Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксиситское и веберианское направления в теориях социальной стратификации.






Теория социальных классов – важнейшая часть творческого наследия К.Маркса.

Основные критерии социального класса по Марксу: Общая позиция в экономическом обществе производства. Специфический образ жизни. Классовое сознание. Конфликтные отношения с другими классами. Политическая организация.

Классообразующая основа – экономика. Главное не размер дохода, а отношение человека к средствам производства.

Класс некоторое количество людей в структуре. Маркс, учитывая сословную принадлежность, не отводил этому главное место. Все прогнозы, сделанные Марксом по поводу отношений антагонистов (буржуазия, пролетариат), не оправдались. Численность рабочего класса перестала увеличиваться, зарплата постоянно росла (они видели пример революции в нашей стране, и не хотели повтора подобного случая в своей).

Современное общество имеет стратификацию по параметру «собственность». И здесь нам ближе стратификационная модель М.Вебера. У Вебера нет четкого определения «класса» и нет ни в одной работе четкой классовой структуры. Но у него она богаче, чем у Маркса.

По Веберу:

1) Богатство ó экономический статус => классы

2) Власть ó политический статус => партия

3) Престиж ó социальный статус => страты или статусные группировки

Класс у Маркса – собственность и эксплуатация, а у Вебера – собственность и рынок. Где нет рынка и денег, класса тоже нет.

В капиталистическом обществе выделено 5 классов: Работники; Мелкая буржуазия; «белые воротнички» - технические специалисты, интеллигенция; Администраторы и менеджеры; Собственники (те, кто получают ренту от владения и предприниматели)

Марксистское направление социальной стратификации: неомарксизм, советский марксизм, постмарксизм.

Неомарксизм включает 2 направления: Франкфуртская школа (Фромм, Адорно, Маркузе). Экзистенциальный марксизм (Сартр) – получил распространение во Франции.

Советский марксизм – это «творческая» интерпретация учений. Брались различные цитаты Маркса и на их основе конструировали то, что нужно.

Постмарксизм – это достаточно современные концепции (70-е - 80-е гг). В них основывались опровержения об менеджериальном обществе. Капиталисты достаточно эффективны контролируют своих рабочих.

у Маркса: класс – группа людей, отличающаяся своим отношением к собственности на средства производства, а также способом получения и долей общественного богатства, которыми они обладают. Первоосновой является производственная деятельность (а не духовная сфера – надстройка над базиом), напр.на удовлетворение матер. потребностей. Движущая сила развития общества – классовая борьба – конфликт между экономическими группами, развитием которого определяется ход исторического прогресса. 2 осн. класса: пролетариат и буржуазия, но есть и другие с нечетким отношением к собственности на ср-ва производства. Класс крестьянства пережиточный, у него нет будущего.

Вебер - альтернативная теории стр-ции: он выделяет другие факторы, формирующее неравенство (престиж – один из важных признаков соц. класса). Придает большее значение наличию промежуточных классов. В отл. от Маркса, считает бюрократию классом, необходимым звеном власти. Класс – это совокупность людей, имеющая равные шансы, детерминированные властью, получать доходы. Стратификационные модели отражают схему неравенства об-ва: в виде «пирамиды» (Маркс) и «ромба» (современное американское общество, где преобладает средний класс) (у Вебера).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.