Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИ






Необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИ

 

Выпускная квалификационная работа

 

Направление: 050300.62 «Филологическое образование»,

профиль «Русский язык и литература»

Автор ВКР ______________ / студент V курса ОЗО

Резанова Любовь Сергеевна

Научный руководитель ________/ к. фил. н., доц.

Щурина Юлия Васильевна

 

Допущен к защите

зав. кафедрой РЯиМП

к. фил. н., доц. Ю.В. Щурина

_____________________________

«_______»____________________2013 года

 

 

 

Чита 2013

 

Оглавление.

стр.

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Необщеупотребительная лексика в современном русском языке: классификация, особенности, функции ………………………….6

1.1. Активные процессы в лексике современного

русского языка…………………………………………………….6

1.2. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы

употребления……………………………………………………..11

1.3. Специальная лексика и терминология в современном русском

языке……………………………………………………………....15

1.4. Диалектная лексика в современном русском языке…………..22

1.5. Жаргонная лексика в современном русском языке…………...29

Выводы по главе 1…………………………………………………….31

Глава 2. Лексика ограниченного употребления в дискурсе СМИ …….33

2.1. Специальная лексика и терминология в текстах современных

СМИ……………………………………………………………….33

2.2. Диалектная лексика в текстах современных СМИ……………39

2.3. Жаргонная лексика в текстах современных СМИ…………….42

2.4. Изучение лексики ограниченного употребления в школьном

курсе русского языка…………………………………………….. 45

Выводы по главе 2…………………………………………………….47

Заключение ………………………………………………………………….. 48

Библиографический список ……………………………………………….. 50

Приложение 1 …………………………………………………………………54

Приложение 2 …………………………………………………………………58

Введение

В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Учёные-лингвисты, русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего, отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений.

Как писал В. В. Виноградов, «высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности» [Лекант 2007].

В любом обществе с традиционно высокой культурой (каким, несмотря на все потрясения, является российское общество) существуют требования к качеству и, как минимум, к грамотности текстов, особенно распространяемых по массовым каналам.

Актуальность данной работы определяется тем, что в языке постоянно происходят изменения, которые находят свое отражение в построении текста в современных СМИ. Характерные ошибки в построении письменных текстов – перенасыщение терминологией, общая стилистическая сниженность, «жаргонизация» речи.

Литературные, стилистические, жанровые и семиотические нормы представляют собой сложно устроенную, иерархическую систему. Она и дает критерии для оценки текста любого стиля и жанра, исходя из понимания внутренне присущих ему закономерностей и особенностей построения и потенциального восприятия.

Ни одну сферу деятельности не оставляют без внимания современные СМИ. Обилие терминов, профессионализмов, арготизмов, жаргонных выражений в изданиях такого рода – научных, спортивных, военных, экономических, искусствоведческих – объясняется отчасти осознанной необходимостью, отчасти подсознательным стремлением журналистов быть своими среди своих.

Поскольку средства массовой информации занимают важное место в нашей жизни и каждый дееспособный житель нашей страны пользуется печатными СМИ (газеты, журналы), нас заинтересовала проблема использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, и мы решили проанализировать тексты газет и журналов, в том числе региональных, и выявить уместность использования в них подобной лексики.

Объект исследования – тексты современных СМИ.

Предмет исследования – необщеупотребительная лексика в текстах современных СМИ.

Цель работы – описаниеиспользования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, оценка уместности ее употребления.

Задачи работы:

- определить группы необщеупотребительной лексики в современном русском языке;

- описать признаки и функциональную принадлежность необщеупотребительной лексики;

- проанализировать тексты печатных СМИ для выявления в них необщеупотребительной лексики;

- выявить разновидности необщеупотребительной лексики, используемой в современных СМИ;

- определить функции необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ;

- оценить уместность использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ.

Источником фактического материала для исследованияпослужили тексты печатных СМИ: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Вперед», «Моя семья», «Эффект», «Столетник», «Комсомольская правда», «Виринея» - за период 2008 - 2012гг.

В работе использовалисьследующие методы исследования: аналитический метод, метод контекстуального анализа, описательный метод, включающий описание, интерпретацию и классификацию имеющихся языковых фактов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, чторезультаты исследования можно связать с изучением современных тенденций в языке массовых коммуникаций. Работа включается в современный научный контекст исследований по лексикологии, стилистике, языку СМИ, культуре речи, лингвистике текста.

Практическая значимость работы. Данное исследование дает возможность использования его результатов в практической деятельности: в учебном процессе при разработке курсов по выбору, факультативов, а также в профессиональной деятельности журналистов при анализе и редактировании текстов массовых коммуникаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

Глава 1. Необщеупотребительная лексика в современном русском языке: классификация, особенности, функции






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.