно закрепляя его с использованием заданий, приведенных в конце § 10 учебника. План изучения нового материала 1. Мифология. 2. Жизненный опыт. 3. Народная мудрость. 4. Паранаука. 5. Искусство. 1. Мифологии как способу постижения мира посвящена первая часть данного параграфа. Более эффективному усвоению учебного материала поможет предварительное задание — припомнить один из мифов и выделить в его содержании сведения, отражающие представления об окружающем мире. Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. Она тесно связана с мифологическим мышлением, которому свойственны такие черты, как: — неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временны́ х отношений, происхождения и сущности и т. д.; — замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм). В мифах, как правило, мифологическое событие отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Разбор этих особенностей мифа и мифологического способа постижения мира можно осуществлять с помощью задания 1 к § 10 учебника. Можно дополнительно поставить перед учащимися вопрос: почему наименования явлений и элементов мира приводятся с заглавной буквы? Предложите учащимся на примере мифа, подобранного при домашней подготовке, определить, к какой категории он относится (к мифам этиологическим или космогеническим, календарным, или эсхатологическим, или биографическим?); установить, какие сведения о мире отражает этот миф; чем отличаются эти сведения от научных истин; могут ли быть названы эти сведения знаниями. 2. Другой способ познания мира, также не являющийся в точном смысле научным, — опыт повседневной жизни, или жизненная практика. Ему посвящается следующая часть урока. В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали, распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером такого невербального способа передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного. Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия. Полноценное овладение многими инструментами предполагает непременный показ наряду с рассказом о его устройстве и назначении. Рассказ о практическом действии ведется особым языком, который не может быть понят до конца без практической демонстрации необходимых действий и манипуляций. Иными словами, этот вид знаний может передаваться в процессе непосредственного общения. Важной особенностью знаний, рождающихся в процессе практической деятельности, является то, что они базируются на локальной практике, т. е. ограничены опытом отдельного человека и удовлетворяют вполне определенную потребность. Целесообразно, опираясь на текст учебника, предложить учащимся самостоятельно ответить на следующие вопросы: 1. Правомерно ли отнесение опыта повседневной жизни к познавательной деятельности? 2. Какие черты этого вида познания наиболее существенны? 3. Что отличает этот вид познания от науки? Помимо практического знания, в личный опыт людей входит и духовно-практическое знание. Оно, в отличие от практического знания, говорит не о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, а о том, как следует относиться к миру, другим людям, самому себе. Важнейшим элементом этого типа знания оказывается формулирование и демонстрация обобщенных образцов поведения и мышления, для чего используются не теоретические понятия, а наглядно-образные средства — легенда, притча, культовое изображение, ритуальное действие. Исследователи отмечают, что если практическое знание содержит в основном констанции по поводу свойств материалов и объектов, последовательности операций, составляющих процесс преобразовательной деятельности, то духовно-практическое нагружено надеждами и стремлениями, оценками и чаяниями. Поэтому оно нередко формулируется в качестве вопроса, проблемы, широко использует сравнительные, сослагательные, модельные грамматические формы (см.: Касавин И. Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. — М., 1990. — С. 24—25). 3. Отдельного внимания заслуживает вопрос о народной мудрости и здравом смысле. Дело в том, что в литературе по гносеологии этот способ познания мало описан и представлен. Вместе с тем именно с этим способом познания человек знакомится в достаточно раннем возрасте, и он сопровождает человека всю его жизнь. Загадки, пословицы, поговорки — все они содержат важные сведения о мире природы и людей. Однако эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, как правило, не задумываясь над их происхождением, достоверностью или истинностью. Любопытно, что по одному и тому же поводу они могут давать прямо противоположную по смыслу информацию. Полезно обсудить с учащимися причины такого феномена и возможные следствия. Задания 3—6 к § 10 учебника дают возможность рассмотреть характерные черты таких видов знания, как практический опыт, народная мудрость, здравый смысл. 4. Вопрос о паранауке также нельзя отнести к хорошо изученным и представленным в научной литературе. Скорее, он достояние определенных изданий, которые с трудом можно отнести к серьезным научным публикациям. Тем не менее в настоящее время многие вопросы, касающиеся паранауки, широко обсуждаются, в том числе и среди молодежи. Этот вопрос заслуживает дискуссии на уроке. Однако следует иметь в виду, что дискуссия целесообразна только в том случае, если у учащихся класса действительно отмечается интерес к паранауке. Навязанная дискуссия вряд ли даст положительный результат. Этот результат можно видеть в том, что учащиеся сумеют в процессе обсуждения подняться над обыденными суждениями до понимания сложности познавательной деятельности, ограниченности некоторых познавательных возможностей современного общества. Здесь уместен широко известный образ: человек, который находится внутри круга, имеет знания, расположенные внутри определенной границы (линии круга). Эта линия отделяет знаемое от непознанного. Чем шире круг, тем больше оказывается и то, чего человек еще пока не знает. Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится не только все более широкой по охвату явлений, но и более сложной. Сложности и объективные трудности научного познания порождают, с одной стороны, феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой — спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней. В качестве основы для дискуссии можно предложить заранее подготовленные сообщения сторонника и противника паранауки и их рецензентов. В обсуждение включаются все желающие. При необходимости можно привлечь в качестве экспертов учителей того или иного предмета, связанного с областью научных знаний, на базе которых существует паранаучный феномен. Идеальным будет приглашение на дискуссию в качестве эксперта ученого — специалиста по данному вопросу. В любом случае учителю полезно заранее познакомиться с публикациями, на основе которых будут подготовлены сообщения учащихся, и оценить их. 5. Наконец, заключительная часть занятия может быть посвящена изучению такого способа постижения действительности, как художественное познание. Специфика этого способа познания состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Сложность вопроса предполагает объяснение учителя или комментированное чтение фрагмента учебного пособия. При этом учителю может помочь дополнительная информация о природе художественного образа. Образ относится прежде всего к сфере идеального. Мышление созидает мир иллюзорный, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному миру. В художественном образе соединяются воедино два начала — объективно-познавательное и субъективно-творческое. Образ, создаваемый художником (речь идет о художнике в широком смысле слова), так или иначе связан с реальной действительностью. При этом образ обладает такими чертами, как чувственная достоверность (он обладает свойством напоминать реальный объект или явление), пространственно-временна́ я протяженность, предметная законченность, самодостаточность. Иными словами, образ обладает теми же чертами, что и реальный объект. И тем не менее он не тождествен реальному объекту. Образ не реальный, а идеальный объект и в силу этого обладает свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез. Художественный образ не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, общее. Вместе с тем в отличие от понятия образ нагляден, его можно видеть, слышать, различать, ощущать. Он не разлагает явления на составляющие, а несет целостное и обобщенное впечатление. Художественная специфика образа определяется не только тем, что он отражает существующую действительность, но и тем, что творит новый, небывалый, вымышленный мир. Творческая природа образа, как и познавательная, проявляется двояко. Во-первых, художественный образ есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с его духовными запросами, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В образе наряду с объективно существующим запечатлевается желаемое, предполагаемое, т. е. все, что относится к сфере эмоционально-волевой, субъективной. Во-вторых, в отличие от чисто психических образов фантазии, художественный образ созидается преображением реального материала: красок, звуков, слов и т. д. — в произведение, которое занимает свое особое место среди предметов реального мира. Цель образа — пре-образ-ить вещь, превратить ее в нечто иное, раскрыть сущность какого-либо факта, явления. С помощью образа художник повествует о мире и о своем восприятии мира. Образы рождаются для того, чтобы выразить понимание, отношение творца к тому, что он чувствует, понимает, стремится сохранить и передать другим. Такая структура художественного образа — «одно через другое» — уходит корнями в древнее миросозерцание, в котором все предметы мира могут превращаться друг в друга, нет границ между людьми, животными, растениями и т. д. С развитием научно-логической картины мира формы вещей стали постепенно становиться «непроницаемыми», при этом сфера художественного мышления обособилась и сохранила возможности переходов между вещами, их частичное совмещение. Превращение вещей, форм, их элементов — характерная черта рождения художественных образов. Весьма наглядно такие превращения выступают в театральном искусстве (перевоплощение одного человека в другого), где актер как бы сливается со своим персонажем и в то же время наделяет персонаж собственными индивидуальными чертами. К проблеме художественного познания и преобразования мира учащиеся обратятся далее, при изучении духовно-теоретической и духовно-практической деятельности (гл. III учебника).
|