Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИСтр 1 из 13Следующая ⇒
Необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИ
Выпускная квалификационная работа
Направление: 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» Автор ВКР ______________ / студент V курса ОЗО Резанова Любовь Сергеевна Научный руководитель ________/ к. фил. н., доц. Щурина Юлия Васильевна
Допущен к защите зав. кафедрой РЯиМП к. фил. н., доц. Ю.В. Щурина _____________________________ «_______»____________________2013 года
Чита 2013
Оглавление. стр. Введение ……………………………………………………………………….3 Глава 1. Необщеупотребительная лексика в современном русском языке: классификация, особенности, функции ………………………….6 1.1. Активные процессы в лексике современного русского языка…………………………………………………….6 1.2. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления……………………………………………………..11 1.3. Специальная лексика и терминология в современном русском языке……………………………………………………………....15 1.4. Диалектная лексика в современном русском языке…………..22 1.5. Жаргонная лексика в современном русском языке…………...29 Выводы по главе 1…………………………………………………….31 Глава 2. Лексика ограниченного употребления в дискурсе СМИ …….33 2.1. Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ……………………………………………………………….33 2.2. Диалектная лексика в текстах современных СМИ……………39 2.3. Жаргонная лексика в текстах современных СМИ…………….42 2.4. Изучение лексики ограниченного употребления в школьном курсе русского языка…………………………………………….. 45 Выводы по главе 2…………………………………………………….47 Заключение ………………………………………………………………….. 48 Библиографический список ……………………………………………….. 50 Приложение 1 …………………………………………………………………54 Приложение 2 …………………………………………………………………58 Введение В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Учёные-лингвисты, русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего, отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. Как писал В. В. Виноградов, «высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности» [Лекант 2007]. В любом обществе с традиционно высокой культурой (каким, несмотря на все потрясения, является российское общество) существуют требования к качеству и, как минимум, к грамотности текстов, особенно распространяемых по массовым каналам. Актуальность данной работы определяется тем, что в языке постоянно происходят изменения, которые находят свое отражение в построении текста в современных СМИ. Характерные ошибки в построении письменных текстов – перенасыщение терминологией, общая стилистическая сниженность, «жаргонизация» речи. Литературные, стилистические, жанровые и семиотические нормы представляют собой сложно устроенную, иерархическую систему. Она и дает критерии для оценки текста любого стиля и жанра, исходя из понимания внутренне присущих ему закономерностей и особенностей построения и потенциального восприятия. Ни одну сферу деятельности не оставляют без внимания современные СМИ. Обилие терминов, профессионализмов, арготизмов, жаргонных выражений в изданиях такого рода – научных, спортивных, военных, экономических, искусствоведческих – объясняется отчасти осознанной необходимостью, отчасти подсознательным стремлением журналистов быть своими среди своих. Поскольку средства массовой информации занимают важное место в нашей жизни и каждый дееспособный житель нашей страны пользуется печатными СМИ (газеты, журналы), нас заинтересовала проблема использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, и мы решили проанализировать тексты газет и журналов, в том числе региональных, и выявить уместность использования в них подобной лексики. Объект исследования – тексты современных СМИ. Предмет исследования – необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИ. Цель работы – описаниеиспользования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, оценка уместности ее употребления. Задачи работы: - определить группы необщеупотребительной лексики в современном русском языке; - описать признаки и функциональную принадлежность необщеупотребительной лексики; - проанализировать тексты печатных СМИ для выявления в них необщеупотребительной лексики; - выявить разновидности необщеупотребительной лексики, используемой в современных СМИ; - определить функции необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ; - оценить уместность использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ. Источником фактического материала для исследованияпослужили тексты печатных СМИ: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Вперед», «Моя семья», «Эффект», «Столетник», «Комсомольская правда», «Виринея» - за период 2008 - 2012гг. В работе использовалисьследующие методы исследования: аналитический метод, метод контекстуального анализа, описательный метод, включающий описание, интерпретацию и классификацию имеющихся языковых фактов. Теоретическая значимость работы заключается в том, чторезультаты исследования можно связать с изучением современных тенденций в языке массовых коммуникаций. Работа включается в современный научный контекст исследований по лексикологии, стилистике, языку СМИ, культуре речи, лингвистике текста. Практическая значимость работы. Данное исследование дает возможность использования его результатов в практической деятельности: в учебном процессе при разработке курсов по выбору, факультативов, а также в профессиональной деятельности журналистов при анализе и редактировании текстов массовых коммуникаций. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Необщеупотребительная лексика в современном русском языке: классификация, особенности, функции
|