Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни






Сразу после рождения дети отличаются по степени реактив­ности на стимул при удовлетворении биологических потребнос­тей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в даль­нейшие периоды детства. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрос­лыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательнос­ти, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и раз­вития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппара­та. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темпе­рамента проявляются очень рано и сохраняются без значитель­ных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близ­ка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром исто­щении, пониженной работоспособности, повышенной возбуди­мости и чувствительности, что приводит к неадекватному по­ведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реак­ций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкри­кивает обидные слова. Повышенная возбудимость является при­чиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщен­ной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Ис­кусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную сис­тему ребенка от перенапряжения, определив для него допусти­мую силу стимула.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомле­нию. Причем оно наступает скорее, если деятельность интерес­на, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутом­ление наступает при чересчур сильной и длительной концент­рации внимания малыша на каком-либо одном виде деятель­ности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутом­ление проявляется следующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невниматель­ным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает воз­можность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятель­ности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а по­том предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособ­ность возрастает в дошкольном детстве, достигая максималь­ной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость воз­буждения и торможения, что проявляется в малой выносливос­ти, быстром утомлении, быстром возникновении охранитель­ного торможения, которое затормаживает действия под влия­нием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике на­рушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах. Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съе­дает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. По­добная импульсивность поведения особенно выражена в ран­нем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления воз­никают одерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульсивное желание.

Второй вариант, обусловленный слабостью торможения, -это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сиг­нала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбужде­ния и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэ­тому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность вы­ражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малы­ша снижен контроль за своими действиями, часто меняется на­строение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем дет­стве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудше­нию самочувствия, а заболевания - к разрушению сформи­рованных культурно-гигиенических навыков. Ведь послед­ние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устой­чивыми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.