Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное неблагополучие детей и его причины




Под эмоциональным неблагополучием понимается отрица­тельное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими при­чинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка об­щением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверст­никами. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями при­водит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малы­ша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнози­руемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрям­ство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрос­лым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжела­тельного, но требовательного оценочного отношения как лич­ность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успе­ха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднения­ми в общении с другими детьми, может приводить к двум ти­пам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешен­ные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто ста­новится причиной дезорганизованное™ их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей чае-то проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные ре­акции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблаго­получие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверст­никами. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечат­лительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональ­ное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их появле­ние прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени разви­тия самостоятельности, воображения, эмоциональной чувстви­тельности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, не­уверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинк­том самосохранения.



Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квартире на несколь­ко минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»

В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство воз­никает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосве­щенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страш­ных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подхо­дят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный ком­форт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, го­товность прийти на помощь предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной сис­темы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интере­сами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание при­водит к тому, что дети становятся бессильными, теряют спо­собность рассуждать, переживают острый эмоциональный дис­комфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка иг­рает наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских стра­хах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируют­ся тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.



Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказоч­ными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположен­ность к страхам имеется у малообщительных детей, ограничен­ных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возни­кать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрица­тельных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начи­нает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склон­ным к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразны­ми. Они свойственны большинству дошкольников, часто пере­ходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояни­ям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонен­тов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизнен­ным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умст­венном воспитании, которые приводят к снижению уровня ори­ентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти от­вет сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о пред­метах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незна­комой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугаю­щей деятельности, например вместе войти в темную комнату.

Литература

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в дей­ствиях с предметами//Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7. -С. 65-67.

Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре//Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - С. 61-64.

Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми//Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 81-89.

Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помо­щью художественной литературы//Дошкольное воспитание. -1993.-№10.-С. 41-42.

Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе дет­ского сада//Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2. - С. 12-19.

Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал