Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 13, 14. Познавательная деятельность человека






Эти уроки являются вводными ко всей теме. Они призваны сформировать общее представление о данной сфере человеческой деятельности, ввести в круг наиболее существенных и актуальных проблем: что значит познавать мир и самого себя, какую роль играют знания в жизни общества и человека, как соотносятся мышление, чувства и интуиция в процессе познания.

Школьникам предстоит познакомиться с различными подходами в прошлом и сегодня к решению этих проблем. Это поможет им глубже вникнуть в существо рассматриваемых вопросов, а также еще раз убедительно покажет, что условием развития общественной мысли является свободное высказывание и обсуждение многообразных, подчас взаимоисключающих идей и взглядов.

План изучения нового материала

1. Знания, их роль в жизни общества и человека.



2. Как добываются знания:

а) объект и субъект познания;

б) чувственное восприятие мира и самого себя;

в) роль мышления в познавательной деятельности;

г) интуиция и озарение?

При выборе формы занятия важно учесть два обстоятельства. Поскольку данный урок, как уже отмечалось, является вводным ко всей теме, значительную часть займут объяснения учителя. В то же время круг рассматриваемых вопросов, несмотря на философско-обобщенный характер отдельных положений и выводов, не чужд личному опыту учащихся: познание в различных формах и проявлениях выступает для них одним из ведущих видов деятельности. Актуализировать этот опыт, сделать его предметом анализа можно, лишь используя активные диалоговые методы обучения. Поэтому дискуссии и беседы, выполнение различного рода заданий должны стать неотъемлемой частью занятия.

Рассмотрим один из вариантов его проведения.

1. Определить роль и назначение различных видов знаний можно, моделируя отдельные ситуации.

А. Школьникам предлагается поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:

— О мире физических явлений я знаю...

— О мире живых существ я знаю...

— О мире людей я знаю...

— О себе я знаю...

Обобщая высказывания школьников, полезно обратить внимание на разнообразие и объем накопленных ими знаний о мире и человеке. Эти знания — о предметах, процессах, явлениях, свойствах, связях и т. д. — не исчерпывают всего многообразия наших познаний.

Б. Старшеклассникам предлагается продолжить следующие фразы:

— Я знаю, как пользоваться...

— Я знаю, как применить...

Здесь уже речь идет о другом виде знаний — способах и правилах деятельности.

В. И наконец, ученикам дается возможность раскрыть и конкретизировать следующее суждение:

— Я знаю, откуда берется само знание.

Как правило, высказывания школьников носят поверхностный характер, не затрагивают внутренние процессы добывания, переработки, присвоения информации, формирования образов и представлений, оценок и выводов, а лишь касаются тех внешних форм, в которых они протекали: это мы изучали на уроке физики, об этом мне рассказал мой папа и т. д.

Подводя итоги обсуждения, учитель подчеркивает, что ответ на вопрос о том, как человек познает действительность и самого себя, не так прост и очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Философы, психологи, представители религиозной мысли изучают эту проблему и дают ей свои трактовки. О некоторых идеях и позициях и пойдет речь в дальнейшем.

Показать роль различных видов знания в нашей жизни также можно, используя метод моделирования ситуаций, но в данном случае «от противного», т. е. ситуации «незнания» с дальнейшим прогнозом всех возможных ее последствий.

А. — Человечество не знает способов борьбы с инфекционными заболеваниями.

— Человечество не знает письменности.

— Люди не знают полезных свойств злаковых растений.

Путем несложных рассуждений школьники приходят к выводу, что каждое такое «незнание» отбрасывает человечество на столетия и тысячелетия назад. Иначе говоря, приращение и углубление знаний выступает важнейшим условием и фактором поступательного развития человечества.

В заключение имеет смысл проанализировать ситуацию «незнания» на уровне отдельной личности.

Б. Мария Ивановна не знает:

— как функционируют сердце и кровеносная система;

— вредных свойств животных жиров;

— как передается наследственность.

Обсуждение этой и подобных ситуаций показывает, что есть такие познавательные проблемы, незнание которых может иметь крайне негативные последствия для человека, его жизни, здоровья, служебного роста и т. д. Вместе с тем есть и такое «незнание», которое не оказывает существенного воздействия на жизнедеятельность человека. В любом случае очевидно, что знания отдельного человека составляют лишь малую толику знаний, накопленных человечеством. При этом, конечно, по объему и характеру имеющихся знаний, а главное, по способностям к их усвоению люди существенно отличаются друг от друга.

Исследователи давно пытаются найти надежные показатели, характеризующие уровень познавательных способностей человека. Об одном из таких показателей, который широко используется педагогами и психологами в странах Запада, можно рассказать ученикам подробнее. Он называется коэффициент интеллектуальности (IQ) и относится прежде всего к оценке мыслительных возможностей личности. Выявляется IQ посредством решения системы несложных задач, не требующих предварительной подготовки. Считается, что на 60—80% коэффициент интеллектуальности зависит от генов, т. е. передается по наследству.

В. Учащимся предлагается следующее познавательное задание:

Проведенные в США исследования показали, что между людьми с высоким и низким показателем IQ возникают в дальнейшем огромные социальные различия. Если первые преуспевают, имеют престижную работу, высокие доходы, добиваются успеха во многих своих начинаниях, то вторые, как правило, бросают школу, не получив среднего образования, живут на пособие, пополняют криминальные сообщества. Правительство стремится сгладить эти различия, используя в первую очередь такой инструмент, как школа. На помощь отстающим ученикам выделяется 92% средств, отпускаемых на образование. Учителя, учебники, экзамены ориентированы прежде всего на слабоуспевающих учеников.

1. Считаете ли вы правильной такую политику в школьном образовании?

2. Какая из приведенных ниже зависимостей, на ваш взгляд, в большей мере соответствует действительности: а) исходно плохие социальные условия жизни — низкий IQ; б) низкий IQ — убогая жизнь в дальнейшем?

3. Что, по-вашему, нужно делать людям с низким показателем интеллекта?

2. Вопрос о чувственном и рациональном познании достаточно обстоятельно изложен в учебнике. Поэтому, не останавливаясь на всех аспектах проблемы, выделим некоторые наиболее существенные моменты.

Один из них — соотношение объективного и субъективного в чувственном познании мира. Для подведения школьников к необходимым выводам используем познавательное задание: на основе анализа приведенных ниже сведений определите факторы, которые, помимо свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного образа.

1. Зрительное восприятие мира человеком и животными существенно разнится.

В учебном пособии упоминается, что гремучие змеи имеют особое «тепловое зрение», позволяющее им воспринимать инфракрасные лучи. К этому можно добавить, что собаки видят все окружающие предметы в черно-белых тонах. Пчелы не воспринимают красного цвета, но им доступно восприятие ультрафиолетового излучения.

2. Известно, что восприятие взрослого и ребенка различно. Это относится, в частности, к размерам предметов, расстояниям между ними.

3. Некоторые факты свидетельствуют о том, что чувственное познание, присущее людям далекого прошлого, имело свои особенности. К примеру, они не воспринимали линейную перспективу.

4. Как пишут современные исследователи, индейцы племени камайура (Бразилия) не различают синего и зеленого цветов, обозначая их одним и тем же словом, значение которого — «цвет попугая».

Данные факты помогут школьникам сделать важные обобщения: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

— особенности «воспринимающих устройств», т. е. наших органов чувств;

— индивидуальный опыт;

— культурно-исторический опыт.

Таким образом, мы с полным основанием можем утверждать, что результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.

Рассматривая вопрос о рациональном познании, целесообразно, если позволяет учебное время, заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления. Несомненно, полезным является, в частности, рассмотрение структуры доказательства. К этой форме мышления каждый из нас прибегает часто, однако осуществляет ее далеко не всегда правильно.

Прежде всего ученикам полезно поупражняться в отделении тезиса (т. е. суждения, истинность которого надо доказать) от аргументов (т. е. суждений, которые используются при доказательстве тезиса). Для этого можно использовать соответствующий фрагмент любого текста.

Приведем примеры.

А. «Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно бо́ льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники».

В данном случае тезисом выступает первое утверждение. Остальные используются для его аргументации.

Б. «Все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства».

Здесь тезисом является последнее суждение, первые два — аргументы.

На этих же примерах можно показать различные способы доказательства. В первом случае для обоснования используется фактический материал. Во втором — дедуктивное рассуждение. В упрощенном виде оно выглядит так:

Все сыновья — потомки. Все потомки — наследники. Все сыновья — наследники.

Большую не только теоретическую, но и практическую значимость имеет вопрос о логических ошибках в доказательстве. Соответствующий материал можно почерпнуть из учебников по логике. Назовем два из них: Ивин А. И. Логика: Учебное пособие для старшеклассников. — М., 1996; Ивлев Ю. В. Логика. — М., 1992.

Еще один существенный момент темы, на который хотелось бы обратить внимание, — роль интуиции в познавательной деятельности. Можно остановиться подробнее на этом виде познания, который не укладывается в традиционную схему познавательного процесса, но привлекает к себе все большее внимание. (Целесообразно напомнить, что вопрос об интуиции уже затрагивался в связи с творческой деятельностью при изучении § 4 учебника.)

Господствовавший долгие годы в нашей стране философский материализм отводил интуиции роль второстепенного фактора в постижении истины, считая, что это просто непроявленное, неосознанное выражение классических познавательных форм. Вспомним, как интерпретировался утверждаемый в отдельных изданиях факт, что Д. И. Менделеев именно во сне увидел в законченном виде свою будущую периодическую систему элементов. Акцент делался на то, что знания были уже накоплены в процессе теоретической деятельности, эксперимента, многочисленных наблюдений, а последний «штрих» удалось сделать, когда мозг отдыхал от повседневной текучки. В то же время очевидно, что как раз этот «штрих» и явился генеральной идеей всей теории. Можно было сколько угодно долго перебирать известные факты, но так и «не увидеть» определяющую зависимость свойств химических элементов и их атомных весов.

Сегодня в науке предпринимаются попытки полнее осмыслить это явление. Обсуждение вопроса на уроке выстраивается в следующей логике:

1. Издавна было замечено, что иногда в сознании отдельных людей истина рождалась сразу, в готовом виде: не добывалась трудами, а подчас и лишениями, а появлялась прекрасная в своей завершенности и несомненности. Таких людей называли мудрецами, пророками или, как в Древнем Китае, «совершенно мудрыми», их окружали почетом и уважением (изредка такие озарения могли посещать и обычных людей). Предсказания этих людей сбывались, а сделанные ими открытия многократно превосходили накопленные к тому времени знания. Так, некоторые современные исследователи отстаивают гипотезу, согласно которой в главной книге древних китайцев «И цзинь» («Канон перемен»), созданной около четырех тысяч лет назад, через систему рисунков, символов, гексаграмм показана генетическая структура человека, то есть то, к чему нынешняя наука подошла лишь несколько десятилетий назад, было доступно людям в глубокой древности. (Подробнее об этом см.: Невозможная цивилизация / Сост. А. А. Маслов. — М., 1996.)

2. Что же лежит в основе этих догадок, озарений?

Религия относит такие явления к разряду сверхъестественных, порожденных влиянием Божественных сил.

Многие философы древности считали, что человек рождается с готовым знанием обо всем (так полагали мыслители в Индии и Китае) или о существенных моментах бытия («врожденные идеи» Платона). В течение всей своей жизни люди восстанавливают — «вспоминают» эти знания. Истинное знание, утверждал Сократ, «есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием».

Эту мысль по-своему интерпретируют и некоторые современные исследователи. Известный швейцарский философ и психолог К. Юнг пришел к выводу, что психике людей присущи «догадки» о некоторых предельно общих закономерностях окружающего мира (интуитивно схваченных еще первобытным человеком). Он назвал эти догадки «архетипами». Например, «архетип бессмертия» отражает реальную закономерность: смена поколений, происходящая через женщину, позволяет человеческому роду бесконечно продолжаться. В мифах, сказаниях, религиях эта идея воплощается в образе «богини-матери». Врожденные «архетипы» не плоды индивидуального опыта, в них мудрость всего человечества, накопленная веками. Но она, пусть бессознательно, становится достоянием отдельного индивида. Отсюда способность предчувствовать не только свое будущее, но и выдвигать идеи, истинность которых подтверждается спустя десятилетия или даже века.

Завершая этот сюжет, подчеркнем, что обсуждение данной проблемы полезно уже хотя бы потому, что предостерегает от упрощенного, схематичного восприятия процесса познания.

Средством углубления и закрепления изученного материала, контроля за его усвоением наряду с вопросами и заданиями, помещенными в конце § 7, могут служить следующие тесты и задачи:

1. Выберите из перечисленного.

К формам рационального познания относятся:

— ощущение,

— суждение,

— понятие,

— фантазия,

— умозаключение.

2. Сравните два подхода к проблеме познания. В чем сходство и различие этих позиций?

«Чем дальше идешь, тем меньше узнаешь. Поэтому мудрый не ходит, а знает; не видя, называет; не действуя, совершает... Совершенный человек, управляя, прячет свой слух и зрение, полагается на доа, отказывается от умствований» (древнекитайский философ).

«У нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть ясного знания о чем бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи... душой» (древнегреческий философ).

3. К эмпирикам или рационалистам принадлежат авторы следующих высказываний:

«Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства — общие с животными и растениями» (Сенека);

«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению» (Н. Рерих)?

4. Закончите схему «Формы познания».

(Более детализированные схемы, охватывающие многие стороны познавательной деятельности, см.: Обществознание в школе. — 1997. — № 4, 5.)

5. Заполните вторую колонку таблицы:

Виды знаний Их роль в жизни общества и человека
Знания о явлениях, процессах, предметах Знания о способах деятельности Мировоззренческие знания  

6. Немецкий ученый XIX в. писал: «…где достигается вершина и глубина исследования, прекращается механическое и логическое действие рассуждения и наступает процесс внутреннего восприятия и творчества».

Как вы понимаете эту мысль? Разделяете ли вы ее?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.